Выступление на РМЦ
«Формирование мотивации на уроках ИЗО».
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Средний учебный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает обучающийся; появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности обучающегося; усложняется материал учебных программ, требующий новых уровней учебной деятельности; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; обучающийся включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя обучающийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей деятельности. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Виды мотивации:
1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности
· «Отрицательная» –это побуждения обучающегося, вызванные осознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
· Положительная в двух формах:
а) определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими).
б) определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.
Зная соответствующий тип мотивации, учитель создает условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на его потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.
Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте. ()
Процесс повышения учебной мотивации у обучающихся в среднем звене будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать факторы, влияющие на формирование учебной мотивации.()
Развитие у обучающихся интереса к предмету
Щукина Г.И., одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы, считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
· личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
· содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
· методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Педагогические средства развития учебной мотивации
· Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; актуализация усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм; показ достижений современной науки и пр.
1. «Изображение предметного мира – натюрморт», Актуализация и углубление знаний: Составить композицию из предложенных предметов. Объяснить свой замысел.
2. «Цвет в произведениях живописи», Актуализация и углубление знаний: дидактическое упражнение «Найди пару».
3. При составлении композиции пейзажа или натюрморта первоначально группируется композиция из геометрических фигур. Получается переход от формальной композиции к неформальной, если подбираются формы и образы похожие на геометрические.
4. Применение различных техник: условная деформация, ассиметрия, текучесть форм, «декоративный натюрморт», граттаж, «гармошка»,
5. Устное рисование.
6. Музыкально-поэтическая минутка.
7. Применяю «Толко-сочетаемый словарь».
8. При изучении исторического жанра опора на знания тем «Бытовой жанр» и «Фигура человека».
9. Иллюстрирование хантыйских сказок – связь с литературой.
10. Работа с ограниченной палитрой.
· Значительное влияние на развитие учебной мотивации оказывают методы, особенно методы проблемного и интерактивного обучения . Для реализации возможностей методов обучения в развитии учебной мотивации служат приемы: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение знаний на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.
1. С помощью проблемного рассказа, по ходу изложения на уроках я размышляю, доказываю, обобщаю, анализирую факты. Веду за собой обучающихся.
2. Проблемная беседа – ставлю ряд взаимосвязанных вопросов и обучающиеся высказывают свои предположения и доказывают их.
3. Составляю кроссворды и учу обучающихся этому.
· Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); предъявление информации с помощью ИКТ, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.
1. Использую наглядные пособия для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемную ситуацию на уроке.
2. Книги, энциклопедии, иллюстрации по теме, таблицы, репродукции картин художников, рисунки детей, образцы, возможности ИКТ, свои работы и т. д.
· Приемы, основанные на общении, взаимодействии педагога и учащихся: оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др.
· Приемы, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся; сочетание различных форм совместной работы; общественная оценка действий учащихся; опора на общественное мнение и др.
1. Творческие турниры между классами в рамках определенной темы.
2. Выставки.
3. В конце учебного года силами воспитанников кружка «Юный декоратор» ежегодно в школе выпускается стенгазета «Выпускник» размером 3×4 м..
· Формирование учебной мотивации замедляют: эмоциональная бедность учебного материала; излишняя повторяемость одних и тех же приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение преподавателя к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).
· ВЫВОДЫ:
Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как следствие индивидуальных способностей, так и в виду отсутствия интереса к его достижению. Проблема формирования мотивации в среднем звене определяется тем, что именно в период обучения ребёнка, когда еще учебная деятельность находится в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.
Процесс формирования мотивов продолжается всю жизнь. Педагогическая деятельность направлена на важный источник появления новых мотивов – труд, работу, деятельность, в том числе совместную. В этом процессе стихийно существующие мотивы, как правило, дополняются новыми, притом осознаваемыми. Значение педагога в такие моменты велико. Роль учебной деятельности направлена либо на приобретение обобщенных способов действий, либо на самосовершенствование.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.