«Формирование
навыков чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Чтение является важным и жизненно
необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения
формируется у учащихся специальной (коррекционной) школы медленно и с большим
трудом.
Вопросы овладения навыком чтения детьми с
нарушением интеллекта, достаточно подробно, отражены в работах таких авторов и
методистов, как А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И.
Лалаева, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, Н. К. Сорокина и др. Все авторы
отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на
начальном этапе их обучения (1–2 классы), является специфическим. Вместе с тем,
большой пропедевтический период, длительность букварного и послебукварного
периодов позволяют большинству учащихся с нарушением интеллекта овладеть всеми
звуками, буквами, графемами русского языка, а также различными по сложности
слоговыми структурами. Тщательная и целенаправленная работа учителей и
логопедов помогает сформировать у учащихся навыки работы над текстом. Поэтому
большинство овладевают умениями и навыками по чтению, предусмотренными школьной
программой: они читают, понимают смысл прочитанного и могут ответить на вопросы
учителя; у них формируются общедидактические умения, а также навыки, связанные
с мыслительными операциями; они способны с помощью учителя анализировать текст,
находить нужную информацию, сравнивать материалы прочитанного, проводить
классификацию событий и явлений, содержащихся в текстах учебника, обобщать
материалы прочитанного.
Остановимся на особенностях и приемах
формирования основных навыков чтения в период перехода учащихся с нарушением
интеллекта от послогового способа чтения к чтению целыми словами.
Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся.
Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и
выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли
художественных средств.
Наибольшие возможности для развития
сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
1) подготовка к первичному
восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование
наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
– установка на целенаправленное восприятие
текста;
– первичное восприятие текста,
эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и
словесных средств обучения;
– беседа в связи с разбором частей текста и
всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных
связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста
и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение
существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);
– словарная работа (проводится на всех этапах
работы над текстом);
– работа над планом (словесное рисование –
иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа,
коллективная работа с учителем – деление текста на части по данным заголовкам,
придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
– пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий
к тексту);
– разбор жизненных ситуаций;
– заключительная, обобщающая беседа.
Реализация задачи по развитию сознательного
чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем
представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в
целом; словарная работа; материалы для эмоционально-оценочной беседы;
2) работа над составлением плана: приемы словесного рисования,
озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.
Следующий вид работы – работа над правильным
чтением, которое рассматривается как чтение без ошибок и искажений. В настоящее
время в специальной методической литературе выделены основные приемы,
способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся:
звуко-буквенный анализ слов; чтение таблиц с трудными словами; предварительное
послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением,
написанных на доске; хоровое чтение трудной части рассказа; распределение
частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;
тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение,
нахождение части текста к иллюстрации и др.).
Однако перечисленные упражнения не всегда
обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Даже при
систематической работе над правильным навыком чтения дети с нарушением
интеллекта допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних
слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных
слов и слогов и т. д.
Для выработки правильности чтения, кроме
организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы
постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление
ошибок. Следует обратить внимание работе над ошибками:
– учитель фиксирует все ошибки ученика, однако
прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;
– ошибки в окончании слов учитель исправляет
сам, не прерывая чтения ученика;
– ошибки, искажающие смысл предложений,
исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса,
заданного к прочитанному отрывку.
Далее учитель вырабатывает у учеников беглое
чтение, которое подразумевает такую скорость чтения, которая предполагает и
обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
3) Работа над совершенствованием навыков беглого чтения. Нормальным
считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи. Начиная с 3 класса,
когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами,
необходимо отрабатывать этот навык.
Основными приемами, способствующими развитию
беглости чтения, являются:
– ежедневная тренировка учащихся в чтении;
– неоднократное перечитывание текста на уроке;
– предварительная ориентация учащихся перед
чтением текста;
– чтение трудных слов, встречающихся в тексте;
– предварительное чтение текста про себя
(«жужжащее» или тихое чтение);
– использование специально подготовленных
таблиц, связанных с текстом.
– использование специально подготовленных,
легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного
разбора содержания.
Параллельно идет формирование выразительного
чтения, под которым понимают способность средствами устной речи передать
слушателям свое отношение к идее произведения. Работа над выразительностью
чтения осуществляется в нескольких направлениях:
– техническое, включающее тренировку дыхания,
совершенствование артикуляционного аппарата;
4) работа над интонацией (выдержать соответствующий темп, ритм,
соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с
эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев);
– смысловое, реализующее всю систему работы по
осмыслению произведения;
– тренировочное, цель которого – упражнять детей
в выразительном чтении произведения после его анализа.
Работе над выразительным чтением должен
предшествовать тщательный анализ произведения. Учителю необходимо раскрыть
характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении;
показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную
эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и
эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.
Работа по формированию навыка выразительного
чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 3–4
классах.
Работа над интонационным компонентом навыка
чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания
(точка, вопросительный и восклицательный знаки). Для данного компонента важным
также является логическое ударение. Логическое ударение – это умение найти
самое главное слово в предложении и выделить его голосом.
Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
изменение тона (прочитать грубо, сердито, тихо, ласково, вкрадчиво); чтение по
ролям; инсценировки басен, сценок.
Для развития эмоциональной выразительности
учитель может использовать следующие задания:
– найти в тексте слова, отражающие эмоциональное
состояние героя;
– определить это состояние с помощью учителя;
– соотнести характер героя с его поступками
(проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить свое
отношение к герою и отношение к нему автора);
– выбрать интонационные средства речи при чтении
вслух.
Работа по формированию всех качеств полноценного
чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно
выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.
Речевая гимнастика направлена на решение
нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции,
правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности
речи, развитию основных приемов выразительного чтения.
Речевая гимнастика проводится в течение 3–5
минут в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. Некоторые
упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может
проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических
упражнений).
5) Пятиминутка чтения – этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и
увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:
– чтение слоговых таблиц различных модификаций;
– чтение трудных по слоговому и морфемному
составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для
самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;
– чтения по догадке.
Еще одной задачей пятиминуток чтения является
расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения.
Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно
с работой над текстом.
Таким образом, систематическое использование подобного рода заданий,
безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к
читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании
читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения
предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся,
развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить
предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и
развивается интерес и любовь к родному языку.
Поэтому педагоги должны быть готовы продолжать
работу по формированию навыка чтения и усвоению содержания, совершенствованию
познавательных и общедидактических умений и навыков.
Литература :Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе
/ А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 380 с.Гнездилов М. Ф. Методика
русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М. : Просвещение,
1965. – 200 с .Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – М.: Просвещение, 2006. –
180 с. Шишкова М. И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида / М.
И. Шишкова // Коррекционная педагогика. – 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.