Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах, является важным этапом становления речи детей. Выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение». Это доказывает актуальность выбранной темы.
Сегодня перед современным учителем начальных классов стоят задачи формирования и развития выразительного чтения, но проблемы развития и улучшения интонационных навыков у младших школьников до сих пор не решены полностью на практике. Одни учителя ошибочно считают, что выразительное чтение не требует особого внимания, другие, что оно доступно только талантливым детям, третьи уделяют внимание выразительному чтению только при изучении лирического произведения. Выразительное чтение необходимо всем детям и требует специальной работы с текстом разных стилей и жанров под руководством учителя. Преподаватели часто не раскрывают связь между мыслью, чувством и звучанием текста, что мешает детям понять и пережить поэтическую идею.
Важным подспудным инструментом в выразительном чтении, несомненно, являются эмоции. Не останавливайте ребёнка, если вдруг у него пошли в пляс руки и оформились характерной дугой брови. Если жесты ваших чтецов соответствуют содержанию читаемого произведения, это большой плюс к передаче авторских переживаний и настроений.
· При помощи улыбок дети выражают радость и светлые чувства, а также иронию и сарказм.
· Сведённые брови делают лицо хмурым, а опущенный взгляд даёт понять, что человек обижен. Поднимая бровные дуги вверх, ребёнок удивляется. Если опустить кончики губ и выдвинуть подбородок вперёд, мы получим агрессивного чтеца.
· Жесты и движения рук могут всё сказать без слов, а при чтении усиливают смысл произнесённых фраз. При этом можно применять различные позы, выбрасывая руки в стороны, выдвигая ноги, горбясь или выпячивая живот – всё это мотивирует текст произведения.
На уроке литературного чтения полезно работать над скороговорками. Это упражнение помогает развивать артикуляционный аппарат, улучшает дикцию и тембр голоса. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчётливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.
Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.
Необходимо внедрить разнообразные упражнения, такие как изменение темпа и громкости чтения, экспериментирование с тональностью, а также игровой подход, включающий чтение по ролям, использование жестов и мимики. Дополнительные методы, такие как чтение с музыкальным сопровождением, инсценировки и театрализованные постановки, могут значительно обогатить процесс обучения. Кроме того, анализ образцов выразительного чтения способствует развитию навыков интерпретации текста и эмоциональной передачи содержания.
Итак, видами и приёмами по развитию выразительного чтения могут быть
1.Отчётливое произношение звуков, слогов, слов, скороговорок для
выработки хорошей
2. Чтение для отработки умения регулировать силу звука, темпа речи.
3. Подражание образцу выразительного чтения.
4. Чтение по ролям, драматизация текста.
5. Специальные упражнения по формированию умения пользоваться видами интонации.
6. Участие в художественной самодеятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.