Формирование навыков разговорной речи у дошкольников
Оценка 4.8

Формирование навыков разговорной речи у дошкольников

Оценка 4.8
docx
12.05.2022
Формирование навыков разговорной речи у дошкольников
публикация....docx

Формирование навыков разговорной речи у дошкольников

Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни (из опыта работы).

Большое значение для формирования разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет работа вне занятий – в повседневной жизни: в утренние и вечерние часы в группе во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках.

Я стараюсь, прежде всего, создать условия для проявления речевой коммуникации каждого ребёнка – организовываю общение в свободное время, во время игр и во время проведения режимных моментов. Данную работу делю (условно, конечно) на несколько аспектов.

Аспект первый

Аспект первый – исправление ошибок в речи дошкольников.

Например, многие ребята нашей группы в начале и середине года часто неправильно согласовывали имена прилагательные с именами существительными и имена существительные с глаголами.

Побуждала детей говорить правильно, развивала устойчивый интерес к нормам языка.

Поощряла вопросы маленьких почемучек о том, как нужно говорить правильно, предлагала сознательно выбрать правильный вариант из нескольких.

Аспект второй

Аспект второй – привлечение внимания воспитанников к названиям предметов и объектов, людей, качеств, действий в процессе ознакомления с окружающим миром с обязательным пояснением, откуда возникло то или иное название. Например, «строитель – строит дома, здания», «учитель – учит детей, людей».

В тематических беседах постоянно задаю вопросы, на которые возможно ответить только сложным предложением («Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?» и др.).

Даю детям поручения, требующие ориентировки в пространстве, ясного понимания пространственных отношений, обозначаемых предлогами (за, из, под, над и т. д.) и наречиями (направо, налево, вперёд, назад, между и др.) без опоры на наглядность.

Во время проведения прогулок задаю наводящие вопросы о том, почему именно так назван те или иные предметы (объекты) или явления. И обязательно даю пояснения, толкования слов, если дошкольники не могут этого сделать сами.

Провожу словесные дидактические игры, создаю игровые и проблемные ситуации, активизирующие использование в речевых конструкциях прилагательных и глаголов. Например: «Детишки, помогите, пожалуйста, воробьишке найти свой домик!» Или: «Ребята, почему синичке нужно опасаться кошки?».

В нашей группе в соответствиями с нормативными требованиями ФГОС оформлен уголок природы, есть много комнатных растений.

Здесь проводятся систематические наблюдения за их жизнедеятельностью, опыты с песком, водой, снегом и т. д. А это всегда интересно любознательным детям пяти-шести лет, а кроме того, стимулирует их речевую активность.

Знакомя дошкольников с новыми, ранее не знакомыми, словами во время проведения режимных моментов, употребляю эти слова с личными местоимениями, прилагательными, имеющими ударное окончание. Например: «Сегодня на завтрак вам дадут кофе с молоком». Или: «После физкультурного занятия мы пойдём на прогулку и возьмём большое лукошко для сбора шишек».

Ежедневно читаю детям произведения русского и зарубежного фольклора (сказкибылины, заклички, песенки и др.), рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов-классиков, современных детских писателей и поэтов, рекомендованные программой.

Всегда стараюсь раскрыть замысел выбранного произведения. «заразить» маленьких слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Их чувствам и поступкам, к лирическим переживаниям самого автора.

Часто перечитываем тексты произведений, которые особенно запомнились и полюбились детям (например, юмористические рассказы Николая Носова, стихотворения Самуила Маршака, волшебные сказки Шарля Перро, циклы рассказов о мире природы Виталия Бианки и др.).

Каждую неделю, по четвергам, проводим игру-драматизацию, по заранее выбранным сказке, рассказу либо стихотворению. Привлекаю дошкольников к отгадыванию тематических загадок.

Формирование разговорной речи происходит, без сомнения, и в процессе сюжетно-ролевых игр, которые дошкольники очень любят:

·         обогащение словаря новыми словами, словесными конструкциями и фразеологическими оборотами;

·         использование сложно-сочинённых и сложно-подчинённых предложений;

·         умение продуктивно вести диалог и строить монологические высказывания и т. д.

Аспект третий

Аспект третий – использование в свободной деятельности игр и игровых упражнений, направленных на закрепление ранее изученного учебного материала и подготовку дошкольников к восприятию новых знаний (с опорой и без опоры на наглядность). Ведь то, что в обычной речи могло остаться и незамеченным, в процессе проведения игры со словом откладывается в памяти надолго, запоминается без всякого напряжения.

В группе собрана картотека дидактических игр и упражнений по развитию связной речи без опоры на наглядность, среди которых «Загадай загадку», «Подбери рифму», «Если бы я был (а)…», «Бывает или нет?», «Назови словечко». «Закончи предложение» и др.

Подобраны яркие и красочные наглядные пособия по темам: «Рассказывание по картине и сериям сюжетных картин», «Согласование слов в предложении», «Составление рассказа из личного опыта с опорой на картинку» и т. д.

Аспект четвёртый

Аспект четвёртый – проведение систематической и последовательной индивидуальной работы с каждым ребёнком группы в утренние или вечерние часы. Например, короткие беседы утром в понедельник на тему «Как я провёл(а) выходной день», в процессы которых дети совершенствовали умение составлять рассказы на заданную тему на основе личного опыта.

А ещё практически каждый день организую так называемые «пятиминутки», обсуждаем с ребятами прочитанные книги, мультфильмы, события, произошедшие в группе.

Побуждаю высказывать собственное мнение, давать характеристику персонажам и их поступкам, делать выводы и умозаключения.

Заучиваем с детьми стихотворные тексты (или отрывки) русских поэтов-классиков А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, тем самым обогащая и совершенствуя речь, развивая эстетическое восприятие окружающей действительности, формируя интонационную речевую выразительность.

Автор: Могилевцева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Место работы: МБОУ ООШ № 11
Месторасположение: город Ливны, Орловская область

Дата изменения: 13.03.2021
Дата публикации: 24.02.2017

 

По теме:

Формирование речи дошкольников. Развитие речи

Педагогический совет «Повышение качества работы по формированию речевого развития детей»

Педагогический совет с игрой «Формирование речевого развития детей дошкольного возраста»

Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

Занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи для дошкольников




Тематические разделы:

·         Формирование речи

Основные разделы:

1.      Детский сад

2.      Методические разработки

3.      Доклады, педсоветы, семинары…

4.      подготовительная группа

5.      старшая группа

 

 

 

 

 

 



 

РЕКЛАМА

onlineschoollogo.com

 

Как развить ребенка без логопеда? За 45 дней

Бесплатный авторский вебинар. Дипломированный логопед, дефектолог, нейропсихолог

Диагностика • 8 грубых ошибок • Эффективные способы

Узнать больше

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите комментарий...

Имя*

Email*

Сайт

Навигация

·         Главная

·         Условия конкурса

·         Детский сад

·         Начальная школа

·         Школа

·         Шаблоны презентаций

 

Подпишитесь на Telegram канал

Образовательный Портал 2011

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт portal2011.com обязательна.

Telegram Vk Odnoklassniki Instagram Facebook-f Twitter

Copyright © 2013 — 2022 Все права защищены

Политика конфиденциальности

Образовательный Портал 2011


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование навыков разговорной речи у дошкольников

Формирование навыков разговорной речи у дошкольников

Например: «Детишки, помогите, пожалуйста, воробьишке найти свой домик!»

Например: «Детишки, помогите, пожалуйста, воробьишке найти свой домик!»

Подобраны яркие и красочные наглядные пособия по темам: «Рассказывание по картине и сериям сюжетных картин», «Согласование слов в предложении», «Составление рассказа из личного опыта с…

Подобраны яркие и красочные наглядные пособия по темам: «Рассказывание по картине и сериям сюжетных картин», «Согласование слов в предложении», «Составление рассказа из личного опыта с…

Основные разделы: 1.

Основные разделы: 1.

Как развить ребенка без логопеда?

Как развить ребенка без логопеда?

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2022