Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Оценка 4.7

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Оценка 4.7
docx
18.10.2021
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Формирование навыков самообслуживания.docx

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

«Формирование навыков самообслуживания»

 

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.

А.С.Макаренко

 

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее.

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребенка.

Формирование полезных привычек - это кропотливый труд, который требует от взрослого много времени и терпения. Но от результата этого труда зависит здоровье ребенка. Его успешная социальная адаптация (сначала в детском саду, а потом и в школе), а также эмоциональное благополучия взрослых.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться: носовым платком; полотенцем; горшком; расчёской; салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

 

УЧИМСЯ УМЫВАТЬСЯ

  • Завернуть рукава одежды
  • Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки
  • Смыть мыло под струей воды
  • Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз обмыть руки водой
  • Снять полотенце
  • Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются)
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

 

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛОТЕНЦЕМ

Предложить ребенку

  • Снять полотенце с крючка
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
  • Поменять руки местами

Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.

 

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ

  • Знать назначение носового платка
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту носового платка

 

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАСЧЕСКОЙ

  • Знать свою расческу и место, где она лежит
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
  • Исключить возможность пользования чужой расческой

 

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕРКАЛОМ

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду)
  • подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица.

 

К методам формирования навыков самообслуживания можно отнести:

Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов гигиенических процедур;

Пример взрослого (нужно постоянно помнить о том, что дети раннего возраста  очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание));

Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);

Показ и объяснение (показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное);

Упражнение и контроль (упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы; контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков; следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом; отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.);

Игровые приемы (позволяют более активно воздействовать на малыша; игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей; помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в ошибки»);

Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок (все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык);

!!!Важно!!! чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Таким образом, воспитание навыков самообслуживания – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания давала в спокойном тоне, вызывающее у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.


 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ «Формирование навыков самообслуживания»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ «Формирование навыков самообслуживания»

Жевать с закрытым ртом. 2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту)

Жевать с закрытым ртом. 2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту)

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ

Игровые приемы (позволяют более активно воздействовать на малыша; игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей; помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в…

Игровые приемы (позволяют более активно воздействовать на малыша; игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей; помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2021