Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

docx
14.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Формирование навыков смыслового чтения.docx

«Формирование навыков смыслового чтения

на уроках русского языка и литературы»

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.

Сегодня же, учитывая, что современные дети значительно изменились за последние годы - они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера.

Какие же приёмы можно использовать для того, чтобы воспитать грамотного читателя.

  Всегда удачным бывает прием «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы…».  Учащимся предлагаются ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их мнению соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, слово учителя, дополнительная информация в различных источниках) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты.

   Прием «Верите ли вы…»  используются, например, при знакомстве с новой частью речи - причастием::

- Причастие - это самостоятельная часть речи.

- Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

- Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

- Причастия могут быть действительными и страдающими.

- Действительные причастия могут иметь краткую форму.

- Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом. (Слайд 3)

Желание учеников убедиться в своей  правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

Научит ребят думать над прочитанным, понимать произведение  прием «толстых» и «тонких» вопросов. (слайд 4)

 Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: это вопросы до изучения темы, по ходу чтения, слушания, демонстрация понимания пройденного.


Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

 

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...? 
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...? 
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...? 
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

 

 По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. 

Учимся  определять уровень сложности вопроса – относить его к «толстым» или «тонким». Например, в конце каждого раздела имеются вопросы. Можно спросить:

- Какие из них требуют односложного ответа?

- Какие заставляют размышлять, анализировать?

Работу с «тонкими» вопросами дети продолжают на творческом уровне, составляя кроссворды и сценарии игр. (слайд 5)

КРОССВОРД «МОРФЕМИКА»

Ключевое слово: Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.

  1. Что образует окончание?
  2. Как называется беззвучное окончание?
  3. Какая часть речи не имеет окончания?
  4. Как называется суффикс, стоящий после окончания?
  5. Как называется замена одних звуков другими в одной и той же части слова?
  6. Как называется наименьшая значимая часть слова?
  7. Как называется значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов?
  8. Как называется главная значимая часть слова?
  9. Что есть часть изменяемого слова без окончания.

«Толстые» вопросы, придуманные учениками, могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Дети   увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления или в конце изучения произведения  устраиваем конкурс  по номинациям: на  самый  оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос – загадку.  Каждый ребенок в процессе обучения желает задать вопрос.

Хочется сказать о приеме «Письмо по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Приём составления кластера:

Кластер  является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем материал по категориям. Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т.е. гроздями.

Приведу пример кластера. Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров. (слайд 7)

 

 

 

 

 

 

 Приём «Двойной дневник»

Данный приём хорошо использовать на уроках литературы. (слайд 8)

Приём «ПОПС-формула» 9 (слайд 9)


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)