Собирова Ольга Валерьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя школа № 13 с углублённым
изучением предметов», г. Великий Новгород
Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников как требование ФГОС.
Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.
Н. Карамзин
1. Введение.
Огромные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
В настоящее время происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис в современном обществе. Появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию/переработке информации и существующими мощными потоками информации. По мере приближения к информационному обществу от образования все больше ожидают формирования личности, способной к самореализации, к самостоятельному ответственному решению жизненных проблем, то есть личности, обладающей определенным набором компетенций. «Грамотность – базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое. Грамотность определяет способность и готовность человека к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни» (Н.Н. Сметанникова «Стратегиальный подход к обучению чтению»).
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в
целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Виды функциональной грамотности:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
Основы
функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму,
говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности является
читательская грамотность.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Именно поэтому необходимым требованием к человеку новой эпохи является овладение текстовой культурой, или читательской грамотностью. Необходимость подготовки учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы приобретает особую актуальность. Уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха заключается в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде, уметь эффективно использовать. В свете модернизации общего образования проблема обучения чтению становится наиболее актуальной.
2. Смысловое чтение. Требования ФГОС.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений (средство воспитания и развития учащегося) (предметный результат), и как способ работы с информацией (метапредметный результат), и как познавательное универсальное учебное действие (смысловое чтение). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий по ФГОС:
· в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
· в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:
1) личностные результаты –сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты –умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты -уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.
Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Сегодня чтение, наряду с владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют более продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской компетентности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.Систематическая и технологичная работа по развитию смыслового чтения на уроках литературного чтения является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.
Смысловое чтение – это комплексное универсальное учебное действие, такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержание текста, умение уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Без чтения нет успешного учения. ФГОС НОО ориентирует педагогов начальной школы на формирование основ умения учиться посредством универсальных учебных действий» (УУД), в число которых включены и навыки смыслового чтения.
Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных умений и навыков:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Формировать эти универсальные учебные действия призваны учебники нового поколения. Созданные на основе системно-деятельностного подхода, они дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.
Учебники, отвечающие требованиям информационного общества, коренным образом меняют позицию учителя на уроке. Современный учитель не источник знания, а навигатор эффективной работы со знаниями. Он способствует, облегчает, помогает школьникам учиться успешно. Для этого используются новые образовательные технологии, в числе которых технологии формирования навыков смыслового чтения.
Умение школьника самостоятельно работать с учебником, с дополнительной литературой - условие успешного обучения и показатель личностного развития. Читательские знания и навыки, составляя основу умения учиться, позволят человеку на всём протяжении его жизни и деятельности овладевать ключевыми компетенция.
Смысловое чтение, направленное на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, заданного целью чтения, превращает школьника в субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой ступени образования. Цель, которую ставит перед собой читатель, обусловливает как способ чтения (вслух или про себя), так и вид чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее, выборочное, поисковое, реферативное).
Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех без исключения уроках используются следующие приѐмы и способы работы:
1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить»каждое задание в само-, инструкцию, в алгоритм действий;
2) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст);
3) вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
1. Развитие умения анализировать задание.
2. Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
3. Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
4. Определение последовательности событий в тексте.
5. Формулирование простых выводов после прочтения.
6. Преобразование прочитанного текста в таблицу.
7. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
8. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
9. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения,опровергать какие-либо утверждения.
10. Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
3. Технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе.
Когда ребенок вдумчиво читает, у него обязательно работает воображение и он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная и письменная речь.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
1. понимать текст;
2. анализировать;
3. сравнивать;
4. видоизменять;
5. генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий»как основа умения учиться включает в себя систему регулятивных умений и навыков, в числе которых обозначено учебное действие, направленное на организацию своей работы:
- принимать и сохранять учебную цель и задачу урока;
- планировать еѐ реализацию (что, чем, как);
- контролировать результат и процесс (сверяя с образцом или путѐм поэтапного повторного действия в соответствии с алгоритмом);
- оценивать (по критериям или выделяя только положительные моменты, т.е. что удалось) действия и результат;
- вносить коррективы в их выполнение (процесс выполнения, в систему подготовки к работе).
Работу по формированию умений
и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать
с 2-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и
обработки информации от класса к классу.
Данные приёмы работы с текстом, задания позволят расширить предметную область и
способствуют формированию важнейших метапредметных умений.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы, в зависимости от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.
Приемы обучения смысловому чтению:
«Антипации»
«Чтение в кружок»
Цель: управление процессом
осмысления текста во время чтения.
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по
абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу
вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие
задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен
или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель: формирование умений
вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он
задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом
осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать
текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы
могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания
последующего отрывка".
«Ассоциативный куст»
Цель: актуализация знаний,
формирование установки на чтение.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения
(желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои
ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель
фиксирует их на доске в виде схемы.
«Чтение в парах – обобщение в парах»
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик
поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде
одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по
существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
«Читаем и спрашиваем»
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует
выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
«Дневник двойных записей»
Цель: формирование умений
задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять
прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые
поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации;
в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил,
какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
«Чтение с составлением таблицы, диаграммы»
Цель: сформировать навыки
сравнения и классификации, структурирования информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения
записать в таблицу или диаграмму.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…Почему вы считаете….?
«Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
Кто? Что? Когда? Может? Как зовут? Верно ли? Согласны ли Вы? |
Объясните, почему? Почему Вы думаете? Почему Вы считаете? В чём различие? Что будет, если… Если предположить…, то… Обоснуйте, почему? |
Приём «Составление
краткой записи задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные
вопросы, вести обсуждение в группе.
Приём «Составление вопросов к задаче»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
Приём «Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет
формировать умение самостоятельно
работать с печатной
информацией, формулировать вопросы, работать в парах
Тема: «Окружность и круг»
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
5. речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума» или «Кубик Блума»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы —
вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и
воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?",
"Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ребёнку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему зимой выпадает снег?»
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?» «Как ты думаешь, как будут развиваться события в рассказе после...?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение оценки тех или иных событий, поступков, действий, явлений. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?»
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»
Опыт
использования этого приёма показывает, что дети всех возрастов, в том числе и
первоклассники, понимают значение всех типов вопросов и в подтверждение этому,
могут составить свои.
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Назови…
Почему…
Объясни…
Предложи…
Придумай…
Поделись…
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.
Работа с кубиком строится следующим образом:
Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.
Можно назвать грани фигуры так:
Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Или так:
Предложи (свой вариант названия сказки);
Назови (основных героев);
Придумай (другой ход событий);
Почему (основной герой поступил так);
Объясни (почему такой конец сказки);
Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).
Приём «Тетрадь с печатной основой»
Часто применяется для
структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении
заданий «Прочитай текст учебника на стр.9, пользуясь введёнными
терминами, опиши линии и заполни таблицу».
Приём «Инсерт» (или пометки на полях)
Прием «Инсерт» – это
маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается
в увлекательное путешествие. Он достаточно прост. Детей просто нужно
познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить
их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Прием «Пометки на
полях» работает на стадии осмысления.
Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику;
знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания;
знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+», «V», «?», «-» (думал иначе).
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.
Это я не знаю |
Это для меня новая информация |
Эта информация для меня неизвестна |
Эта информация для меня непонятна |
У меня имеется другое объяснение, мнение |
V |
+ |
– |
? |
+ V? – |
Приём «Кластер»
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
Приём «Составление лэпбука»
Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.
Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему. Это итоговый результат совместной работы на какую-либо тему, в которой они закрепляют, систематизируют изученный материал, выбирая для этого удобные и понятные для себя заголовки, статьи, иллюстрируя их, придумывая для них разные конвертики - секретики, миникнижки - гармошки, окошки, дверки. Это творческая работа, которая предусматривает, кроме закрепления материала, такой важный момент как коллективная творческая деятельность, умение работать в команде, где дети сами распределяют роли, выбирают лидера, составляют план деятельности, выбирают или придумывают формы подачи материала. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука, т.е. 3 и 4 этапы, необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их.
Прием «Составь задание»
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, составление ребуса, кроссворда, головоломок. Здесь, конечно, нужно учитывать то обстоятельство, что ребёнок не обладает достаточным временем, чтобы составить интересный кроссворд, или головоломку. Поэтому такие задания можно задать на дом.
Приём «Ключевые слова»
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Универсальный
прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной
деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в
мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать
информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение
к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
Приём «Верите ли вы…»
Проводится с
целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию
самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
«Синквейн»
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные
идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором
синтезирована основная информация.
Структура синквейна.
1. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
4. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.
5. Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации
главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие
помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!
Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.
Рассмотрим примеры написания синквейна.
1.Друг
Надёжный, верный.
Помогает, советует, оберегает.
Друг познаётся в беде.
Богатство.
2.Лето
Жаркое, долгожданное.
Отдыхать, загорать, путешествовать.
Люди рады лету, а пчела цвету.
Каникулы.
3.Школа
Начальная, средняя.
Обучают, учатся, соревнуются.
Учение свет, а неучение тьма.
Знания.
Прием «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Приём «Дерево предсказаний»
Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.
На доске прикрепляется силуэт дерева:
Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.
Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.
Приём «Корзина идей»
«Корзина идей»— прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
В корзину идей можно «сбрасывать»:
понятия,
мнения,
имена,
факты,
проблемы,
имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.
4. Заключение
Обучение в начальной школе это особый этап в жизни каждого ребенка. Он связан с формированием у младшего школьника основ умения учиться, способствует к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечивают ученику начальной школы возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.
Успешное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и мн.др. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения является фундаментом всех последующих образований и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.
Таким образом, эффективность и качество процесса обучения зависит от умения учителя правильно выбрать технологические приемы и методы смыслового чтения, рационально, уместно комбинировать их и использовать на уроках в начальной школе.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс]
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
2. «Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.– М.: Просвещение, 2010. – 201 с.
3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6
5. .Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007
6. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2015г
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.