Формирование навыков смыслового чтения в 1 классе
Оценка 5

Формирование навыков смыслового чтения в 1 классе

Оценка 5
docx
23.07.2020
Формирование навыков смыслового чтения в 1 классе
статья.docx

                                                                                         Седегова А. Н.,

                                                                                        начальное образование,

                                                                                       Насадский филиал  МБОУ

                                                                                       «Сергинская СОШ»,

                                                                                        Кунгурский район

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

 В ПЕРВОМ КЛАССЕ

 

 Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)  выделены действия смыслового чтения, связанные:

·        с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

·        определением основной и второстепенной информации;

·        формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части содержатся в структуре всех универсальных учебных действий:

- познавательных  УУДориентировка  в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, репродукций картин; выделение непонятных слов и нахождение  их значения  в толковом словаре учебника (под руководством учителя); 

- коммуникативных УУД-  ответы на вопросы по содержанию текста, задавание  вопросов для уточнения непонятного; объяснение смысла названия произведения;  высказывание своего эмоционально-ценностного отношения к героям произведений, к их поступкам;  выслушивание друг друга,    сравнение литературных произведений по жанру, героев разных произведений по характеру, поступкам.

- регулятивных УУДосуществление  контроля правильности, выразительности чтения текстов;

- личностных УУД  - положительное отношение к урокам литературного чтения

     Как помочь первокласснику стать успешным в овладении навыков смыслового чтения?  Покажем это на примере работы по учебнику «Литературное чтение» (автор Кац Э. Э.  ).Обучение  проходит в 3 этапа.

I этап. Предтекстовый.

Цель: формирование установки на чтение.

В учебнике он выделен как словарная разминка.

    Трудные для прочтения слова из текста включаются в группу родственных слов. Дети читают их сначала шёпотом, затем все вместе вслух. Некоторые слова перечитываются отдельными учениками несколько раз. Уже на этом этапе идёт уточнение смысла незнакомых слов.

 Словарная работа включает и информационно-поисковую деятельность. Учащиеся выясняют или уточняют смысл отдельных слов, используя словарь-справочник, помещённый в конце учебника. В него внесены слова из художественных текстов и заданий, смысл которых ребёнку может быть неизвестен. Иногда предлагается несколько значений одного слова. Ученик выбирает то, которое соответствует содержанию конкретного текста.  Затем дети рассматривают иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать. Этап завершается постановкой цели: прочитать текст и проверить свои предположения.  

 II этап. Текстовый.

Цель: освоение механизмов чтения, углубление в смысл произведения.

При традиционном подходе учителю предлагалось сначала самому выразительно прочитать текст вслух, и только после этого к работе приступали дети.  В новом УМК первичным является  самостоятельное жужжащее чтение  детей с дальнейшей проверкой своих предположений. Если текст сложный, допускается первичное чтение учителем.

Повторное медленное “вдумчивое” чтение сопровождается вопросами  уточняющего характера.

  К текстам, представленным в учебнике, даны вопросы и задания разной степени сложности. Сложные задания обозначены восклицательным знаком. Дети должны понимать, что в этом случае им следует сосредоточиться, не торопясь, в уме перебрать варианты ответа, можно посоветоваться с товарищем.

В качестве примера приведём работу  над текстом А. Усачёва «Пятно».

Отвечая на вопрос о том, как Соня перекрашивала скатерть, учащиеся рассказывают об этом своими словами, затем находят соответствующий фрагмент текста: «Собачка Соня вылила на стол оставшееся варенье и стала разлизывать языком в разные стороны.»

           Следующие вопросы обращают внимание первоклассников на внутреннюю жизнь героев и помогают понять причины совершаемых ими поступков: «Как ты думаешь, за что ругал Соню Иван Иваныч?» (3), «Что думала об этом Соня?» (4).

                 На вопрос: «Почему Соня решила размазать варенье по всей скатерти?» дети указали   увидели две причины: - первая «Соня хотела сделать скатерть вишнёвой, красивой, без пятен…», , но два ученика указали и на первопричину её деятельности.: Соня боится хозяина. Эту мысль мы подтвердили затем словами текста: «…испугалась она, потому что хозяин терпеть не мог пятен и страшно сердился…»   Налицо два восприятия данной ситуации.  Иван Иванович мог ругать Соню за то, что не осталось варенья и была испорчена скатерть. Соня объясняет гнев хозяина иначе: она недостаточно аккуратно размазала варенье – осталось пятно под банкой.

          При чтении произведений стараюсь добиваться того, чтобы в  сознании первоклассников закреплялось представление о том, что художественное произведение – результат деятельности писателя. Этому способствует ответы   на вопросы, аналогичные (5): «Как, по-твоему, относится к Соне писатель? Выбери подходящие слова: любит её, смеётся над ней, сердится на собачку, восхищается ею». Отвечая на вопрос, прошу детей обосновать свой ответ. 

               Отвечая на вопрос «Писатель действительно считает, что собачка умная, или он говорит это шутя?», ответы детей разделились. Одни считали, что собачка действительно умная, так как догадалась закрасить скатерть, другие уловили иронию в словах хозяина.  Главное при этом, что первоклассники в меру собственных возможностей попытались аргументировать своё мнение.

             Вопросы, аналогичные данным: «Какой тебе кажется собачка Соня: глупой, весёлой, озорной…?», «Кто тебе больше нравится – Соня или Роджер из сказки Д. Биссета?» помогают формировать  у первоклассников умение оценивать поступки героев, определять черты их характера, сравнивать своё отношение к персонажам разных произведений.

   III этап. Послетекстовый.

Цель:Развитие творческой деятельности.

Первоклассники постоянно участвуют в разнообразной творческой деятельности: придумывают продолжение сюжетных линий, сочиняют рассказы по рисункам и опорным словам, иллюстрируют собственные и авторские произведения.

 Отдельные задания предусматривают запись 1–3 предложений из сочинённых детьми рассказов или ситуаций, сказок; рисование иллюстраций к тексту, изображение вымышленных или увиденных ранее предметов. Подобные работы выполняются в тетрадях, предназначенных для уроков литературного чтения.

 

Такой подход к развитию смыслового чтения первоклассников позволяет глубже понять литературное произведение, более внимательно относиться к каждому предложению, учиться добывать нужную информацию из текста, что, в свою очередь, влияет на достижение более высоких результатов в формировании грамотного читателя.

В приложении даны странички из рабочих тетрадей моих первоклассников.

                                                                                                 Приложение

 

 

 

        

       

 

           

    


 

Скачано с www.znanio.ru

Седегова А. Н., начальное образование,

Седегова А. Н., начальное образование,

УУД – осуществление контроля правильности, выразительности чтения текстов; - личностных

УУД – осуществление контроля правильности, выразительности чтения текстов; - личностных

II этап. Текстовый. Цель: освоение механизмов чтения, углубление в смысл произведения

II этап. Текстовый. Цель: освоение механизмов чтения, углубление в смысл произведения

Налицо два восприятия данной ситуации

Налицо два восприятия данной ситуации

Отдельные задания предусматривают запись 1–3 предложений из сочинённых детьми рассказов или ситуаций, сказок; рисование иллюстраций к тексту, изображение вымышленных или увиденных ранее предметов

Отдельные задания предусматривают запись 1–3 предложений из сочинённых детьми рассказов или ситуаций, сказок; рисование иллюстраций к тексту, изображение вымышленных или увиденных ранее предметов

Формирование навыков смыслового чтения в 1 классе

Формирование навыков смыслового чтения в 1 классе

Формирование навыков смыслового чтения в 1 классе

Формирование навыков смыслового чтения в 1 классе

Формирование навыков смыслового чтения в 1 классе

Формирование навыков смыслового чтения в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2020