Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников
Оценка 4.9

Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников

Оценка 4.9
Памятки
docx
чтение
1 кл—4 кл
06.04.2024
Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников.
Формирование d (2).docx

Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников.

На уроках русского языка и литературного чтения ученикам часто приходится работать с текстами. Уже с первого класса надо учить детей читать внимательно. Но проблема текста - это проблема, в первую очередь, его понимания. Способность к пониманию различных текстов является главной составляющей грамотности современности человека. Как научить пониманию? Достижение этой цели зависит от целого ряда условий: извлечения информации из каждого слова, словосочетания, предложения; создания установки; способности сохранять в памяти поступившую текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать. Слушая выразительное чтение, дети получают возможность проникнуть в самую суть произведения, учатся понимать внутренний мир героев. При чтении учителем вслух дети воспринимают произведение через истолкование текста. Чтец не бывает равнодушным к тому, о чем читает. Он ведет слушателей за собой; силой своего умения, воли, посредством художественного слова он воздействует на слушателей, вызывая искренние чувства, настоящую взволнованность, желание наказать виновного, защитить слабого, укрыть от врагов беззащитного. Эту силу воздействия живого слова преподаватель использует в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности.  

Чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у младших школьников.

Развитие навыка выразительного чтения у младших школьников является важной задачей для учителя. Для этого можно использовать различные методы и приемы, которые помогут детям освоить этот навык. Рассмотрим некоторые из них:

Моделирование

Учитель может моделировать выразительное чтение, демонстрируя детям правильную интонацию, акценты и паузы. Он может читать вслух и объяснять, почему он читает именно таким образом. Это поможет детям понять, как правильно выразить эмоции и смысл текста.

Разбор текста

Учитель может проводить разбор текста с детьми, обсуждая его содержание, особенности языка и выразительные средства. Он может задавать вопросы, направленные на понимание смысла и эмоций, которые нужно передать при чтении. Это поможет детям осознать, какие части текста требуют особого внимания и выразительности.

Игры и упражнения

Учитель может использовать игры и упражнения, которые помогут детям развить навык выразительного чтения. Например, можно проводить игры-драматизации, где дети будут играть роли и выражать эмоции через чтение текста. Также можно проводить упражнения на акценты и интонацию, например, читать предложения с разными эмоциями или менять интонацию в зависимости от смысла.

Аудиозаписи

Учитель может использовать аудиозаписи с выразительным чтением для примера и тренировки. Дети могут слушать записи и пытаться повторить интонацию и выразительность. Это поможет им развить слуховое восприятие и научиться передавать эмоции через чтение.

Постепенное усложнение материала

Начинать следует с простых текстов, постепенно усложняя их. Ребенку будет легче освоить навык выразительного чтения, если он начнет с коротких и простых предложений, а затем перейдет к более сложным текстам.

Соблюдение этих методов и приемов поможет детям развить навык выразительного чтения и стать более уверенными и эмоциональными чтецами.

1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.
Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.

1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА
2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.
А О И Ы У Э
А О И Ы У Э и т.д.

4. Подстановка одного гласного ко всем остальным.
АА АО АИ АУ АЭ
5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.
ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ
ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

6. Работа над скороговорками.
Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Не случайно известный русский лингвист А.М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи». Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.
Методика работы над упражнением:
- тщательно вдуматься в смысл скороговорки;
- постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук;
- хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.
7. Работа с текстами, в которых есть звукопись.
Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием.

Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Чтобы научить читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному.


 

Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников

Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников

Учитель может использовать аудиозаписи с выразительным чтением для примера и тренировки

Учитель может использовать аудиозаписи с выразительным чтением для примера и тренировки

Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному

Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2024