Павлов Александр Константинович –
доктор педагогических наук, профессор, академик МАПИ
г. Петрозаводск, республика Карелия
Pavlov Alexander Konstantinovich –
doctor of pedagogical sciences, professor, academician of MAPI
Petrozavodsk, Republic of Karelia
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
С ПОЗИЦИЙ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС-2
FORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL
FROM POSITIONS OF REQUIREMENTS OF FGOS-2
Аннотация: в данной научной статье изложены основные методологические положения формирования образовательной среды школы с учётом требований ФГОС второго поколения.
Ключевые слова: человеческий ресурс, качество образования, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная парадигма, образовательная среда школы, воспитание и развитие социально активной личности.
Summary: in this scientific article the basic methodological provisions of formation of the educational environment of school taking into account requirements of FGOS of the second generation are stated.
Keywords: human resource, quality of education, Federal state educational standard, educational paradigm, educational environment of school, education and development of socially active personality.
«Воспитывает не только или не столько
сам воспитатель, сколько среда,
которая организуется
наиболее выгодным образом»
А.С. Макаренко.
Общепризнано, что качество образования активно воздействует на качество человеческих ресурсов, на темпы развития и конкурентоспособность государства, и в настоящее время эта взаимосвязь проявляется всё сильнее. Благополучие и успехи современной России также зависят от качества образованности и профессиональной компетентности специалистов, т.е. от человеческого капитала. Подготовка учащихся к решению экономических, социальных и культурных проблем является основной задачей современной школы.
Международные специалисты по сравнительному образованию отмечают, что в России много смелых заявлений о качестве образования при отсутствии самого качества. Учащиеся демонстрируют высокое качество академических знаний, уверенно работают в стандартных ситуациях. Однако результаты международных исследований функциональной грамотности (прикладные умения и навыки) подростков в трёх сферах: математической, естественно-научной и смысловом чтении вызывают тревогу. За время регулярных исследований (PISA,TIMS, PIRLS) ситуация не меняется: как и ранее, интеллектуальный потенциал российских детей очень высок, стабильно хорошие результаты «по знаниям», стабильно низкие «по использованию». Наши школьники владеют большим запасом знаний, но самостоятельно применять их не умеют. Мы также в конце рейтинга по параметру «Чувствую себя счастливым в школе», конкретно – 58 место из 65. Если 15-летний человек не испытывает положительных эмоций в процессе учения, то этот факт, конечно же, плохо характеризует образовательную среду школы.
Сравнительные результаты свидетельствует, что российская система обучения, ориентированная на усвоение основ фундаментальных наук, не способствует развитию у школьников практических умений действовать за пределами учебных ситуаций. А зарубежная школа прагматична — она предпочитает практико-ориентированный подход, и западные дидакты видят задачу педагога в том, чтобы научить школьников извлекать информацию из разных носителей, научить их учиться самостоятельно. В основе современного принципиально нового подхода к организации учебных занятий (в западной педагогике он получил название - коструктивистская дидактика) лежит идея — умение можно выработать в соответствующей активной деятельности на основе своих интересов, способностей и особенностей своего интеллекта.
Российская школа объективно не может оставаться в рамках норм, регламентов и способов деятельности, не соответствующих современным требованиям. Содержание и требования ФГОС-2 направлены на сохранение преимуществ традиционной в российской школе знаниевой парадигмы и реализацию принципов системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, что позволит учащимся достичь социально и личностно значимых образовательных результатов:
личностных:
осознание учащимися своих возможностей и способностей, умение делать свой выбор в мире мыслей, чувств, нравственных ценностей, формирование активной социальной и гражданской позиции;
метапредметных:
умение организовать свою деятельность, результативно мыслить, продуктивно работать с разнообразной информацией и превращать её в новое знание, овладеть универсальными учебными действиями, уметь общаться и взаимодействовать с людьми;
предметных:
овладение конкретными предметными теориями и понятиями, осознание роли интеграции и межпредметных связей в осмыслении и понимании целостной картины мира.
Следовательно, деятельность современной школы должна быть направлена на воспитание и развитие социально активной личности, осознающей нравственные ценности и принимающей ответственные решения в ситуациях выбора в динамичном, постоянно меняющемся мире. Достижение образовательных результатов требует создания современной развивающей образовательной среды.
В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. В педагогике, психологии, социологии значимость окружения для развития личности доказана уже давно. Психологи сформулировали закон социума – «Наше мышление формируется нашим окружением». Чаще всего под окружающей средой подразумевается совокупность условий, которые прямо или косвенно воздействуют на состояние и деятельность человека.
Влияние образовательной среды в разные периоды российскими учёными - дидактами рассматривалось и оценивалось по-разному: во времена Советского Союза среда воспринималась как фактор воспитания, с1990г - как фактор образования, а с 2000года среда стала рассматриваться как необходимое условие вхождения человека в культуру.
Проблемам образовательной среды посвящены фундаментальные исследования, монографии, статьи: В.Г. Ивлевой, Л.А. Каменщиковой, С.В. Климина, В.А. Козырева, Я. Корчака, В.П. Лисицкой, Г.Н. Любимовой, М.И. Мазур, Ю.С. Мануйлова, В.И. Слободчикова, С.В.Трасова, С.Т. Шацкого, И.Д. Фрумина, Н.В.Ходяковой, А.В.Хуторского, Б.Д. Эльконина, В.А. Ясвина и других. Перед теоретиками и практиками встают закономерные вопросы: каково качество образовательной среды, в которой происходит освоение ребёнком социальных знаний и культурных ценностей, каково содержание образования и как организован образовательный процесс.
В теории педагогики и реальной образовательной практике, несмотря на необычайно широкое употребление термина «образовательная среда», нет единого мнения о сущности образовательной среды, ее структуре, основных компонентах и до сих пор не имеется однозначного, твёрдого и установленного определения. Обратимся к некоторым из них:
· совокупность социальных, культурных, материальных, экономических и прочих условий и обстоятельств, в которых осуществляется учебная деятельность;
· образовательная среда как социокультурное явление включает в себя совокупность условий, в которых происходит становление, развитие и образование человека;
· развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение;
· образовательная среда – это педагогическая система, специально, искусственно созданная на уровне образовательного учреждения для развития действующих в ней субъектов: педагогов и учащихся.
Пожалуй, с наибольшей степенью точности и адекватности сущность феномена проявляется в утверждении, что любая образовательная среда должна носить обучающий, воспитывающий, развивающий характер и выступать в качестве своеобразного средства педагогического сопровождения развития ребенка. В тексте ФГОС образовательная среда определяется как совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов, нацеленных на создание педагогических условий для решения задач обучения, развития и воспитания.
Смыслом образовательной среды становится создание определённых условий для решения проблем обучающихся.
Довольно часто термины «образовательная среда» и «образовательное пространство» используются в качестве синонимов. Но их различие лежит на поверхности. Анализ материалов и определений о специфике образовательной среды позволяет развести близкие по смыслу понятия и сделать вывод, что образовательная среда является частью социокультурной среды и информационного пространства и специально создаётся людьми для конкретной аудитории с целью достижения запланированных результатов. Образовательное же пространство является совокупностью внешних условий, которое складывается стихийно, без учёта потребностей конкретного человека или группы людей и может существовать само по себе.
В разных текстах термин «образовательная среда» приобретает качественные характеристики в перечне определений: развивающая, эффективная, инновационная, обогащённая. Смысл их состоит, прежде всего, в том, чтобы подчеркнуть её современный характер в отличие от традиционной, стандартной, единообразной образовательной среды. Проблему создания и развития современной образовательной среды нельзя решить только на основе директив сверху. Сегодня педагогические коллективы самостоятельно разрабатывают Программы развития ОУ, образовательные и целевые программы для каждой ступени школьного образования, проектируют вариативную часть учебного плана, организуют центры дополнительного образования, что расширяет возможности для создания оригинальной образовательной среды.
Достижение педагогического эффекта при реализация новых образовательных стандартов предполагает наличие у работников школ знаний о структуре образовательной среды, о содержательных и качественных характеристиках её компонентов. Педагогическим коллективам необходимо осмысление того, как образовательная среда развивает ученика, что он берёт для себя из этой среды и как ощущает себя в ней. Осознание специфики и возможностей своей школы ориентирует руководство ОО на планирование системы действий по созданию оригинальной развивающей образовательной среды и условий организационного, педагогического, методического и материально- технического её обеспечения.
Существуют разные точки зрения на содержание, назначение образовательной среды, её влияния на обучающихся. В связи с этим имеются разные подходы к её классификации. Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна и в одной школе может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых условий среды.
Типология образовательной среды
№п/п |
Основания для типологии |
Тип образовательной среды |
1. |
По категории обучающихся |
Массовая, для одарённых детей, для детей девиантного поведения, для детей компенсирующего обучения, др. |
2. |
По характеру содержания |
Светская, религиозная, общеобразовательная, профильного обучении, углублённого изучения предметов |
3. |
По доминирующей технологии |
Диалоговые, модульные, эвристические, индивидуализированные, разноуровневое обучение, ИКТ, репродуктивная и др. |
4. |
По направленности на личность |
Авторитарная, гуманистическая, демократическая, либеральная |
5. |
По национальному составу |
Многонациональная, национальная, |
6. |
По стилю взаимодействия внутри среды |
Конкурентная, кооперативная, партнерская |
7. |
По стилю взаимодействия с внешней средой |
Открытая, замкнутая (закрытая) |
8. |
По степени творческой активности |
Творческая, регламентированная |
9. |
По характеру отношений к социальному опыту |
Традиционная, инновационная |
В главной педагогической работе Я. Корчака «Как любить ребенка», впервые изданной в 1919 году в Варшаве, дана характеристика четырех типов воспитывающей среды: «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры». Согласно типологии Я.Корчака догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная (творческая) - свободного и активного; безмятежная - свободного, однако, пассивного; карьерная среда - активного, но зависимого.
С позиций современной педагогики развивающая образовательная среда является сложной дидактической системой, своеобразие которой проявляется и реализуется через её тип и структурные компоненты. Чаще всего образовательная среда характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Нам представляется, что наиболее рациональной и содержательной является образовательная среда, сформированная с учётом:
1.Дидактических целей и функций образования;
2.Современных требований к системе управления качеством образования в соответствии с принципами международных стандартов качества;
3.Обеспечения комплекса условий и возможностей для решения проблем современной школы.
В этом случае структуру образовательной среды и наполнение её компонентов можно представить в следующем виде.
Структура образовательной среды
№п/п |
Название структурных компонента |
Содержание структурных компонентов |
1. |
Обучающий |
· Содержание образования: образовательные и учебные программы, учебные планы, учебники, учебные пособия, научная, научно-популярная литература, художественные и публицистические тексты и т.д. |
2. |
Развивающий
|
· Обязательные учебные занятия · Дополнительное образование · Внеурочные занятия, внеклассная работа · Деятельность органов ученического соуправления |
3. |
Воспитывающий |
· Содержание образования (академического и дополнительного) · Деятельность органов ученического соуправления · Участие в социальных акциях · Символическое пространство ОУ · Содержание настенной информации · Уклад школьной школы (традиции, коммуникативная и корпоративная культура) · Эстетическое оформление школьного пространства |
4. |
Ресурсный |
· Педагогические кадры, · Службы сопровождение · Технологии, методы и процедуры · Учебно-методические материалы и комплексы · Финансовое и материально-техническое обеспечение |
5. |
Организационный |
· Управляющая структура · Стиль управления и взаимодействия в коллективе · Формы и виды организации деятельности детского коллектива (учебной: обязательной академической, дополнительного образования и досуговой) · Обеспечение здоровьесбережения участников образовательного процесса |
Следует акцентировать внимание на некоторых специфических особенностях современной образовательной среды:
· важнейшими свойством являются её содержательная и технологическая вариативность, необходимая для реализации детьми выбора содержания и способа деятельности в соответствии со своими потребностями и целями. Вариативность создает объективные условия реализации личностно-ориентированого обучения;
· универсальность образовательной среды обусловлена изучением важнейших закономерностей различных процессов действительности, с которыми знакомятся дети в образовательной среде. Насыщенная школьная среда позволит вооружать учащихся универсальными способами действий по добыванию и переработке новой информации, необходимой им при решении неизвестных пока задач, выходящих за рамки школьных программ;
· высокое качество визуального оформления образовательной среды требует особо пристального внимания, так как основную информацию о среде человек получает с помощью зрения. (В учебных заведениях порой наблюдается пренебрежение к тому, как выглядит общешкольная и внутриклассная образовательная среда).
Показателями качества образовательной среды являются её безопасность, насыщенность, широта, гибкость, эмоционально-психологический климат (комфортность), демократичность, адаптивность, удовлетворенность участников образовательного процесса образовательной средой.
Образовательная среда, проектируемая в рамках гуманистической педагогики, должна учитывать специфику каждого из трёх уровней школьной образовательной системы, что и позволит более гибко подходить к созданию условий для выполнения требований образовательных стандартов.
В начальной школе необходим учёт особенностей уникального и чрезвычайно значимого периода становления личности и общего развития ребёнка, создания условий для комфортного педагогического процесса и решение задач, направленных на развитие детской инициативы и любознательности, на формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, универсальных учебных действий.
В основной школе образовательная среда должна обеспечивать повышение функциональной (практической) ориентации обучения, что соответствует возрастным интересам и потребностям подростков. Это предполагает насыщение среды разнообразными социальными практиками, модульную организацию образовательного процесса, использование системно-деятельностного подхода, включение диалоговых и коллективных технологий обучения, дальнейшее развитие универсальных учебных действий.
В старшей школе содержание образовательной среды следует направить на построение модели профильного обучения как специализированной подготовки в старших классах, на значительную индивидуализацию и дифференциацию обучения, социализацию выпускников, ориентацию на формирование у выпускников ключевых компетенций на базе универсальных учебных действий.
В тексте нормативно-регламентирующего документа — ФГОС указано, что первое место в образовательной системе принадлежит содержанию образования, но обучение, как известно, не сводится к урокам и домашним заданиям. Жизнедеятельность инновационных школ подтверждает, что создание эффективной развивающей образовательной среды требует обязательного расширения её границ, установления многочисленных и разнообразных связей с внешним миром, с информационным пространством, вовлечения в процесс активного функционирования как можно большего числа партнёров из разных сфер. Образование продолжается и совершенствуется за стенами классных комнат и школы и должно иметь выход в социокультурную среду и в информационное пространство района, города, региона, т.д. и осуществляться разными способами:
· реальными: конференции, экскурсии, тематические классные часы, предметные кружки и развивающие занятия (нпр.«ТРИЗ», недели наук, конкурсы, встречи с интересными людьми, выпуск школьных газет, участие в работе ученических научно-исследовательских обществ, и др.)
· виртуальными — сеть Интернет.
Такое наполнение образовательной среды обогащает интеллектуальные ресурсы учащихся и повышает их мотивацию к познанию, служит стержнем личностного развития.
Обширность образовательной среды не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Очень важна та общая атмосфера, к которой относят имидж школы, традиции, взаимную ответственность, морально-эмоциональный климат, доброжелательность. А.С.Макаренко отмечал, что воспитывает не столько воспитатель, сколько среда, организованная наиболее выгодным образом. Между тем, образовательная среда в некоторых гимназиях и лицеях мало отличаются от общеобразовательных школ. Во многих случаях инновации сводятся только к перегрузке учебных планов, а формированию системы воспитательной работы должного внимания не уделяется.
Проектирование образовательной среды, организация и формирование её развивающих возможностей становятся главной управленческой и педагогической задачей. Начинать совершенствование образовательной среды следует с проведения самообследования педагогической системы ОО для установления необходимых изменений в существующей образовательной среде. Принципиальным является переосмысление целей работы школы, принятие всеми участниками образовательного процесса целостности обучения и воспитания каждого ребенка как субъекта собственной жизни, как человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Поскольку образовательная среда – открытая и живая дидактическая система, которая постоянно изменяется и проходит несколько стадий, а именно: зарождение, становление, функционирование, развитие, то управленческую деятельность предпочтительно строить на основе программно-целевого подхода. Возникает необходимость создания документа для фиксации необходимой сбалансированной системы мер с чётким определением приоритетов, выработанных на основе изучения интересов и запросов субъектов образовательного процесса. Таким документом вполне может стать программа развития ОО или масштабный, долгосрочный школьный проект, включающий в себя управленческие, учебно-методические и учебные (ученические) подпроекты. Организация работы в формате проекта облегчают решение проблемы содержательного наполнения образовательной среды. Разработка и реализация проектов, к тому же, становится реальной практикой освоения технологией практико-ориентированного системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса на всех уровнях: от администрации до ученика. Активное участие субъектов образовательного процесса в проектировании новой обогащённой образовательной среды обеспечит наилучшее достижение образовательных метапредметных результатов. Следующим шагом станет определение задач, разработка плана мероприятий, проектирование ожидаемого результата, создание нормативной базы по изменениям, назначение ответственных лиц, проведение мониторинга успешности продвижения по намеченному пути на каждом этапе. Анализ и обобщение полученных в ходе мониторинга данных позволят проводить коррекцию дальнейшей работы по улучшения качества образовательной среды. Ожидаемый результат может быть достигнут лишь при всестороннем учёте тенденций и процессов в развитии педагогического коллектива. Совершенствование школы как образовательной среды невозможно без личностного и профессионального роста ее персонала, прежде всего учителей. Необходимы теоретические, практико-ориентированные обучающие семинары для педагогических работников, проведение ими педагогических исследований, оформленных, в том числе, в виде проектов. Итогом такой многоплановой работы станет совершенствование профессиональных компетенций педагогов и, как следствие, повышение качества образовательной среды.
Использование возможностей современной развивающей образовательной среды (по сравнению с традиционной образовательной средой) поможет решать многие проблемы образовательного процесса:
· становится доступной разнообразная, актуальная и наглядная информация;
· повышается возможность её трансформации;
· создаются более благоприятные условия для достижения метапредметных образовательных результатов;
· значительно возрастает степень мотивации учащихся к учебному труду и к процессу познания (выполнение самостоятельных заданий).
Как следствие осуществляются:
· более эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· целенаправленное формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций,
· изменение позиций и ролей учителя и учащихся в процессе учения: они сотрудничают и становятся партнёрами.
· более продуктивное протекание процесса социализации обучаемых.
Для продолжения разговора уместно остановиться на характеристике принципов, которые являются определяющими в деятельности учителей в условиях современной образовательной среды и реализации ФГОС-2. В перечне принципов, отмечают Ю.Б.Алиев, И.М.Осмоловская, О.Е.Иванова, неизменным остаётся сознательное усвоение материала. Ведущим принципом называют принцип организации деятельности учащихся в этой среде. Расширяется содержание принципа научности – теперь его суть не только в том, чтобы знания, получаемые в школе, отвечали требованию научности, но и в том, что учащиеся должны уметь относится критически к поступаемой информации. Принцип систематичности заменяется принципом системности, так как одной из главных задач школы становиться упорядочение и приведение в систему всей информации, которую учащиеся получают не только в школе. Некоторые изменения претерпевает принцип наглядности в связи с расширением видов наглядности (при использовании ИКТ, мультимедийной техники). Принцип активности учащихся рассматривается как взаимодействие двух равноправных партнёров – учителя и ученика. Дидакты предлагают учитывать принцип субъект-субъектного взаимодействия, а так же принцип вариативности ввиду появления избыточных информационных потоков.
Эффективность образовательной среды школы, её соответствие требованиям новых стандартов напрямую зависят от качества той образовательной среды, которая реализуется на уровне учителя, так как именно локальный уровень оказывает наиболее сильное влияние на становление личности. На результаты учебы школьников влияет в первую очередь компетентный учитель. Для современного педагога важно уметь моделировать уроки, учебные занятия разного вида и форм, разные компоненты образовательной среды, создавая условия для полноценного воспитания и развития учеников. Необходимо иметь в виду, что образовательная среда может оказать и отрицательное влияние на личность индивида. Её деструктивный характер может быть обусловлен непрофессионализмом педагогов, личностными особенностями членов среды, коллектива или целями, на основе которых формируется среда и др. факторами. Проектирование и формирование образовательной среды учебного занятия происходит, как известно, с учётом его целей и особенностей детского коллектива. Иванов Д.А. в статье «Компетенции и компетентностная модель современного учителя» даёт подробные характеристики образовательных ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей образовательной среды и перечисляет возможные действия учителя, направленные на её создание.
Учителя отмечают, что работа в условиях современного информационного пространства наряду с серьёзными трудностями, предоставляет широкий спектр возможностей и преимуществ для формирования современной образовательной среды урока. Несомненно, подготовка уроков и учебных занятий с использованием компьютера и мультимедийной техники требует дополнительного времени, усилий, но зато результаты оправдывают себя полностью. Одной из основных функций педагога в образовательной среде является посредничество между учеником и средой для максимального раскрытия возможностей образовательной среды и развития интеллектуальных и творческих способностей ученика. По мнению Д.А. Иванова «базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции». Выполнение поставленной задачи возможно при систематическом проведении самообследования своей образовательной среды на уровне всей школы или отдельных классов внутренними силами (метод включенной экспертизы). В этом случае администрация или учитель может обеспечить контроль за динамикой ее развития. Следовательно, залогом преобразования образовательной среды становится компетентность и целеустремлённость педагогов, зрелость замыслов, обдуманность намерений и качество их реализации, что чрезвычайно важно для пополнения нашего социума интеллектуально развитыми, социально адаптированными выпускниками школ. Создание эффективной образовательной среды – это реальное проявление заботы педагогов о развитии обучаемых, их подготовке к решению конкретных жизненных проблем.
Литература
1. Алиев Ю.Б., И.М.Осмоловская И.М., Е.О.Иванова Е.О.// Как не потеряться в информационном мире // М.,«Педагогический вестник» №5, 2009.
2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностная модель современного учителя // ж. «Управление качеством образовательного процесса» №3,. 2012 ,СПб.
3. Лебедев О.Е. Качество – ключевое слово современной школы. //СПб. Филиал изд. «Просвещение», 2008.
4. . Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Дисс. докт. пед.наук. - М., 1997. - 493с
5. Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. N 1. С. 104—111.
6. Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. – М.: МИПКРО, 1998.
7. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие // Народное образование,1998.
8. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования/.. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.
9. Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.: МИПКРО, 1998.
10. Тарасов С.В. Образовательная среда школы: проблемы и подходы. / сб. Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития.- СПб., 2001.
11. Ясвин В.А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию//М.: Смысл, 2001.-336 с.
Literature
1. Aliyev Yu.B., I.M. Osmolovskaya I.M., E.O. Ivanova E.O.//How not to be lost in the information world//M., "The pedagogical messenger" No. 5, 2009.
2. Ivanov D.A. Competences and competence-based model of the modern teacher//ж. "Quality management of educational process" No. 3. 2012, SPb.
3. Lebedev O.E. Quality – a keyword of modern school.//SPb. Branch of prod. "Education", 2008.
4. Manuylov Yu.S. Environmental approach in education. Yew. докт. пед. sciences. - M, 1997. - 493s
5. Pilipovsky V.Ya. Effective school: composed success in a mirror of the American pedagogics//Pedagogics. 1997. N 1. Page 104 — 111.
6. V.V., Polivanov N.I. hems., Ermakova I.V. The educational environment of school and intellectual development of children//Experimental platforms in the Moscow education. - Issue 2. – M.: MIPKRO, 1998.
7. Selevko G.K. Modern educational technologies: Manual//National education, 1998.
8. Slobodchikov V.I. About a concept of the educational environment of the concept of the developing education/. – M.: Ekopsicentre ROSS, 2000. - 230 pages.
9. Slobodchikov V.I., Rubtsov V.V., Ulanovskaya I.M., Yarkina O.V. Psychological climate as the characteristic of the educational environment of school//Experimental platforms in the Moscow education. - Issue 2. M.: MIPKRO, 1998.
10. Tarasov S.V. Educational environment of school: problems and approaches. / сб. Educational environment of school: problems and prospects of development. - SPb., 2001.
11. Yasvin V. A. Educational environment: from modeling to design//M.: Sense, 2001.-336 pages.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.