Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках производственного обучения по профессии "Сварщик"
В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке конкурентноспособных специалистов, которые в современных социально-экономических условиях будут способны развивать производство, стремиться к профессионализму, чтобы сразу включиться в производственный процесс.
Эти показатели непосредственно связаны с содержанием образовательных программ и педагогических технологий их реализации. Очевидно, что обучение основным знаниям, умениям и навыкам, которые являются профессиональными, должно занимать значительное место в образовательном процессе. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый его элемент и составная часть способствовали формированию соответствующих компетенций.
Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:
1. Период введения в профессию.
Необходимо всесторонне раскрыть перед будущим рабочим общественную значимость осваиваемой профессии, ее роли в промышленности и перспективы развития. Первоначальный интерес к профессии возникает тогда, когда обучающийся получает самые первые сведения о ней, в результате чего у него складываются понятия и представление о профессии, определенное отношение к ней. Занимательные приемы используются для первоначальной организации внимания или для того, чтобы вызвать любопытство, удивление, эмоциональное переживание. С этой целью рассказывается о применении лазерной сварки в медицине и других областях, электронно-лучевой сварки в космосе, сварке взрывом и т.д.
Чувство гордости за свою страну, сознание причастности к профессиональной общности можно развить, обратив внимание обучающихся на то, что Россия - родина электросварки, рассказать о замечательных русских ученых, прославивших нашу страну.
2. Период овладения профессией.
В этом периоде формирование общих и профессиональных компетенций следует проводить путем развития интереса к профессии через активизацию познавательной деятельности по нескольким направлениям.
2.1. Связь теоретического и производственного обучения.
Так изучение темы «Классификация покрытых электродов» рассматривается на конкретном примере условного обозначения электрода по ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467- 75, который обучающиеся используют в процессе производственного обучения.
Далее задача усложняется: обучающимся предлагается самостоятельно разобрать другой пример, опираясь на полученные знания. Мастер управляет учебной деятельностью, консультирует, не допуская снижения интереса к уроку
Развивая профессиональные компетенции мастер производственного обучения изготавливает новые дидактические средства вместе с обучающимися, причем отмечается, что качество знаний обучающихся при этом значительно улучшается. Новые средства обучения и связанные с ними изменения в организации, содержании познавательной деятельности возбуждают внимание и познавательный интерес обучающихся, улучшает запоминание и понимание учебного материала.
Мастер контролирует работу обучающихся, оказывает им помощь, анализирует выполненные задания, разбирает допущенные ими ошибки. По мере овладения материалом, приемами работы и самоконтроля растет опыт обучающихся, развивается их самостоятельность и активность в обучении
Приобретенное умение самостоятельно разбираться в многообразии современных сварочных материалов способствует формированию профессиональных компетенций.
Необходимо разъяснять обучающимся научные основы производства в трудовых процессах, составляющих содержание учебного материала и являющихся средством конкретизации изучаемых понятий, обеспечить углубленное изучение материалов по тем разделам технологии сварочных работ, которые особенно важны для более глубокого овладения профессией, для осуществления прикладной, практической (профессиональной) направленности в преподавании.
2.2. Применение учебно-наглядных пособий.
Обучающиеся профессиональных ГБОУ НПО с первых дней обучения имеют дело с материалами, инструментами, приспособлениями и оборудованием. Изучению этого поможет лишь применение принципа наглядности, который является одним из дидактических принципов педагогики.
Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным и содействует, таким образом, логическому мышлению. Слово, не подкрепленное наблюдением, зрительным восприятием или соответствующей практической деятельностью, перестает быть средством мышления. Например, при изучении темы «Типы сварных соединений» словесное описание преподаватель иллюстрирует эскизами соединений. При закреплении учебного материала демонстрируются сварные образцы, что неизменно вызывает в группе «живой интерес», активизирует работу обучающихся.
2.3. Применение продуктивных методов, ориентированных на организацию активной деятельности самих обучаемых.
Такое обучение носит не чисто сообщающий, а поисковый характер, в значительной степени моделирующий процесс мышления, а потому гораздо больше развивает.
Дидактическую проблему преподаватель должен организовать, совместное с обучающимися ее осмысливание должно привести к возникновению проблемной ситуации. Например, в ходе занятия по теме «Электрическая дуга» можно поставить проблемный вопрос: «Почему в столбе свободной дуги самая высокая температура, а выделяется меньше всего тепла?»
Проблемную ситуацию можно создать при помощи разнообразных методических приемов. В ходе обсуждения обучающиеся получают способность к самообразованию и самооценке и дальнейшему совершенствованию знаний и методов их приобретения.
2.4. Применение коммуникативных методов, способствующих развитию коммуникабельности, которая является одним из необходимых умений и навыков при работе.
3. Контрольно-заключительный период.
Характеризуется усилением работы по становлению профессионального интереса, в результате чего он становится чертой личности современного молодого рабочего.
Анализ результатов компетентностного подхода в процессе развития компетенций на уроках производственного обучения.
Представленные методы исследования позволили нам получить следующие результаты экспериментальной работы.
Исследование проводилось до применения компетентностного подхода в 1 полугодие 2013-2014 учебного года. И в результате применения компетентностного подхода во 2 полугодии 2013-2014 учебного года анализ обучаемости обучающихся проводился в группе № 26 .
Проводя анализ обучаемости результаты оценивались по следующим критериям:
• если обучающийся выполнил все задания, он находится на высоком, 3-м, уровне обучаемости;
• если обучающийся выполнил половину задания, он находится на среднем, 2-м, уровне обучаемости;
• если обучающийся выполнил меньше половины задания – он на низком, 1-м, уровне обучаемости.
Результаты эксперимента 2013 – 2014 уч.г.
1 полугодие
Высокий уровень обученности -1(обуч.) - 4%
Средний уровень обученности 5 (обуч.) - 20%
Низкий уровень обученности - 19(обуч.) - 76 %
Результаты эксперимента 2013 – 2014 уч.г.
2 полугодие
Высокий уровень обученности -3(обуч.) - 12%
Средний уровень обученности -7(обуч.) - 28%
Низкий уровен обученности - 15(обуч.) - 60 %
Данные представлены в таблице
В результате мы видим что процент высокого и среднего уровня поднялся на 8%.Низкий уровень в 2013-2014 учебном году снизился на 14%.
На диаграмме ( см. рис.1) наглядно представлены полученные результаты.
Рис.1 Уровень обучаемости 2013-2014 уч год
Для определения исходного уровня профессиональных компетенций обучающихся группы 26 в 2013-2014 учебном году проводился 16-факторный личностный опросник по Р.Б. Кеттелла. (16-PF-105-C).
Сравнительные результаты исследования коммуникативных свойств
личности у учащихся экспериментальной группы в период 2013-2014 годов по опроснику Р. Кеттелла 105 вопросов, которые помогут определить некоторые свойства личности.
Приоритетным в этот период является разработка тем выпускных письменных квалификационных работ, направленных на формирование умений творческого решения проблем и самостоятельного поиска путей достижения цели выпускниками НПО.
Требования к подготовке творчески активной личности рабочего, который сможет быстро осваивать изменяющуюся технику, диктуют необходимость самого пристального внимания при индивидуальных консультациях в ходе написания выпускных работ и подготовке к их защите на выпускных квалификационных экзаменах.
Обучение приобретает личностный смысл, если оно тесно связано с подготовкой к профессиональной деятельности. У обучающихся складывается представление о своей профессии, содействуя развитию сознания причастности к профессиональной общности. «Образ профессии» становится основанием выбора ориентиров для подражания (профессионал - мастер своего дела, профессиональная группа, к которой хотел бы принадлежать обучающийся). Поэтому «образ профессии» является важным психологическим условием формирования адекватных целей и мотивов обучения.
Профессиональная и социальная компетентность выпускников является интегральным критерием качества профессионального обучения, залогом их успешного трудоустройства, личностной реализации, готовности к дальнейшему профессиональному росту и самосовершенствованию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.