Формирование одаренности по преемственности детский сад – начальная школа.
СЛАЙД №2. Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,
что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В. А. Сухомлинский
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Формирование одаренности и создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Преемственность – это целостный процесс, целью которого является полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Важность и необходимость преемственности между дошкольным учреждением и школой усиливается еще в большей мере в связи с модернизацией системы образования, со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране.
СЛАЙД №3.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Образование – это ресурс развития общества.
СЛАЙД №4.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Поэтому учителя начальных классов должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
СЛАЙД №5.
Задачами преемственности детского сада и школы являются:
v Развитие любознательности
v Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
v Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
v Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)
СЛАЙД №6.
Если процесс адаптации ребенка к школе согласно целям преемственности развивается достаточно успешно, то ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но зачастую педагоги отмечают, что поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.
СЛАЙД №7.
Поговорим о психологической готовности ребенка к школе.
У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
СЛАЙД №8.
Но, как считают психологи, если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
СЛАЙД №9.
Причины недостаточной психологической готовности могут быть такие:
v В дошкольном возрасте ребенок мало играл и общался со сверстниками;
v Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованным и любопытным;
v Был тревожным и имел низкую самооценку;
v Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
v Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни тесное сотрудничество осуществляется между нашей школой и детским садом №23 «Колокольчик», который расположен в нашем микрорайоне в поселке Новом.
СЛАЙД №10.
Подготовка к школе и что гораздо важнее всестороннее развитие ребенка – процесс, требующий пристального внимания и длительного времени.
Поставленные задачи требуют комплексного решения, и нами были определены три основные направления работы.
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.
Методическая работа заключается в разработке соответствующего методического обеспечения, подготовке и проведения экскурсий, беседы и игры о школе. Учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций, обсуждают нормативные документы. Методическая работа осуществляется через различные формы: проведение педагогических советов, семинаров, взаимопосещений занятий и уроков воспитателями и учителями, круглые столы, конференции, анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и т. д.
СЛАЙД №11. Работа с детьми.
Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. Мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно организация праздника «День знаний», экскурсия детей в школу, встреча с выпускниками детского сада, сюжетно-ролевые игры, кружковая работа и т. д.
Ежегодно организуются экскурсии детей из подготовительной группы в школу. Дети знакомятся с кабинетами начальных классов, где им разрешается всё попробовать: позаниматься в классе, посидеть за партой, сходить в школьную библиотеку, спортзал и, конечно, в столовую. Это производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у ребят желание пойти в школу, резко повышает школьную мотивацию, вселяет уверенность в своих силах, формирует положительный образ о новом месте учебы. После таких экскурсий дети с восторгом рассказывают родителям, как замечательно в школе. Дошкольникам интересно не только побывать в стенах школы, но и пообщаться с настоящими школьниками.
СЛАЙД №12.
Работа с педагогами включает в себя:
Проводятся
взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых занятий в
подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя,
набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги
имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою
деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
Конечно «красной нитью» всей нашей работы проходит вопрос развития речи детей,
ведь от этого зависит успеваемость и на других занятиях.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои
способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей
познавательных интересов в детском саду, что способствует развитию одаренности.
Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление.
Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами
занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в
детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты,
сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать,
обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию
этого умения у других.
Задача учителей начальных классов на подготовительных занятиях к школе сформировать
такие элементы учебной деятельности как:
- способность действовать по образцу;
-
умение слушать и выполнять инструкцию;
- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
- умение задавать и отвечать на вопросы;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей
СЛАЙД №13. Работа с родителями
Особое внимание при подготовке детей к школе мы уделяем работе с родителями. В нашем учреждении ведется тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого занятия на подготовительных курсах. Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе.
Считаем необходимым проводить цикл мероприятий по обеспечению преемственности, которые познакомят родителей с требованиями школы, с педагогическими, психологическим и медицинскими аспектами готовности ребенка. Это:
– педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
– планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми-дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
– взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
– встречи родителей с будущими учителями;
–анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
– родительское собрание «Скоро в школу»;
– разработка памяток, буклетов с информацией о готовности детей к школе;
– проведение конференции с участием медицинского работника, педагогов по итогам диагностики.
СЛАЙД №14.
Формирование одаренности детей может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
По
определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна
эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и
учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее
родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при
тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно
дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач
преемственности.
СЛАЙД №15.
.
Литература
1. Авраменко, Н. К. Подготовка ребенка к школе. М.: Педагогика, 2006. – 48 с.
2. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 2009. – 189 с.
3. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007. – 145с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.