Манькова С.В.
Формирование основ функциональной математической грамотности младших школьников
Не в количестве знаний
заключается образование,
но в полном понимании
и искусном применении
всего того, что знаешь.
Дистервег
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века?
Человек должен быть функционально грамотным.
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист и психолог, дал следующее определение функциональной грамотности:
Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Содержательные составляющие функциональной грамотности:
• математическая грамотность;
• читательская грамотность;
• естественнонаучная грамотность;
• финансовая грамотность;
• глобальные компетенции;
• креативное мышление.
Математическая грамотность – это «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Функциональная математическая грамотность, предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
· использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;
· приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».
(ФГОС НОО)
Возникает вопрос: «Что делать учителю?»
1.Подбирать современные задачи, ориентируясь на интересы и ситуации актуальные для нового поколения.
2.Объяснять математические понятия с помощью реальных предметов (палочки, кружочки, яблоки и т.д.).
3.Играть в математические игры.
4.Решать «реальные» ситуации вместе со школьниками.
5.Организовывать беседы с представителями профессий, включать родителей в процесс обучения.
6.Проводить межпредметные уроки.
7.Использовать цифровые платформы (например, на платформах Яндекс. Учебник, Учи. ру составили подборку заданий на формирование математической грамотности).
Важно только регулярно задавать вопросы вида: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?».
Необходимо и родителей включать в процесс обучения, чтобы они предлагали детям решать практические задачи, например: «Сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии?» и т.д.
Существуют инструменты по формированию математической грамотности школьников:
· технология проектов (учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах);
· проблемное обучение (проблемные задания на уроках, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);
· кейс-технологии (их особенностью является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни);
· работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами;
· игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры);
· моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:
1. ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;
2. ученик способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;
3. ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.
К первому компоненту относятся:
1.Упражнения, связанные с решением проблем, возникающих в повседневной жизни при помощи арифметических знаний.
Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.
Пример:
У Алины 100 рублей, а у Юли 96 рублей. Сколько наклеек они смогут купить вместе, если одна наклейка стоит 4 рубля?
Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб., а ты купишь: один йогурт (32 руб.)? одно мороженое (26 руб.)?
2. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
Пример:
Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?
3. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Анализ житейской ситуации помогает избежать трудностей в расчетах, предупреждает типичную ошибку - потерю действия в решении задачи.
Пример:
Масса трёх учащихся нашего класса 1 центнер 2 кг. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.
Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?
Ко второму компоненту относятся:
1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями - работа с математическими объектами.
Пример:
В 1981 году простой карандаш стоил 3 коп. Сколько карандашей можно было купит на 1 рубль?
18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?
2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах - числах, величинах, геометрических фигурах - упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.
Пример:
Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата – 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно:
карта мира -80 см * 45 см;
плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм;
репродукция картины – 30 см * 20 см;
цветной календарь – 55 см * 6 дм?
3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач. (Составление схем к задаче, кратких записей, занесение данных в таблицу, отметка стрелками направление на схеме и т. п.)
Пример:
В 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии).
К третьему компоненту относятся:
1.Задания на понимание и применение математической символики и терминологии. (Применение знаков и символов +, -, больше, меньше; умение понимать разницу между понятиями «увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема, веса).
Пример:
1.Какие единицы измерения тебе понадобятся для измерения:
- расстояния от Екатеринбурга до Богдановича (мм, см, м, км);
- высоты монеты (мм, см, м, км);
-длины парты (мм, см, м, км).
2. Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений).
Пример:
Докажи с помощью примера следующие утверждения:
- существуют четырехугольники, у которых все стороны равны;
- некоторые однозначные числа не делятся на 2;
- в некоторых четырехугольниках все стороны равны.
Формула, раскрывающая принцип функциональной грамотности:
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в начальной школе. Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше,
без помощи учителя.
Элберт Хаббард
Список использованной литературы:
1.Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. 2009. № 1(1).
2.Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12
3.Т.К. Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике». Москва «Просвещение».1989.
4.Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.
5.Г.А.Лавриненко «Задания развивающего характера по математике». ОАО «Издательство «Лицей»» Саратов 2003.
6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
7. Н.Ф. Виноградова и др. Функциональная грамотность младшего школьника.
Москва «Вентана-граф» 2018.
·
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.