Формирование основ правильного питания в урочной и внеурочной деятельности
Оценка 5

Формирование основ правильного питания в урочной и внеурочной деятельности

Оценка 5
doc
28.10.2021
Формирование основ правильного питания в урочной и внеурочной деятельности
формирование основ правильного питания.doc

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Покрышкина

ст. Калининской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование основ правильного питания

в урочной и внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             учитель начальных классов

                                                            

                                                            Коновалова Тамара Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининская, 2019

 

 

 

I. Вступление:

         Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди потребностей  и ценностей нашего общества. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться,  что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только интеллектуально, но и физически.

            Питание и воспитание ребенка тесно связаны между собой. Уже в раннем возрасте дети обладают достаточно хорошо развитым чувством вкуса. У них появляются любимые и нелюбимые блюда, легко создаются различные привычки, отчетливо проявляются некоторые черты характера. А потому, если родители недостаточно заботятся о рациональном питании, вовремя и разумно не направляют его привычки и вкусы, - это может помешать правильному формированию характера, нормальному развитию организма.

            Программа «Разговор о правильном питании» поможет детям и родителям познакомиться с основами рационального питания как частью здорового образа жизни.

            Работа по данной программе ведется мною с 2002 года. Первоначально это были отдельные уроки в рамках «Уроков здоровья». С 2006 года нет возможности в проведении специальных уроков, но реализацию программы я провожу в рамках учебных предметов «Окружающего мира», «Технологии», частично «Литературного чтения», «Русского языка», «ИЗО», а так же во внеклассных мероприятиях и на классных часах.

            Методика реализации программы, которую я представляю на конкурс, позволяет формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, дает качественные знания, которые будут способствовать развитию умений и навыков правильного и рационального  питания.

            Отношение детей младшего возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего  окружения. Возраст моих воспитанников 6-10 лет. В этот период большую роль играют оценки и поведение возраста. Ребенок, воспринимая их, дальше использует как критерии определения собственного  мнения, своих действий, связанных со здоровьем. Например, часто заботливые родители (а, особенно бабушки) перекармливают ребенка, говоря: «Ешь побольше, здоровым будешь». Или родители дают лишь ту пищу, которую ребенок охотнее ест. Потом прибегают ко всяким уговорам и сказкам. А,  убедившись в бесполезности ласки  и уговоров, начинают прибегать  к угрозам и наказаниям. Тем самым формируется неправильное  отношение к питанию, и закрепляются вредные привычки.

            Это не дает хороших результатов и отрицательное сказывается на нервной системе ребенка, его настроении, поведении обучении в школе.

            И.П. Павлов, великий физиолог, говорил, что только еда с аппетитом может быть максимально полезной.

            Разнообразные блюда, приготовленные из молока, мяса, масла, различных круп, овощей и фруктов, - все  это обеспечивает полноценное питание. Основные пищевые вещества должны находиться в суточном рационе детей, чтобы пища принесла ощущение сытости и была хорошо усвоена его организмом.

            При правильном питании, в установленные часы и разнообразии  пищи, у детей развиваются хороший аппетит и сопротивляемость различным заболеваниям.

            Игры, задания, упражнения, опыты, наблюдения, творческие работы, которые я предлагаю на конкурс,  позволяют развивать творческие способности детей, формируют правильное и разумное отношение к пище, пробуждают интерес к народным традициям.

            Размещены они по учебным  предметам, на которых происходит знакомство и работа по темам программы «Разговор о правильном питании», а так же на классных часах и внеклассных мероприятиях.

 

II. Основная часть:

1. «Литературное чтение»

 

            1. Копилка русских народных пословиц и поговорок о еде и продуктах питания. (Приложение №1).

Цель:  развитие мышления и речи ребенка, а также приобретение знаний о полезных свойствах продуктов.

            а) Восстановление пропущенного слова: Всякому нужен и обед и ……(ужин);

            б) Соединение двух половинок:    

Кашу есть

 

ищи его в миске

 

Здоровье близко

 

зубов не надо

           

            в)  Восстановление деформированной пословицы: Помеха, в, хлеб, не, дороге. (В дороге хлеб не помеха);

            г) Ответы на вопросы:  Кто всему голова?  Чего маслом не испортишь?

            д) Объяснение смысла поговорок: Не беда, что плоха еда, а беда, когда ее нет.

            е) Иллюстрация пословиц: Где блины там и мы, где с маслом каша, там и место наше.

            2. Копилка загадок о растениях, фруктах, овощах, зерне. (Приложение №2).

Цель: развитие способности узнавать предмет по заданным признакам, развитие мышления.

            а) Разгадывание загадок по темам.

            б) Кроссворды (ответами служат отгадки).

            в) Рисование отгадки.

            д) Сочинение загадок по заданным признакам.

 

            3. Копилка скороговорок (Приложение №3).

Цель: развитие речи ребенка, веселая разминка.

            Гарик грыз сухарик;

            Лариса варила суп для Бориса;

            Пекарь Петр пек пироги;

            Простоквашу дали Клаше, недовольна Клаша: не хочу я простокваши, дайте просто каши.

            4. «Спрятанные слова».

Цель: развитие операций анализа и синтеза, закрепление знаний названий продуктов, различных блюд.

Л

М

Н

С

У

П

К

А

Ш

А

В

Г

Щ

М

А

С

Л

О

А

Б

В

С

Ы

Р

Х

Л

Е

Б

Н

Л

           

            Задание: найди спрятанные слова и закрась клеточки с ними.

            5. «Черный ящик».

Цель: развитие мышления, активизация полученных знаний, расширение круга чтения.

            Задание: догадаться на ощупь, что за предмет и определить литературное произведение, где он находился:

            Яблоко («Гуси-лебеди»).

            Горошина («Принцесса на горошине»).

            Утиное яйцо («Гадкий  утенок»).

            Куриное яйцо («Курочка ряба»).

            Луковица («Чипполино»).

            Репа («Репка»).

            Скорлупка грецкого ореха («Дюймовочка»).

            Пирожок («Маша и медведь»).

            Бобы («Петушок и бобовое зернышко»).

            6. «Шифровка».

Цель: развитие логики и мышления.

Задание: переставить буквы так, чтобы получились слова:

            -  р е о х,  ш р а у г,   с о е т  т,   с а и в л (орех, груша, тесто, слива).

            7. Инсценировка пьес-сказок.

Цель: развитие творческих и артистических способностей детей.

Сказка «Пых»

Действующие лица: автор, дед, бабка, Аленушка, ежик, овощи.

Автор: Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка. И был у них огород, где росли:

Репа: Круглый бок, желтый бок – сидит на грядке колобок.

Капуста: Надето на Машу сто рубашек.

Свекла:  Сама красная – чуб зеленый.

Морковка: Красная девица родилась в темнице. Выкинула косу за окошко ловко. Наступает осень, выдернут…. (морковку).

Лук: Сидит дед, в сто  рубашек одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Помидор:  В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят.

Горошек: Кругленькие братцы в домике ютятся. В домике зеленом им совсем неплохо. Варят их в бульоне и зовут.. (горохом).

Картошка: Меня единственную в мире не просто варят, а в мундире.

Огурец: Под листочком, у оградки, лягушонок спит на грядке: весь зеленый, прыщеватый, а животик – беловатый.   

Автор: Захотелось дедушке однажды репки.

Дед: Дай-ка схожу на огород, репку домой принесу.

Автор: Пошел дед, наклонился к репке, а под кустом кто-то….

Ежик: Пых! П-пы-хх!

Автор: Испугался дед – и бежать.

Дед: Ох, бабка, там  под кустом кто-то страшный сидит, да пыхтит. Я едва ноги унес.

Бабка: Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!

Автор: Пришла бабка в огород. Стала репку тащить.

Ежик: Ппых-ых! ппых-ых!

Автор: Еле бабка ноги унесла.

Аленушка: Ну, что вы бабушка с дедушкой так испугались? Я принесу вам репку.

Дед: Не ходи, внученька.

Бабка: Где уж тебе маленькой!?

Автор: Пошла Аленушка репку тащить.

Ежик: Ппы-ых! Ппы-ых!

Автор: Наклонилась Аленка и увидела ежика. Вырвала сладкую-пресладкую репку, а ежика в передник – и домой!

Дед с бабкой: Как же ты внученька страшного зверя – Пыха – не испугалась?

Аленка (раскрывая передник): Вот вам река. А вот вам и Пых!

            А также пьесы-сказки «Каша из топора», «Кому горшок мыть» (автор В.И. Корытько).

 

            8. Разучивание стихотворений про  овощи, фрукты, ягоды, грибы и т.д.

Ведущий:      Урожай у вас хорош, уродился густо.

                        И морковка, и картошка, белая капуста,

                        Баклажаны синие, красный помидор

                        Затевают длинный и серьезный спор.

Морковь:      Кто из нас, из овощей,

                        И вкуснее, и нужней?

                        Кто при всех болезнях

                        Будет всех полезней?

Ведущий:      Выскочил горошек –

                        Ну и хвастунишка!

Горошек:      Я такой хорошенький

                        Зелененький мальчишка!

Ведущий:      От обиды покрасней,

                        Свекла проворчала….

Свекла:         Дай сказать хоть слово мне,

                        Выслушай сначала.

                        Свеклу надо для борща

                        И для винегрета.

                        Кушай сам и угощай –

                        Лучше свеклы нету!

Капуста:        Ты ж, свекла, помолчи!

                        Из капусты варят щи.

                        А какие вкусные пироги капустные!

                        Зайчики-плутишки любят кочерыжки.

                        Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец:          Очень будете довольны,

                        Съев огурчик малосольный.

                        А уж свежий огуречик

                        Всем понравится, конечно!

Редиска:        Я – румяная редиска,

                        Поклонюсь вам низко-низко.

                        А хвалить себя зачем?

                        Я и так известна всем!

Морковь:      Про меня рассказ недлинный:

                        Кто не знает витамины?

                        Пей всегда  морковный сок

                        И грызи морковку-

                        Будешь ты тогда, дружок,

                        Будешь ты тогда, дружок,

                        Крепким, сильным, ловким.

Ведущий:      Тут надулся помидор,

                        И промолвил строго….

Помидор:      Не болтай, морковка, вздор,

                        Помолчи немного.

                        Самый вкусный и приятный

                        Уж, конечно, сок томатный.

                        Витаминов много в нем,

                        Мы его охотно пьем!

Ведущий:      У окна поставьте ящик,

                        Поливайте только чаще.

                        И тогда, как верный друг.

                        К вам придет зеленый…

Лук:               Я приправа в каждом блюде

                        И всегда полезен людям.

                        Угадали? Я ваш друг,

                        Я – простой зеленый лук!

 

Картофель:  Я, картошка, так скромна,

                        Слова не сказала…

                        Но картошка так нужна

                        И большим и малым!

Баклажан:    Баклажанная икра

                        Так вкусна, полезна…

Ведущий:      Спор давно кончать пора?

Баклажан:    Спорить бесполезно!

(Стук в дверь).

Баклажан:    Кто-то, кажется, стучит…

Все хором: Это доктор Айболит!

Доктор Айболит:

                        Ну, конечно, это я!

                        О чем спорите, друзья?

Морковь:      Кто из нас, из овощей,

                        Всех вкусней и всех важней?

                        Кто при всех болезнях

                        Будет всем полезней?

Доктор Айболит:

                        Чтоб здоровым, сильным быть,

                        Надо овощи любить

                        Все без исключения,

                        В этом нет сомнения!

                        В каждом польза есть и вкус,

                        И решать я не берусь:

                        Кто из вас вкуснее,

                        Кто из вас важнее!

Ведущий: овощи все полезны и вкусны. Особенно они хороши, когда выращены своими руками.

 

2). «Русский язык»

            Во втором классе, когда мы повторяем алфавит и проводим минутки чистописания, то используем «Вкусную азбуку».

            Очень вкусный алфавит

            На столе у нас лежит.

                                                                       Яркий фрукт из теплых стран

                                                                       Рыжий бархатный  кафтан!

                                                                       Он на жарком  юге рос,

                                                                       Этот спелый абрикос!

 

            Дети отрабатывают правильное написание буквы, ее соединения с другими, а также заучивают стихи. Автор «Вкусной азбуки» Ирина Гурина.

            Когда дети научатся писать небольшие сочинения, рассказы, то получают следующие задания:

            1. Огородные  сказки.

            У Р. Киплина есть сказки с такими названиями: «Откуда взялись броненосцы», «Почему у слона такой длинный нос». В них автор объясняет происхождение предметов и животных, но по-сказочному. Попробуйте сочинить такие сказки-объяснения про овощи:

            «Почему помидор красный»;

            «Откуда у редиски хвостик»;

            «Почему арбуз полосатый»;

            «Откуда у капусты столько листьев».

            2. Ягодные сказки.

            «Невероятные приключения Вишенок в стране Дикого Винограда»;

            «Фантастические приключения Землянички на планете Кисельных Вулканов»;

            «Удивительные приключения Крыжовник в пещере Черной Смородины»;

            «Веселое приключение Клубнички в городе Коварных Сухофруктов».

 

3). «Математика»

            1. Составление и решение задач.

            Задача 1. За лето Петя подрос на 12 см, а Дима на 10 см. На несколько см больше подрос Петя?

            Вопрос: А почему Петя подрос на 2 см больше, что  могло повлиять на его рост?

            Задача 2. Саша ежедневно съедал в день 500 г овощей и фруктов.

            Вопрос: Сколько кг овощей и фруктов Саше нужно на 1 неделю, на месяц?

            - Ребята, а зачем Саша ел так много овощей и фруктов? Как вы думаете, какие овощи и фрукты он ел? Почему?

          Задача 3. Ребята трех классов собирали шиповник. Один класс сдал 9 кг плодов шиповника, а второй – на 6 кг больше, а третий класс – вдвое больше, чем второй.

        Вопрос: Сколько всего кг плодов шиповника сдали ребята?

- Чем полезен шиповник? Почему в столовых дают напиток из плодов шиповника? Какой вывод для себя вы можете сделать?

            Задача 4. Скелет новорожденного ребенка состоит из 350 костей, а скелет взрослого всего из 260. На сколько костей меньше в  скелете взрослого?

            Вопрос: Почему так получается?

            Ответ: Потому что многие кости разделены мягкими хрящиками. Постепенно они костенеют и срастаются. И от того, как мы сидим и ходим, зависит наша осанка.Почему?

           

4). «Окружающий мир»

            Темы  уроков этого предмета больше всего интегрируется с программой «Разговор о правильном питании». Хочется привести лишь один из уроков, посвященный фруктам и овощам.

            Тема урока: «Овощи и фрукты на нашем столе».

            Программное содержание: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности,  о способах  их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата.

            Материал: натуральные плоды овощей и фруктов, среди которых обязательны кочан капусты, по 4-5 штук моркови, свеклы, антоновских яблок; принадлежности для приготовления салата; картины «Сад», «Огород».

            Организация: занятие проводится непосредственно перед обедом и заканчивается во время обеда, меню которого составлено специально (салат витаминный, овощной суп или щи, овощное рагу или солянка, компот из свежих фруктов).

Ход занятия:

            1-я часть: Дети вспоминают, как недавно собирали урожай на огороде. Затем рассматривают картины «Сад» и «Огород» (сначала одну, затем другую). Учитель уточняет: сад – это место, где выращивают плодово-ягодные деревья и кустарники, а на огороде на грядках  выращивают разные овощи. Дети рассказывают об изображенном на картинах, учитель  помогает им  вопросами, дает пояснения.

            2-я часть: На столе педагога вперемешку разложены плоды овощей и фруктов. Учитель организует игру в загадки: один ребенок уходит за дверь, все договариваются, какой плод загадают, и что про него можно рассказать, не называя. Ребенок входит и  выслушивает коллективный рассказ. Отгадав, находит плод на столе, показывает всем. Если дети затрудняются называть характерные признаки плодов, учитель помогает, дополняет описание. В целом должно сложиться полное описание растения, например про грушу: «Мы загадали то, что растет в саду. Она растет на деревьях. Она большая, круглая и немного продолговатая, сладкая и очень вкусная. Бывает желтая или зеленая, бывает твердая или мягкая. Спелая, она всегда мягкая и сочная. Из нее можно сделать компот, ее можно сушить на зиму. Ее все любят».

            Таким же образом загадывают еще несколько фруктов.

            3-я часть: Приготовление витаминного салата. Учитель сообщает,  что из овощей и фруктов готовят разные блюда. Предлагает во время обеда внимательно посмотреть, что приготовили повара. Рассказывает: «Из свежих плодов часто делают салаты. Вы уже знаете, что в них много витаминов, которые полезны для здоровья. Особенно полезны морковь, свекла, яблоки. Поэтому салат, который мы с вами будем сейчас готовить, называется «Витаминный».

            Учитель напоминает, что при приготовлении еды нужна аккуратность: чистые руки, чистая посуда, овощи и фрукты, моют и чистят. Грязные овощи и фрукты опасны, с ними в организм человека может попасть инфекция, которая вызовет серьезную болезнь.

            Дети моют руки. Учитель распределяет работу: один ребенок режет капусту, другие трут морковь, свеклу, третьи режут (трут) яблоки. Измельченные продукты складывают в блюдо. Учитель добавляет подсолнечное  масло, сахар, немного соли, перемешивают. Раскладывает салат на блюдца к обеду.

            4-я часть: Во время обеда идет уточнение: из каких продуктов приготовлено каждое блюдо. Учитель поясняет: «Салат – это холодное блюдо, его едят вначале. Овощи и фрукты в нем свежие,  невареные. Овощной суп – горячее блюдо, его варят. Овощи в нем вареные. Овощное рагу тоже горячее блюдо, все овощи в нем тушеные. Ругу подают на второе. Компот варят из фруктов, добавляя сахар. Потом компот остужают. Его пьют на третье в завершение обеда».

            В  процессе обеда учитель уточняет, чем отличаются на вкус и цвет сырые капуста и  морковь от вареных; одинаковые ли на вкус яблоки в компоте и яблоки свежие; из каких овощей приготовлены суп, рагу.

            Домашнее задание: поговорить с мамами и выяснить, что они заготовили на зиму; рассмотреть эти заготовки; если можно, принести немного в класс, чтобы показать ребятам и угостить их.

            На следующий день в свободное время учитель проводит разговор о домашних заготовках овощей и фруктов на зиму. На накрытом столе выставляется все, что принести дети. Все вместе пробуют и высказывают свое мнение о заготовках.

 

 

 

 

5). «Технология»

            Овощи- фрукты! Они привычны и знакомы детям с самого раннего возраста как пищи, приятное лакомство. И вдруг после некоторой обработки яблок, груша, морковь, огурец, картофелина превращаются, пусть на недолгое время, в забавные игрушки, подарки, персонажи настольного или кукольного театра.

            С самого начала данной работы дети должны понять, что овощи   и фрукты – продукты питания, поэтому обращаться с ними надо бережно и не бросать, когда прошел веселый день, рождения поделки или представление кукольного театра. Овощи, использованные в  качестве поделочного материала, надо возвращать маме, на кухню. Они, как и положено, должны быть вымыты и употреблены в пищу.

            Фрукты (яблоки, груши, апельсины) также только на некоторое время превращаются в необычные и красочные изделия: Буратино, матрешку, доктора Айболита. Потом, как ни жаль это часто делать детям, поделки из фруктов употребляют по назначению: надо только  тщательно смыть  с них клей.

            Для волос, лица, костюма используют ткань, нитки, мочало, спички, проволоку, пуговицы, цветную бумагу, краски, клей.

            Изделия, выполненные из овощей и фруктов, могут иметь самое различное назначение – подарки ко дню рождения, новогоднему празднику, близким друзьям и знакомым.

            Изготовление изделий из овощей и фруктов приносит детям много радости, истинного увлечения и творческого вдохновения.

            Можно один и тот же персонаж изготовить в двух или трех вариантах, а для представления выбрать наиболее удачный. Это вызовет  у детей дух соревнования.

            Изделия, предназначенные в качестве подарка своим близким, должны быть особенно нарядными и привлекательными.

            Хорошо организовать конкурс на лучшую поделку. Это активизирует детей, дает возможность проявить как можно больше старательности, фантазии, выдумки, творчества.

            Работы с использованием овощей и фруктов можно проводить в любое время года, но удобнее, конечно, летом и осенью, когда нетрудно подобрать подходящий по форме и окраске материал.

            В данной работе имеются широкие возможности для творчества и фантазии в подборе персонажей, использовании для оформления иных деталей и материалов.

            Все детали хорошо приклеивать густым крахмальным или мучным клейстером, который потом легко смывается.

            Это могут быть изделия из фруктов: матрешка, повар, юнга, Петрушка – из яблока; Буратино, доктор Айболит из груши. Изделия из овощей: лиса – из моркови; крокодил – из огурца; Чипполино – из лука; Чебурашку – из картофеля.

            Съедобный зоопарк:

            Существуют разные виды резьбы: по словной кости, по дереву, по моржовому клыку… Для всех этих занятий нужен и специальный материал, и специальный инструмент. И только для одного вида резьбы инструмент и материал почти всегда под рукой. Это резьба обычным  ножиком по обычным овощам. Попробуйте изготовить в домашних условиях зоопарк. Для этого возьмите овощи и превратите их в…

            - огуречного крокодила;

            - картофельного медведя;

            - кабачкового бегемота;

            - морковную лису;

            - патиссоновую черепаху.

            Лепка из пластилина:

            В одном городе жил мастер-кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики, крендели и завитушки. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, какого никто никогда еще не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина то, что задумал мастер-хлебопек. А назывались его изделия так:

            - ромбушка;

            - шаровай;

            - пираминдель;

            - цилиндрон;

            - конуселька.

            Звери из теста:

            Из теста делают пироги и ватрушки, пончики и оладьи, булочки и пирожное. А еще из теста можно лепить разные фигурки. Потом эти фигурки можно съесть, а можно их покрасить, покрыть лаком и сохранить на память. Попробуйте вылепить из теста необычных животных. Их названия звучат так:

- кривопузиус;

- кубохвостиус;

- зубоглазиус;

- пончебулоус;

-ватропирогус.

            Фруктовый дом:

            В одной сказочной стране жили очень маленькие человечки. Они были такие маленькие, что строили себе дома из фруктов. Построить такой дом очень легко: нужно только вырезать окна, двери и в трубу для печки. Попробуйте из разных фруктов вырезать дома для маленьких человечков. При этом постарайтесь сделать так, чтобы двери были закрывающимися, а на окнах были ставни. А в качестве «материала» для домика используйте:

            - яблоко;

            - апельсин;

            - грушу;

            - гранат;

            - персик.

III. Заключение:

            Работа над программой «Разговор о правильном питании» позволила мне изменить отношение детей и их родителей к вопросу питания в лучшую сторону. Анкетирование взрослых и учащихся показало преимущество в выборе полезных продуктов, ограничение в сладостях  и полуфабрикатах. Рекомендации, составленные для каждого родителя, нашли поддержку и одобрение в семьях.

            В будущем, я планирую продолжить работу по данной программе и расширить зону ее применения.

           

           

             

           

 

 

 

 

Приложение №1.

Еда и питье (пословицы)

  • Каковы еда и питье, таково и житье.
  • Не поешь толком – будешь волком.
  • Живот крепче, так и нас сердце легче.
  • И муха не без брюха.
  • Соловья баснями не кормят.
  • Каков ни есть, а хочет есть.
  • Нет такой птицы, чтоб  пела, да не ела.
  • Натощак и песня не поется.
  • С одной ягоды сыт не будешь.
  • Всякому нужен и обед и ужин.
  • Беда – бедой, а еда – едой.
  • Пузо – наша обуза.
  • И отца  и мать забудешь, а есть не забудешь.
  • Родится роток, родится и кусок.
  • Не беда, что плоха еда, а беда, когда ее нет.
  • Что в котел положишь, то и вынешь.
  • Улица красна домами, а стол – пирогами.
  • Солнце выше ели, а мы  еще не ели.
  • Нет лучше доли, чем поесть вволю.
  • Ешь -  потей, работай – зябни.
  • Добрая весть, как скажут, что пора есть.
  • За столом посидеть – что в раю побывать.
  • Где щи, тут и  нас ищи.
  • Щи да каша – пища наша.
  • Кашу есть – зубов не надо.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Кисель зубов не портит.
  • Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
  • Масло коровье, кушай на здоровье!
  • Где блины, там  и мы, где с маслом каша,  там  и место наше.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Когда я ем, я глух и нем

Приложение №2

ЛЕС

 


Глубоко был спрятан он,                                       

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

                            (Боровик)

 

  Стоял на крепкой ножке,

  Теперь лежит в лукошке.

                                  (Гриб)

 

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай,

Что за травка, отгадай!

                         (Душица)

 

 Зашел мужик в сосняк,

 нашел слизняк, бросить жалко,

 съесть сыро.

                          (Груздь)

 

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной

Никуда не годный

                       (Мухомор)

 

  Золотистые… -

 Очень дружные сестрички.

  Ходят в рыженьких беретах,

  Осень в лес приносят летом.

                           (Лисички)

 

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

                       (Одуванчик)

 

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

                        (Опенки)

 


                                                                       


В роще у березки

 Повстречались тезки!

                          (Подберезовик)

 

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, --

Зовусь я - … 

                       (Подосиновик)

 

 Стоят в поле сестрички:

 желтый глазок,

  белые реснички.

                     (Ромашка)

 

Лик пахучий,

А хвост колючий.

                        (Роза)

 

К дереву прижмется

И кверху змейкой вьется.

А под осень выйди в сад –

Гроздья желтые висят.

                        (Хмель)

 


 

ПОЛЕ

 


Зубья ходят, гребни машут,

Жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машинку,

Поле наголо стригут.

                      (Жатва)

 

Одно бросил –

 целую гость взял.

                         (Зерно)


                                                                        

 

 


Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

 Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит.

                              (Колос)

 

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья!

                           (Зерно)

 

Топили, сушили,

колотили, рвали,

крутили, ткали,

на стол клали.

                           (Лен)

 

 В поле – метелкой,

 В мешке – золотом.

                         (Овес)

 

Стоит он задумчивый,

В желтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице.

                        (Подсолнух)

                     

 

 У закутанных девиц

 волос ветер шевелит.

                           (Кукуруза)

 

Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено.

                            (Поле)

 

В поле росла,

 Под жерновом была,

 Из печки на стол

Караваем пришла.

                             (Пшеница)

 

 

 

 Что две недели зеленится,

 Две недели колосится,

 Две недели отцветает,

 Две недели наливает,

Две недели подсыхает?

                              (Рожь)


 

ОГОРОД И САД

 


Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач,

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч.

                          (Арбуз)

 

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

                        (Горох)

 Расселась барыня на грядке,

 Одета в шумные шелка.

 Мы для нее готовим кадки

 И крупной соли полмешка.

                       (Капуста)

 

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна!»

                      (Картофель)


Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?

                           (Лук)

Нарядилася Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо.

Узнаешь ее?…

                             (Капуста


Приложение №3.

Скороговорки

 

  1. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
  2. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
  3. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  4. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
  5. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  6. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  7. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел  укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  8. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да не все с творогом.
  9. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  10. Хвалю халву.
  11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  12. Варвара варила, варила, да не выварила.
  13. Хорош пирожок, внутри творожок.
  14. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  15. Если бы да кабы, во рту выросли  бобы, и был  бы не рот, а целый огород.
  16. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
  17. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  18. В Луку Клим луком кинул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список литературы

 

  1. Составитель А.М. Жигулев «Русские народные пословицы и поговорки».  Москва, 1965 г.
  2. О.Д. Ушаков. «Пословицы, поговорки и крылатые  выражения». Санкт-Петербург, 2004.
  3. Пособие для учителей. «Внеклассная работа по труду». Москва «Просвещение», 1981 г.
  4. С. Афанасьев, С. Коморин. «Триста творческих конкурсов». Кострома, 2000 г.
  5. Школьный иллюстрированный справочник «Питание и здоровье». Москва «РОСМЭН», 1996 г.
  6. Газеты «Педсовет» с 200-2007 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

            I. Вступление.

            II. Основная  часть.

                        1). Литературное чтение.

                        2). Русский язык.

                        3). Математика.

                        4). Окружающий мир.

                        5) Труд.

                       6) Внеклассная работа.

            III. Заключение.

            IV. Список литературы.

            V. Приложения: №1 – пословицы, №2 (загадки), №3 (скороговорки).

 

 

           

           

 


Цель: формирование основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Воспитательные и образовательные задачи:

-расширение знаний о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

-формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

-пробуждение интереса к традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;

-формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре  и традициям других народов;

-просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Варианты реализации программы:

-в рамках внеклассной работы ( классные часы, кружки, факультативы, праздники, участие в конкурсах);

-на уроках по предметам базового учебного плана ( «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Технология»);

-через работу с родителями (собрания по тематике программы, праздничные мероприятия, участие в конкурсах).

 


Внеклассная работа

 Тематика занятий для проведения классных часов

1-2 класс               

1. Вводное занятие. Знакомство.

2. Если хочешь быть здоров:

-какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. 

3.Самые полезные продукты:

-какая пища полезней.

4.Как правильно есть:

-основные принципы гигиены питания.

5. Удивительные превращения пирожка:

-соблюдение режима питания.

6. Я сегодня ел омлет:

-причины неправильного питания.

7.Завтрак. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной:

-завтрак- обязательный компонент ежедневного меню; его варианты.

8. Плох обед, если хлеба нет:

-структура обеда.

9. Путешествие Колобка:

-о значении хлеба.

10. Полдник:

- значение молока и молочных продуктов.

11. Пора ужинать:

-возможные варианты блюд для ужинов.

12.На вкус и цвет товарищей нет:

-разнообразие вкусовых свойств различных продуктов.

13. Моя любимая еда:

-разнообразие вкусовых предпочтений.

14. Если хочешь пить:

-о значении жидкости для организма человека.

15. Что вы знаете о чае:

-об истории чая и традициях русского чаепития.

17. Поведение за чайным столом:

-о нормах поведения во время чаепития.

18.Что надо есть, если хочешь стать сильнее:

-связь рациона питания и образа жизни.

19.Где найти витамины весной:

-о значении витаминов и минеральных веществ.

20.Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты:

- разнообразие овощей и фруктов, их значение для организма.

21.Фрукты, встаньте в хоровод:

-о значении фруктов для питания.

22.Реклама овощей для вкусных борщей:

- о полезных свойствах овощей.

23.Итоговое занятие. Весёлый огородный концерт:

-закрепление полученных знаний о законах здорового питания.

 

                                                           3 класс

1. Давайте вспомним:

-что запомнилось из курса предыдущих занятий и что хотелось бы узнать вновь?

2.Питание - основная жизненная функция организма:

- выполнение основных законов правильного питания – основа здоровья.

3. Из чего состоит наша пища:

- представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах , углеводах, витаминах и минеральных веществах.

4.Для чего мы едим:

- пища для роста и обновления.

5. Болезни, связанные с питанием:

- о необходимости регулярного и рационального приёма пищи.

6.Что нужно есть в разное время года:

- об особенностях питания в летний и зимний периоды и изменениях в рационе.

7.Как правильно питаться, если занимаешься спортом и если завтра контрольная:

- о зависимости рациона от физической и умственной активности.

8. Здоровая пища для всей семьи:

- о традициях питания и блюдах национальной кухни.

9. Где и как готовят пищу:

- предметы кухонного оборудования, их назначение, основные правила гигиены, навыки безопасного поведения на кухне.

10. Как правильно накрыть стол:

- о предметах сервировки стола, о правилах сервировки и соблюдении этих правил как проявлении уровня культуры человека.

11. Как правильно вести себя за столом:

- о необходимости соблюдения правил поведения за столом как проявлении культуры человека.

12. Что можно приготовить, если набор продуктов ограничен:

- о разнообразии блюд из одних и тех же продуктов в разных сочетаниях.

13.Блюда из зерна:

- о многообразии ассортимента и полезности продуктов, получаемых из зерна.

14.Молоко  и молочные продукты:

- об ассортименте молочных продуктов, их свойствах и обязательности в ежедневном рационе.

 15. Дары моря:

- о пользе морепродуктов и роли микроэлементов для организма.

16.Ловись , рыбка большая и маленькая:

- об  ассортименте рыбных блюд и их полезности.

17.Какую пищу можно найти в лесу:

- о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ.

18. Ягодное место:

- о пользе лесных ягод.

19.Грибная карусель:

- из истории русского грибоводства, об опасностях при сборе и приготовлении грибов.

20. Кулинарное путешествие по России:

-о кулинарных традициях как части культуры народа.

21.Особенности кухни на Кубани:

- о кулинарных традициях своей местности.

22.О православной кухне :

- о воздержании в еде и пользе для здоровья.

23. Итоговое занятие « Сказка про Сухомятку»:

-обобщение знаний об основах правильного питания, полученных при изучении курса.

                                                           4 класс

1. Здоровье – это здорово:

- о питательных веществах, необходимых твоему организму.

2-3. Продукты разные нужны, блюда разные важны:

-о рационе питания и важности разнообразия в меню каждого дня.

4.Режим питания.«Пищевая тарелка».

- понятие о «пищевой тарелке» (условное обозначение всей пищи, которую человек съедает в течение дня).

5. Энергия пищи. Запасание энергии:

- понятие о калориях, накоплении и расходовании энергии.

6. Вес, мода и питание:

- о соблюдении баланса между получением энергии и её расходованием.

7. Привычки в питании. Чего следует избегать:

- о роли привычек в питании и их роли в сохранении здоровья.

8.Где и как мы едим. Готовая пища:

- о смысле выражения « набить желудок» и вреде перекусов.

9. Хранение, обработка и приготовление пищи:

- о нормах и правилах гигиены питания.

10.Безопасность питания. Болезни, связанные с питанием:

- о профилактике пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.

11. Пища и зубы:

- о взаимосвязи питания и сохранения зубов.

12.Об истории столовых приборов:

- о назначении и правилах пользования столовыми приборами.

13. Правила столового этикета:

- о культуре поведения за столом.

14. « О застольном невежестве»:

- поучения из книги «Юности честное зерцало...».

15. О культуре застолья:

- об исторических и национальных особенностях культуры поведения за столом и современном значении.

16. Ты готовишь себе и друзьям:

- о выборе меню и правилах безопасного использования кухонного оборудования.

17. Кухни разных народов:

- о традициях и обычаях питания в разных странах.

18-19. Кулинарная история:

- путешествие по страницам книг и странам мира.

20. Как питались на Руси и в России:

- о русских кулинарных традициях и обычаях.

21-22. Ты – покупатель:

- о правилах, которые должен соблюдать ответственный покупатель.

23.Составляем формулу правильного питания:

- подведение итогов изучения программы.

Работа с родителями

Тематика родительских собраний

 1. Рациональное питание младших школьников.

2. Как кормить детей?

3. Десять советов по правильному питанию.

4. Правила здорового питания.

5. БАДы в рационе питания.

6. Гигиена питания.

7. Режим питания.

8. Признаки гиповитаминоза.

9. Где найти витамины весной?

10. Угощение для маленьких гостей.

 

Встречи родителей с медицинским работником

1. Рекомендации по разнообразию ежедневного меню: завтрак, обед, полдник, ужин.

2.Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Болезни, связанные с питанием.

3. Профилактика пищевых отравлений. Безопасность питания: хранение, обработка и приготовление пищи.

4. Вес, мода и питание.

 

 

Встречи с работниками школьной столовой

 

1. О важности и необходимости горячего завтрака в учебное время.

2. О пользе блюд из круп, из молока и творога.

3. О соблюдении правил личной гигиены при приёме пищи. Безопасность в обеденном зале.

4. Поведение учащихся в столовой. Культура приёма пищи.

 

 

Участие в праздниках ,конкурсах

1. Семейная викторина « Поле чудес» ( по правильному питанию).

2. « В гостях у тётушки Припасихи» (варианты консервирования продуктов).

3. « Мама, папа, я – спортивная семья!» ( меню спортсмена).

4. « Вкусные истории» ( составление книги полезных  рецептов).

5. Участие в конкурсах « Кулинарные волшебники», « Пишем книгу о правильном питании»,

 

 

Памятки для родителей

1. Типовой режим питания школьников.

2. Варианты рекомендуемых блюд для завтраков, обедов, полдников, ужинов.

3. Десять советов по правильному питанию.

4. Рацион питания ( к чему стремиться, чего избегать).

5. Восемь основных правил диетики.

6. Таблицы питательной ценности, витаминов, минеральных веществ.

7. Признаки гиповитаминоза.

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 им

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 им

I . Вступление: Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди потребностей и ценностей нашего общества

I . Вступление: Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди потребностей и ценностей нашего общества

Это не дает хороших результатов и отрицательное сказывается на нервной системе ребенка, его настроении, поведении обучении в школе

Это не дает хороших результатов и отрицательное сказывается на нервной системе ребенка, его настроении, поведении обучении в школе

Иллюстрация пословиц: Где блины там и мы, где с маслом каша, там и место наше

Иллюстрация пословиц: Где блины там и мы, где с маслом каша, там и место наше

Луковица («Чипполино»).

Луковица («Чипполино»).

Ежик : Ппых-ых! ппых-ых! Автор :

Ежик : Ппых-ых! ппых-ых! Автор :

Капуста : Ты ж, свекла, помолчи!

Капуста : Ты ж, свекла, помолчи!

Я – простой зеленый лук! Картофель :

Я – простой зеленый лук! Картофель :

Очень вкусный алфавит

Очень вкусный алфавит

Задача 3. Ребята трех классов собирали шиповник

Задача 3. Ребята трех классов собирали шиповник

Отгадав, находит плод на столе, показывает всем

Отгадав, находит плод на столе, показывает всем

На следующий день в свободное время учитель проводит разговор о домашних заготовках овощей и фруктов на зиму

На следующий день в свободное время учитель проводит разговор о домашних заготовках овощей и фруктов на зиму

Работы с использованием овощей и фруктов можно проводить в любое время года, но удобнее, конечно, летом и осенью, когда нетрудно подобрать подходящий по форме и…

Работы с использованием овощей и фруктов можно проводить в любое время года, но удобнее, конечно, летом и осенью, когда нетрудно подобрать подходящий по форме и…

Попробуйте вылепить из теста необычных животных

Попробуйте вылепить из теста необычных животных

Приложение №1. Еда и питье (пословицы)

Приложение №1. Еда и питье (пословицы)

Приложение №2 ЛЕС

Приложение №2 ЛЕС

Он на солнышке стоит И усами шевелит

Он на солнышке стоит И усами шевелит

Приложение №3. Скороговорки

Приложение №3. Скороговорки

IV . Список литературы Составитель

IV . Список литературы Составитель

Содержание Вступление

Содержание Вступление

Цель : формирование основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни

Цель : формирование основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни

Внеклассная работа Тематика занятий для проведения классных часов 1-2 класс 1

Внеклассная работа Тематика занятий для проведения классных часов 1-2 класс 1

Что надо есть, если хочешь стать сильнее: -связь рациона питания и образа жизни

Что надо есть, если хочешь стать сильнее: -связь рациона питания и образа жизни

Как правильно накрыть стол: - о предметах сервировки стола, о правилах сервировки и соблюдении этих правил как проявлении уровня культуры человека

Как правильно накрыть стол: - о предметах сервировки стола, о правилах сервировки и соблюдении этих правил как проявлении уровня культуры человека

Режим питания.«Пищевая тарелка»

Режим питания.«Пищевая тарелка»

Ты – покупатель: - о правилах, которые должен соблюдать ответственный покупатель

Ты – покупатель: - о правилах, которые должен соблюдать ответственный покупатель

Участие в праздниках ,конкурсах 1

Участие в праздниках ,конкурсах 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2021