Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование цикла упражнений на основе фонетической ритмики
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе стоит довольно остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны.
Однако здоровье не существует само по себе, а нуждается в кропотливой заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей нет.
Конечно, причин тому очень много: социальные, медицинские, экологические, генетические. Одна из главных причин – это невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, каждый родитель любит своего ребёнка, усердно лечит, когда он заболеет, а в повседневности не использует весь арсенал средств и способов для предупреждения заболевания.
Следует помнить, что дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования основ ЗОЖ, т.е. выработки правильных привычек, которое в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: внедрить в свою работу комплексную систему оздоровления детей с помощью различных коррекционных технологий, помогающих сохранить и укрепить здоровье.
Для достижения поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие моторных и сенсорных функций.
2. Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье.
3. Формирование стойкой мотивации на ЗОЖ в процессе совершенствования функциональных возможностей детей, социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья.
4. Развитие ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений. Работая в детском саду, мной было замечено противоречие между традиционным подходом к организации ЗОЖ детей и необходимостью нахождения более эффективных форм и методов оздоровления дошкольников.
В процессе поиска новых форм и методов оздоровительной направленности, а также изучив методическую литературу, я решила, что необходимо создание целенаправленной системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей через использование нетрадиционных методик оздоровления.
Благодаря использованию таких методик, я планировала добиться получения следующих результатов: - Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
- Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. - Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Работая с детьми с ОНР, я заметила, что у большинства детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Также у детей наблюдается нарушение звукопроизношения, дыхания, голоса, темпа и ритма речи, а также моторная неловкость, нарушение координации движений.
Именно поэтому я остановила свой выбор на одной из нетрадиционных коррекционных методик оздоровления, которая впервые была представлена Антониной Николаевной Пфафенродт и Татьяной Михайловной Власовой в 1983 году в СССР – фонетическая ритмика. Фонетическая ритмика – здоровьесберегающая коррекционная технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз. Речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно.
Основными элементами фонетической ритмики являются:
- напряженность. Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений.
- интенсивность. Интенсивность определяет динамику речи.
- время. Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение.
Оно выражается в длительности или краткости.
Упражнения по фонетической ритмике направлены на:
• нормализацию речевого дыхания. (Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют продолжительности выдоха. Это сочетается с другими движениями: рук (вверх-вниз), туловища (повороты вправо-влево), головы (наклоны к плечам) );
• работа над темпом и ритмом;
• отработка логического ударения (Слова, на которые падает логическое ударение, выделяются не только голосом, но и более энергичными движениями рук, выражением лица.)
• формирование умения изменять силу и высоту голоса;
• правильное воспроизведение звуков и сочетаний;
• воспроизведение речевого материала в заданном темпе. Занятия с использованием элементов фонетической ритмики мной проводятся ежедневно.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, мы начинаем с трех основных положений.
1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого движения начинаются движения для звуков И, К, Л.
3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. С этого движения начинается звук Р. На каждом занятии я чередую противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные.
Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка.
Обязательное условие занятий по фонетической ритмике:
1. Эмоционально – положительный фон. Так как занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску, я использую музыку, так как под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у меня появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь в выполнении заданий. Также проводником и помощником при выполнении заданий мы часто используем знакомого детям сказочного героя, это вносит в работу дополнительный элемент игры.
2. Активное использование жестов, мимики, интонации.
Во время занятий активно использую несловесные формы поощрения и поддержки: улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие рук. Наблюдая за эффективностью работы в данном направлении, я пришла к выводу, что данный метод дает положительные результаты и является ценным вкладом в общую систему оздоровления.
Результатами использования фонетической ритмики для оздоровления детей являются:
• Дети научились правильно дышать и соблюдать дыхательные паузы;
• Развилась координация движения.
• Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике.
• У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, интерес.
• Появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее.
• Улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребенка.
Благодаря регулярному проведению речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:
• у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика;
• улучшается фонематический слух; • нормализуется речевое дыхание;
• формируется умение изменять силу и высоту голоса; • улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
• уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
• повышается речевая активность детей.
Результаты убеждают в правильности выбранных мер в совершенствовании оздоровительной работы. Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен педагогам в работе по оздоровлению детей дошкольного возраста, где дети воспринимают и чувственно познают мир, двигаются, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций.
Что характерно, использование данной технологии можно применять с любого дошкольного возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.