Формирование понятия «родственные слова» в играх и упражнениях у детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Формирование понятия «родственные слова» в играх и упражнениях у детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
docx
20.07.2023
Формирование понятия «родственные слова» в играх и упражнениях  у детей дошкольного возраста
Формирование понятия «родственные слова» в играх и упражнениях у детей дошкольного возраста.docx

Формирование понятия «родственные слова» в играх и упражнениях

у детей дошкольного возраста

Сердюкова С.Е.,

учитель-логопед

Упражнение

«Узнай слово по его описанию»

 

Цель: Познакомить с понятием «родственные слова». Расши­рять словарь новыми словами.

Оборудование: Картинки с изображениями — сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик (см. приложение).

Ход упражнения

Воспитатель: Посмотрите на картинки.    Узнайте слово по его описанию.

—  Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сад.

Человек, который ухаживает за садом. Садовник.

—  Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю. Рассада.

 

 —  Молодое деревце, которое выращено для посадки в саду. Саженец.

—  Инструменты, которыми работают в саду. Садовые.

Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу. Детский садик.

Человек, который разводит сады. Садовод.

Педагог еще раз произносит всю цепочку слов, акцентируя внимание детей на их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Затем сообщает детям, что такие слова называются родственными. Они образуют семью родственных слов.

 

Упражнение «Родственники»

Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.

Оборудование: Схемы слов.

Ход упражнения

 

1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подби­рают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.

2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.

 

Упражнение «Вспомни - назови»

 

Цель: Развивать внимание, речеслуховую память.Формировать умения выделять родственные слова из прослушанного стихот­ворения.

 

Ход упражнения

Воспитатель: Послушайте стихотворение и назовите родст­венные слова.

Чудо-садик посадил дед Матвей, садовник: Сливу, яблоньку, айву и густой шиповник. Зачинается с утра у него забота. Рассадить пионов куст — важная работа. Поработал он лопатой — получилась грядка, А затем на этом месте высадит рассадку. Он польет цветы водой, подрыхлит все грядки. Вот и кончилась его майская посадка. (Павлова Т.С.)

 

Упражнение «Кто быстрее?»

 

Цель: Ввести в лексику термин «родственные слова». Увеличить объем слуховой памяти.Обогатить лексику новыми словами.

 

Ход упражнения

 

Дети должны придумать как можно больше родственных слов к главному слову сад. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

 

Упражнение «Четвертый лишний»

 

Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

 

Ход упражнения

 

Воспитатель: Дети, послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему? Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады. Ссадина, садовый, палисадник, сажать.

 

Игра «Будь внимательным»

Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.

 

Ход игры

 

Воспитатель: Дети, я буду называть пары слов. Если вы услы­шите родственные слова, наклонитесь вперед, а если услышите не родственные слова, покачайте головой.

Сад - сажать,                     пересаживать - палисадник,

садик — ссадина,                садоводство — рассада,

всадник саженец,            садочек — салат

 

Упражнение «Семья родственных слов»

 

Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного связного текста и запоминать их.Упражнять детей в пересказе с опорой на серию картин.

 

Оборудование: Текст рассказа, серия сюжетных картинок (см. приложение).

 

Ход упражнения

—      Чтение текста.

—      Беседа по содержанию.

 

—      Семантический разбор незнакомых слов.

—     Повторное чтение текста с установкой на выделение и за­поминание родственных слов. Ответы детей. За правильный ответ дети получают поощрительную фишку.

—     Пересказ текста с опорой на серию сюжетных карти­нок.

 

 

Садоводство

Однажды весной Сеня Садовников с папой и мамой поехал в Бота­нический сад. Они ходили по садовым дорожкам вдоль палисадников, наблюдали за работой садовников. Садоводы сажали в землю зеленую рассаду, пересаживали молодые саженцы. У них было много садовых инструментов: лопата, грабли, тяпка и даже садовничий нож. На следующий день Сеня предложил ребятам в садике вместе посадить маленький садочек.

 

Упражнение «Солнышко»

 

Цель: Развивать зрительное восприятие, навыки звукобуквенно-го анализа и синтеза. Обогатить активный словарь родственными словами двух словообразовательных гнезд.

 

Оборудование: Пособие «солнышко», состоящее из главного слова САД и лучиков с «кусочками» слов.

 

Ход упражнения

 

Воспитатель: У слова САД вы­росло много лучиков —родственных слов. Угадайте их.

Дети прикладывают лучи к солнышку и составляют слово из двух частей. Педагог тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

Слова: сад-ик, сад-овод, сад­овник, сад-ить, сад-ы, сад-очек.

 

 

Подвижная игра

«В гости к родственникам»

 

 

Цель: Развивать умение находить и объяснять родственные слова.

Оборудование: Две карточки с главными словами САД, ДОЖДЬ, гнезда родственных слов для ведущих. Маленькие кар­точки двух групп с родственными словами.

 

 

 

 

Ход игры

Из детей выбирают двоих ведущих, которые берут себе большие карточки САД и ДОЖДЬ. Остальные дети получают маленькие кар­точки с родственными словами двух групп. Водящие называют свои слова и объясняют, что они ждут к себе в гости родственников.

По команде дети собираются вокруг водящих и объясняют, по­чему они приходятся им родственниками. Выигравшим считается та группа, которая быстрее собралась и правильно доказала свои родственные связи.

Педагог еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.

Примечание. Карточки со словами можно заменить картин­ками.

 

 

 

Ребусы

Цель: Формировать умение ориентироваться в звукобуквен-ном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвбльное внимание, логическое мышление.

Оборудование: Карточки-задания.

 

Ход упражнения

 

Инструкция: 1. Составь слово по первым звукам названий картинок.

(садик)

2. Прочитай слово, расположив буквы по высоте.

3.Прочитай слово (запиши), располагая буквы в соответствии с цифрам.

 

Лото «Родственные слова»

 

 

Цель: Развивать навыки чтения, логического мышления, умения выделять родственные слова, опираясь на их звуковую и смысловую общность;

Оборудование: Пять больших карточек с напечатанными сло­вами для ведущего, восемь карточек с тремя напечатанными словами, 24 фишки.

 

 

 

Ход упражнения

 

 

Воспитатель: Каждый из вас получит карточку с напечатанны­ми словами и три фишки. Ведущий будет называть (читать) слова. Если вы найдете на своей карточке родственное слово, закройте его фишкой. Выигрывает тот, кто первый закроет все три слова.

 

Группа родственных слов к слову «гриб»

 

Грибок, грибной, грибочек, ■ грибник, грибище, грибница, грибы.

«Лишние» слова: погреб, загребать, грипп, гребец, грабли.

Упражнение «Родственники»

Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам. Оборудование: Схемы слов.

 

Ход упражнения

 

1-й вариант: Педагог называет родственные слова. Дети подби­рают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.

2-й вариант: Дети самостоятельно называют родственные слова, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет пред­ложение с запомнившимся словом.

 

 

Упражнение «Подбери слово»

Цель: Учить подбирать к существительным родственные слова, образованные от главного слова гриб, выраженные прилагатель­ными в соответствии с их родовой принадлежностью.

 

 

Ход упражнения

 

Воспитатель называет существительные и предлагает детям подобрать к ним подходящие слова-признаки, образованные от главного слова гриб. Если дети затрудняются, то педагог помогает им, задав соответствующий вопрос.

Воспитатель: Место летом, какое?  Грибное.

Погода, шляпка, ножка, пора, поляна, какая? Грибная.

Дождь, суп, лес, салат, какой? Грибной.

Места, споры, блюда, какие? Грибные.

 

 

Упражнение «По грибы»

 

Цель: Развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку. Развивать зрительное внимание. Оборудование: Панно «Грибник» (см. приложение).

 

Ход упражнения

Инструкция: Найти на картинке родственные слова.

 

Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: Учить различать слова по смыслу и по звучанию, нахо­дить в цепочке родственных слов «лишние».

Ход упражнения

 

Воспитатель предлагает детям прослушать слова и найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Грибок, погреб, грибник, грибной. Грибница, гребец, гриб, грибочек.

Упражнение «Запомни, повтори»

 

Цель: Увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5-и

единиц.

Ход упражнения

 

Воспитатель предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит. Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница. Грибной, грибница, грибок, грибник, гриб.

 

Упражнение «Закончи предложение»

 

Цель: Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом стихотворения. Развивать внимание, воображение, логи­ческое мышление.

 

Ход упражнения

 

Воспитатель сообщает детям, что кто-то прислал странную записку, в которой часть текста пропущена (создание проблемной си­туации) и просит детей помочь подобрать все недостающие слова.

Воспитатель:

Как-то раннею порой вдруг полился дождь...      грибной.

И из дома с тот же миг в лес отправился...         грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для....          грибов.

 Долго шел он в глушь лесную - поляну там искал...грибную.

 Вдруг под елочкой на кочке видит маленький... грибочек.

 И обрадовался вмиг наш удачливый...                  грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле —     грибница.

 Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные...           грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп...     грибной.

 Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и...                грибище.

(Т.В.Кулакова)

 

Упражнение «Отгадай слово»

 

Цель: Закреплять понятие родственные слова. Формировать навык словообразования, расширять словарь. Оборудование:   Картинки (см. приложение).

Ход упражнения

 

Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на картинки. Догадайтесь, о какой картинке я буду сейчас говорить.

Растение леса, у которого есть ножка и, шляпка. Гриб.

Очень маленький гриб. Грибок, грибочек.

Корни грибов, дающие жизнь большому количеству грибов. Грибница.

Люди, собирающие грибы. Грибники.

Суп, сваренный из грибов. Грибной.

Подосиновики, подберезовики и лисички - это грибы.

Огромный гриб. Грибище.

 

Упражнение «Составь слово»

 

Цель: Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов. Развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование: Карточки с картинками.

 

 

Инструкция: Составь слово по первым звукам названий кар­тинок.

 

Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция: Ответьте на вопросы. Запишите ответы в крос­сворд. Прочитайте ключевое слово.

 

—      Растение леса, имеющее шляпку и ножку. Гриб.

—     Лисички, опята, подосиновики — это грибы

—      Маленький гриб. Грибок.

—     Человек, собирающий грибы. Грибник.

—      Суп из грибов. Грибной.

—      Гриб огромных размеров. Грибище.

—      Корни грибов. Грибница.

—      Пора, когда в лесу много грибов. Грибная.

 

Литература.

Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Павлова Т.С., Проко-пова СП., Журавлева Н.Н., Антохина Н.В., Львова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2009.- 64 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование понятия «родственные слова» в играх и упражнениях у детей дошкольного возраста

Формирование понятия «родственные слова» в играх и упражнениях у детей дошкольного возраста

Ход упражнения 1-й вариант

Ход упражнения 1-й вариант

Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу

Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу

Оборудование: Пособие «солнышко», состоящее из главного слова

Оборудование: Пособие «солнышко», состоящее из главного слова

Педагог еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов

Педагог еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов

Цель: Развивать навыки чтения, логического мышления, умения выделять родственные слова, опираясь на их звуковую и смысловую общность;

Цель: Развивать навыки чтения, логического мышления, умения выделять родственные слова, опираясь на их звуковую и смысловую общность;

Ход упражнения 1-й вариант:

Ход упражнения 1-й вариант:

Упражнение «Запомни, повтори»

Упражнение «Запомни, повтори»

Растение леса, у которого есть ножка и, шляпка

Растение леса, у которого есть ножка и, шляпка

Инструкция: Ответьте на вопросы

Инструкция: Ответьте на вопросы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2023