Формирование портфолио педагогов с учетом современных требований к аттестации
Учитель: Колтунова С.И.
Портфолио является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать персональный сайт учителя или портфолио учителя.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.
Другое важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
В современной школе портфолио становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.
Мониторинг собственной деятельности посредством портфолио помогает учителю реально представить результаты своего труда, сравнить их с результатами труда других учителей, т. е. провести адекватную самооценку своей деятельности и иметь стимул к самосовершенствованию.
Назначение портфолио как формы оценки позволяет сместить акценты с того, что педагог не способен реализовать и не умеет, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. Соответственно в него может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога (руководителя). Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Основные функции портфолио:
Формирование портфолио является творческой работой каждого учителя, поэтому единого образца или полного перечня материалов, входящих в него, быть не может. Но при составлении портфолио учителю необходимо помнить, что он должен показать свое умение в разработке:
содержания учебных проектов;
Виды портфолио учителя:
Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.
Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.
Структура портфолио учителя
1. Общие сведения об учителе -ФИО
Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками (декоративные шрифты). Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.
Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!
Рядом с ФИО разместите вашу фотографию. Фото продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!
Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой.
Образование
В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.
Трудовой и педагогический стаж работы
Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя.
Повышение квалификации
В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).
Награды, грамоты, благодарственные письма
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.
Копии документов
Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.
2 . Результаты педагогической деятельности
В этом разделе должны быть собраны: материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных других олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о наличии медалистов; сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.
3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие
о профессионализме педагога: обоснование выбора образовательной программы и
комплекта учебно-методической литературы; обоснование выбора используемых
образовательных технологий;
обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической
диагностики для оценки образовательных результатов;
использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном
процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.; работа в
методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром,
вузами и другими учреждениями; Участие в профессиональных и творческих
педагогических конкурсах
участие в методических и предметных неделях; организация и проведение
семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; проведение
научных исследований; разработка авторских программ; написание рукописей
кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета,
реферата, доклада, статьи.
4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел должен содержать документы: список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.); программы работы кружков и факультативов другие документы.
5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, проектор, музыкальный центр и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.); аудио- и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.; другие документы по желанию учителя.
Таким образом, отобранные в портфолио материалы должны показывать умения учителя применять различные приемы и методы работы, характерные для внедряемой технологии; проводить и анализировать уроки различных типов; обучать школьников новым приемам учебной деятельности; оценивать результативность использования новой технологии средствами различных методов диагностики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.