Формирование познавательного интереса и развития личностных УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС.
Оценка 4.9

Формирование познавательного интереса и развития личностных УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС.

Оценка 4.9
docx
математика
30.10.2020
Формирование познавательного интереса и развития личностных УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС.
Формирование познавательного интереса и развития личностных УУД учащихся.docx

Кочубей Л.В.

учитель математики

МБОУ «Средняя школа №2»

г. Десногорска

 

Формирование познавательного интереса и развития личностных УУД учащихся на уроках математики в рамках ФГОС.

 

    Важнейшей особенностью современного этапа развития школы являются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизацию обучения математике можно истолковать как направленность всего учебно - воспитательного  процесса на личность учащегося, т.е. максимальный учет интересов, склонностей, способностей и возможностей ребенка.

     При работе по новым ФГОС наблюдается отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Воспитание компетентного, творческого человека должно служить главной конечной целью образовательного процесса в школе. Ориентация на личность ребенка  предполагает построение учебного процесса таким образом, что в центре находиться ученик, его познавательная, творческая деятельность.

     Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. При  организации учебного процесса  надо обращать внимание на избирательную внимательность учащихся. Дети легко откликаются на необычные уроки и  внеклассные  дела, они в этом возрасте склонны к спорам и возражениям. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствия, самому решать проблему, участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. Использование дидактической игры в системе обучения математики является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществление преемственности. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.  Каков ребенок  в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Дидактические игры очень хорошо уживаются с серьезными заданиями. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры обучающиеся в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания,активно помогают друг другу при этом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к математической деятельности. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна: игры обучающие, контролирующие, обобщающие. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике.

     Основная цель применения дидактических игр на уроках математики – развивать у учащихся личностные УУД – систему ценностных ориентаций школьника («Я  и природа», « Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я» и т.д.), формировать такие ключевые компетентности, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности обучающихся, делает восприятие более активным, эмоциональным, творческим,  положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности, способствует развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, формировать  развитие навыков устного и письменного вычислений, воспитывает навыки самостоятельности, коммуникативности, развивает математическую речь, содействует развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию  учебной деятельности, развивает творческие способности учащихся.

     При проведении дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

1.      Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, математическое содержание – доступно пониманию обучающихся.

2.      Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности.

3.      Учет результатов должен быт открытым, ясным, справедливым.

4.      Каждый ученик должен быть активным участником игры.

5.      Если на уроке проводятся несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

6.      Игровой характер при проведении уроков математики должен иметь определенную меру, превышение этой меры приведет к тому, что дети во всем будут видеть только игру.

7.      В процессе игры обучающиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть четкой, краткой.

8.      Дидактический материал должен быть удобен в использовании.

9.      Правила и организация дидактических игр должны составляться и разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

10.  Игру нужно закончить на данном уроке, получит результат.

      При проведении игр на уроках и внеурочной деятельности реализуются  дидактические принципы с точки зрения оптимальности их сочетания: научность и доступность, наглядность и абстрактность, систематичность и последовательность; используется индивидуальная и групповая работа учащихся.

      Приведу примеры используемых мною дидактических игр. В 5-6 классах я часто применяю игру «Молчанка». При этом используется сигнальная карточка (красная, зеленая). Она помогает дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе, если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, если нет - красную. Таким образом, каждый ученик может высказаться, не мешая остальным. Большим интересом у ребят пользуются игры: «Кодировка ответов», «Расшифровка вычислений».Эти игры можно использовать при изучении разных тем: «Сложение и вычитание чисел», «Решение уравнений» и т.д. Кодировка ответа упрощает контроль учителя за правильность выполнения заданий. Новизна упражнений заключается в использовании не математической информации, в разнообразии форм подачи условия (таблицы, схемы, программы, магические квадраты, блок–схемы, лабиринты). Кроме требований произвести те или иные вычисления, они содержат вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической речи, умения объяснять «Что?», «Почему?», «Как?». Многие задания учащимися составляются самостоятельно.   В чем суть игры? Выполнив упражнение, ученик ищет полученные числа среди ответов и кодирует ответ

(если данного числа нет – ищет ошибку). Выполнив все упражнения, ученик сообщает учителю кодированный ответ.

Например: Игра «Хочу все знать».

Решить уравнение и закодировать ответ:

 1). 0,3х +7,5 +1,7х =15,52;2). (20,4-х):3=5,6;   3), 2*(7,2+х)=40,6.

Кодированные ответы:М(7,5),Д(0),Р(4,01), К(13,1), А(3,6),Л(1,2).

Ответ:РАК.

      Используя данные о зверях, птицах, растениях, странах можно составлять очень много заданий.

      Тема: «Действия с обыкновенными дробями».

    1.   Выполнив действия и закодировав ответы, вы узнаете название удивительной птицы, которая высиживает своих птенцов в морозы.

 

                                                                         1-

9/11

2/3

1/7

8/15

4/9

 

Кодированные ответы: С(7/15), Л(1/3), К (2/11), Е (6/7), Т(5/),Д(2/5).

Ответ: КЛЕСТ.

    2. В нашей стране водится много бобров. Бобер- крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, делая плотины длиной 5-6 метров.

Задание 1.Узнай длину бобра (в дм), решив удивительный квадрат:

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0

3,7

4,1

1,4

1.      Из первой строки выберите наименьшее число.

2.      Из второй строки выберите наибольшее число.

3.      Из третей строки выберите не наименьшее,  не наибольшее число.

4.      Найдите сумму выбранных чисел и вы получите ответ.

(3,6+2,7+3,7=10(дм). Сколько это сантиметров, метров? Сравните длину тела бобра со своим ростом.

Обучающиеся применяют свои навыки работы на компьютере при работе на интерактивной доске. При решении заданий учащиеся используют «Двигающиеся числа», «Двигающиеся буквы»; при решении задач на вычисления, сравнение чисел, отыскание правильного ответа удобно «спрятать» правильный ответ за «шторкой». Используя «Штору» можно составлять задания «Лучший счетчик», «Найди ошибку», «Решить кросворд». Учащимся предлагаются задания для самостоятельного решения. При проверке выполнения работы на доске открывается решение «Ученика», допустившего ошибки, которые должны исправить учащиеся.

      При изучении темы «Координаты точек», «Построение фигур на координатной плоскости» провожу игру «Соревнования художников». Последовательно соединяя точки с заданными координатами, учащиеся получают различные фигуры. Нарисовав свой рисунок, задают координаты точек. Фантазии учащихся при выполнении этих заданий безграничны.

     Учащиеся проводят исследовательскую работу, что дает возможность наряду с навыками эвристического мышления, указать им пути к математическому творчеству. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностноготипа. Применение проектно-исследовательской деятельности способствует воспитанию подлинно свободной личности, формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Учащимися 5-7 классов изготовлены «Книжки –малышки» («Математика и здоровье», «Математика в пословицах и поговорках» и др.), в которых собран разнообразный материал, предложены интересные задачи. Много внимания учащиеся уделяют решению социальных задач. Работа над проектами не только расширяет знания учащихся по математике, но и  развивает их творческие способности.

 


 

Кочубей Л.В. учитель математики

Кочубей Л.В. учитель математики

Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и

Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и

Кроме требований произвести те или иные вычисления, они содержат вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической речи, умения объяснять «Что?», «Почему?», «Как?»

Кроме требований произвести те или иные вычисления, они содержат вопросы, направленные на развитие логического мышления, математической речи, умения объяснять «Что?», «Почему?», «Как?»

Нарисовав свой рисунок, задают координаты точек

Нарисовав свой рисунок, задают координаты точек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020