Формирование познавательной мотивации первоклассников
Оценка 4.9

Формирование познавательной мотивации первоклассников

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
14.10.2020
Формирование познавательной мотивации первоклассников
Cемилетний ребенок находится на границе двух жизненных периодов. Ведущей деятельностью пока является игра, внимание непроизвольное, способность к концентрации низкая, воля развита слабо. Для чего ему учиться? "Чтобы быть умным", "чтобы уметь читать..., писать и т.д." Важно знать, какие мотивы наиболее значимы для ребенка на данном этапе, чтобы с учетом этого строить обучение. Учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными и привычными побуждениями ребенка.
Формирование познавательной мотивации первоклассников.docx

Формирование познавательной мотивации первоклассников

     Cемилетний ребенок находится на границе двух жизненных периодов. Ведущей деятельностью пока является игра, внимание непроизвольное, способность к концентрации низкая, воля развита слабо. Для чего ему учиться? "Чтобы быть умным", "чтобы уметь читать..., писать и т.д."
     Важно знать, какие мотивы наиболее значимы для ребенка на данном этапе, чтобы с учетом этого строить обучение. Учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными и привычными побуждениями ребенка.

Классификация мотивов учения.

Классификация мотивов

Вне учебной деятельности

В самой учебной деятельности.

мотивация избегания неприятностей

мотивация благополучия, мотивация престижа 

социальные мотивы

интерес к процессу обучения

познавательный интерес
(содержание учения)

В системе учебных мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность учащегося.
     К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести только к внутренним мотивам. Учеба как вынужденное функционирование, учеба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания могут оказывать негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения или избегания неудач.
     Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью.
Поскольку в шестилетнем возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения еще только формируется и воля, так необходимая в учении, еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов обучения (личностные, соревновательные, игровые и т.д.)
     Тем не менее, одной из важнейших задач учителя является развитие внутренней мотивации. Почему? Потому что только внутренняя мотивация, связанная с содержанием учения, действительно близка цели учения.
     Социальные мотивы -долга, ответственности важны для успешного начала учебы, но реализованы они будут не скоро, а это снижает их побудительную силу.
     Мотивация благополучия, престижа - "хочу получать хорошие отметки", и , как обратная сторона медали - стремление избежать порицания преобладает у многих шестилеток. В данном случае положительная отметка становится целью учения, а отсутствие или недостаток их формирует у ребенка низкую или заниженную самооценку. Исследования  психологов показали, что ориентация на отметку становится одним из факторов, отрицательно влияющих на развитие внутренних мотивов учебной деятельности. В результате к концу обучения в начальной школе у учащихся складывается своеобразная система мотивов, в которой ведущая роль принадлежит социальным мотивам, а собственно учебные мотивы развиты слабо.
     Наиболее ценный элемент мотивации - учебные интересы, связанные с содержательной стороной процесса обучения. Глубина познавательного интереса при этом может быть существенно разной: ребенка может привлекать простая занимательность фактов. Мотивация процессуальной стороной учения удовлетворяет потребность ребенка в активности, связана с ориентацией на выполнение отдельных действий.
     Динамика учебно-познавательных мотивов в начальной школе связана с уровнем знаний учащихся, с их успехами, с готовностью к обучению. Если ребенок пришел в школу подготовленным, то успехи, которых он достигает, повышают уровень его учебно-познавательной мотивации и наоборот, слабая подготовка влечет за собой отставание ученика, и его положительное отношение к учению постепенно исчезает.
     Именно этой зыбкой почве я начинаю строить фундамент познавательного процесса первоклассников.
     Процесс познания результативен, доставляет удовлетворение, радость учащимся и учителю, когда организовано формирование внутренней учебной мотивации учащихся путем привлечения внимания учащихся к содержательно-процессуальному аспекту обучения, отказа от отметок и сравнения учащихся между собой.

     Таким образом, задача учителя состоит в организации поисковой деятельности учащихся, углублении в сущность изучаемых явлений при максимальной психологической защищенности учащихся (Я НЕ ОДИН, У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ)
     Моя цель - вызвать интерес не к Незнайке, Петрушке или зайчику, пришедшим на урок, а к содержанию урока, добиться активного отношения детей к тому, что происходит. Поэтому часто вместо объяснительно-иллюстративного метода (сморти-слушай-усваивай) использую деятельностный метод (догадайся сам и объясни однокласснику).
На уроках ознакомления с новым такая работа включает в себя:
постановку учебной задачи (в том числе, и детьми)
"открытие детьми нового знания"
первичное закрепление
обучающую самостоятельную работу
творческие задания.
     Наиболее удачной формой с точки зрения поставленных целей является групповая (парная) форма обучения, т.к. она учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений, а с другой стороны, позволяет ребенку чувствовать себя защищенным.
     Для поддержания интереса к предмету использую также и прием "опережающей многолинейности"  - знакомство с теми фактами и явлениями, которые не входят на данном этапе обучения в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора.
     Например, уже с января после записи текущего числа предлагаю детям записать последовательность натурального ряда до 15, 20, 25, что не входит в обязательную часть учебной программы первого класса. Используя этот ряд, мы закрепляем усвоение алгоритма прибавления и вычитания 1, 2, 3. Безусловно, при работе с числами первого десятка усвоение табличных случаев прошло бы быстрее, но избегая однообразия, я добиваюсь большей заинтересованности учащихся, понимания ими причинно-следственных связей.
     Обучение ведется в зоне ближайшего развития ребенка (Выготский, Занков и др.), т.е. на высоком уровне трудности для учащихся с разной степенью готовности к обучению. Уже во 2 четверти вводятся дифференцированные задания, позволяющие развивать в равной степени всех детей, вне зависимости от темпа их работы. Такие задания предлагаю детям не только на этапе закрепления, но и в процессе поиска решения проблемной ситуации, при изучении нового. Дети учатся сравнивать результаты работы, выбирать наиболее рациональное решение, давать аргументированное объяснение происходящему на уроке.
      Ближайшие цели:
1. Формирование интереса к содержательной стороне урока без привлечения внешней занимательности.
2. Организация результативной парной и групповой форм работы учащихся на уроке.
3. Постепенная актуализация социальных мотивов учения( разобрался сам - помоги другому).

 

 

 


 

Формирование познавательной мотивации первоклассников

Формирование познавательной мотивации первоклассников

Исследования психологов показали, что ориентация на отметку становится одним из факторов, отрицательно влияющих на развитие внутренних мотивов учебной деятельности

Исследования психологов показали, что ориентация на отметку становится одним из факторов, отрицательно влияющих на развитие внутренних мотивов учебной деятельности

C емилетний ребенок находится на границе двух жизненных периодов

C емилетний ребенок находится на границе двух жизненных периодов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2020