Формирование познавательной мотивации первоклассников

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Cемилетний ребенок находится на границе двух жизненных периодов. Ведущей деятельностью пока является игра, внимание непроизвольное, способность к концентрации низкая, воля развита слабо. Для чего ему учиться? "Чтобы быть умным", "чтобы уметь читать..., писать и т.д." Важно знать, какие мотивы наиболее значимы для ребенка на данном этапе, чтобы с учетом этого строить обучение. Учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными и привычными побуждениями ребенка.
Иконка файла материала Формирование познавательной мотивации первоклассников.docx

Формирование познавательной мотивации первоклассников

     Cемилетний ребенок находится на границе двух жизненных периодов. Ведущей деятельностью пока является игра, внимание непроизвольное, способность к концентрации низкая, воля развита слабо. Для чего ему учиться? "Чтобы быть умным", "чтобы уметь читать..., писать и т.д."
     Важно знать, какие мотивы наиболее значимы для ребенка на данном этапе, чтобы с учетом этого строить обучение. Учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными и привычными побуждениями ребенка.

Классификация мотивов учения.

Классификация мотивов

Вне учебной деятельности

В самой учебной деятельности.

мотивация избегания неприятностей

мотивация благополучия, мотивация престижа 

социальные мотивы

интерес к процессу обучения

познавательный интерес
(содержание учения)

В системе учебных мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность учащегося.
     К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести только к внутренним мотивам. Учеба как вынужденное функционирование, учеба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания могут оказывать негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения или избегания неудач.
     Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью.
Поскольку в шестилетнем возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения еще только формируется и воля, так необходимая в учении, еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов обучения (личностные, соревновательные, игровые и т.д.)
     Тем не менее, одной из важнейших задач учителя является развитие внутренней мотивации. Почему? Потому что только внутренняя мотивация, связанная с содержанием учения, действительно близка цели учения.
     Социальные мотивы -долга, ответственности важны для успешного начала учебы, но реализованы они будут не скоро, а это снижает их побудительную силу.
     Мотивация благополучия, престижа - "хочу получать хорошие отметки", и , как обратная сторона медали - стремление избежать порицания преобладает у многих шестилеток. В данном случае положительная отметка становится целью учения, а отсутствие или недостаток их формирует у ребенка низкую или заниженную самооценку. Исследования  психологов показали, что ориентация на отметку становится одним из факторов, отрицательно влияющих на развитие внутренних мотивов учебной деятельности. В результате к концу обучения в начальной школе у учащихся складывается своеобразная система мотивов, в которой ведущая роль принадлежит социальным мотивам, а собственно учебные мотивы развиты слабо.
     Наиболее ценный элемент мотивации - учебные интересы, связанные с содержательной стороной процесса обучения. Глубина познавательного интереса при этом может быть существенно разной: ребенка может привлекать простая занимательность фактов. Мотивация процессуальной стороной учения удовлетворяет потребность ребенка в активности, связана с ориентацией на выполнение отдельных действий.
     Динамика учебно-познавательных мотивов в начальной школе связана с уровнем знаний учащихся, с их успехами, с готовностью к обучению. Если ребенок пришел в школу подготовленным, то успехи, которых он достигает, повышают уровень его учебно-познавательной мотивации и наоборот, слабая подготовка влечет за собой отставание ученика, и его положительное отношение к учению постепенно исчезает.
     Именно этой зыбкой почве я начинаю строить фундамент познавательного процесса первоклассников.
     Процесс познания результативен, доставляет удовлетворение, радость учащимся и учителю, когда организовано формирование внутренней учебной мотивации учащихся путем привлечения внимания учащихся к содержательно-процессуальному аспекту обучения, отказа от отметок и сравнения учащихся между собой.

     Таким образом, задача учителя состоит в организации поисковой деятельности учащихся, углублении в сущность изучаемых явлений при максимальной психологической защищенности учащихся (Я НЕ ОДИН, У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ)
     Моя цель - вызвать интерес не к Незнайке, Петрушке или зайчику, пришедшим на урок, а к содержанию урока, добиться активного отношения детей к тому, что происходит. Поэтому часто вместо объяснительно-иллюстративного метода (сморти-слушай-усваивай) использую деятельностный метод (догадайся сам и объясни однокласснику).
На уроках ознакомления с новым такая работа включает в себя:
постановку учебной задачи (в том числе, и детьми)
"открытие детьми нового знания"
первичное закрепление
обучающую самостоятельную работу
творческие задания.
     Наиболее удачной формой с точки зрения поставленных целей является групповая (парная) форма обучения, т.к. она учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений, а с другой стороны, позволяет ребенку чувствовать себя защищенным.
     Для поддержания интереса к предмету использую также и прием "опережающей многолинейности"  - знакомство с теми фактами и явлениями, которые не входят на данном этапе обучения в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора.
     Например, уже с января после записи текущего числа предлагаю детям записать последовательность натурального ряда до 15, 20, 25, что не входит в обязательную часть учебной программы первого класса. Используя этот ряд, мы закрепляем усвоение алгоритма прибавления и вычитания 1, 2, 3. Безусловно, при работе с числами первого десятка усвоение табличных случаев прошло бы быстрее, но избегая однообразия, я добиваюсь большей заинтересованности учащихся, понимания ими причинно-следственных связей.
     Обучение ведется в зоне ближайшего развития ребенка (Выготский, Занков и др.), т.е. на высоком уровне трудности для учащихся с разной степенью готовности к обучению. Уже во 2 четверти вводятся дифференцированные задания, позволяющие развивать в равной степени всех детей, вне зависимости от темпа их работы. Такие задания предлагаю детям не только на этапе закрепления, но и в процессе поиска решения проблемной ситуации, при изучении нового. Дети учатся сравнивать результаты работы, выбирать наиболее рациональное решение, давать аргументированное объяснение происходящему на уроке.
      Ближайшие цели:
1. Формирование интереса к содержательной стороне урока без привлечения внешней занимательности.
2. Организация результативной парной и групповой форм работы учащихся на уроке.
3. Постепенная актуализация социальных мотивов учения( разобрался сам - помоги другому).