Cемилетний
ребенок находится на границе двух жизненных периодов. Ведущей деятельностью
пока является игра, внимание непроизвольное, способность к концентрации
низкая, воля развита слабо. Для чего ему учиться? "Чтобы быть
умным", "чтобы уметь читать..., писать и т.д."
Важно знать, какие мотивы наиболее значимы для
ребенка на данном этапе, чтобы с учетом этого строить обучение. Учебная цель,
не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не
удерживается в сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными и
привычными побуждениями ребенка.
Классификация мотивов учения.
Классификация
мотивов
|
Вне
учебной деятельности
|
В
самой учебной деятельности.
|
мотивация
избегания неприятностей
|
мотивация
благополучия, мотивация престижа
|
социальные
мотивы
|
интерес
к процессу обучения
|
познавательный
интерес
(содержание учения)
|
|
|
|
|
|
В системе учебных мотивов внешние и
внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой
является познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае
получение знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель
деятельность учащегося.
К внутренним мотивам относятся такие, как
собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного. Такие
мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс
учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются
естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести
только к внутренним мотивам. Учеба как вынужденное функционирование, учеба
ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания могут
оказывать негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального
вознаграждения или избегания неудач.
Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и
выполняемой деятельностью.
Поскольку в шестилетнем возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения
еще только формируется и воля, так необходимая в учении, еще недостаточно
развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов
обучения (личностные, соревновательные, игровые и т.д.)
Тем не менее, одной из важнейших задач учителя
является развитие внутренней мотивации. Почему? Потому что только внутренняя
мотивация, связанная с содержанием учения, действительно близка цели учения.
Социальные мотивы -долга, ответственности важны для
успешного начала учебы, но реализованы они будут не скоро, а это снижает их
побудительную силу.
Мотивация благополучия, престижа - "хочу
получать хорошие отметки", и , как обратная сторона медали - стремление
избежать порицания преобладает у многих шестилеток. В данном случае
положительная отметка становится целью учения, а отсутствие или недостаток их
формирует у ребенка низкую или заниженную самооценку. Исследования психологов
показали, что ориентация на отметку становится одним из факторов,
отрицательно влияющих на развитие внутренних мотивов учебной деятельности. В
результате к концу обучения в начальной школе у учащихся складывается
своеобразная система мотивов, в которой ведущая роль принадлежит социальным
мотивам, а собственно учебные мотивы развиты слабо.
Наиболее ценный элемент мотивации - учебные
интересы, связанные с содержательной стороной процесса обучения. Глубина
познавательного интереса при этом может быть существенно разной: ребенка
может привлекать простая занимательность фактов. Мотивация процессуальной
стороной учения удовлетворяет потребность ребенка в активности, связана с
ориентацией на выполнение отдельных действий.
Динамика учебно-познавательных мотивов в начальной
школе связана с уровнем знаний учащихся, с их успехами, с готовностью к
обучению. Если ребенок пришел в школу подготовленным, то успехи, которых он
достигает, повышают уровень его учебно-познавательной мотивации и наоборот,
слабая подготовка влечет за собой отставание ученика, и его положительное
отношение к учению постепенно исчезает.
Именно этой зыбкой почве я начинаю строить фундамент
познавательного процесса первоклассников.
Процесс познания результативен, доставляет
удовлетворение, радость учащимся и учителю, когда организовано формирование
внутренней учебной мотивации учащихся путем привлечения внимания учащихся к
содержательно-процессуальному аспекту обучения, отказа от отметок и сравнения
учащихся между собой.
Таким образом, задача учителя состоит в организации
поисковой деятельности учащихся, углублении в сущность изучаемых явлений при
максимальной психологической защищенности учащихся (Я НЕ ОДИН, У МЕНЯ
ПОЛУЧИТСЯ)
Моя цель - вызвать интерес не к Незнайке, Петрушке
или зайчику, пришедшим на урок, а к содержанию урока, добиться активного
отношения детей к тому, что происходит. Поэтому часто вместо
объяснительно-иллюстративного метода (сморти-слушай-усваивай) использую
деятельностный метод (догадайся сам и объясни однокласснику).
На уроках ознакомления с новым такая работа включает в себя:
постановку учебной задачи (в том числе, и детьми)
"открытие детьми нового знания"
первичное закрепление
обучающую самостоятельную работу
творческие задания.
Наиболее удачной формой с точки зрения поставленных
целей является групповая (парная) форма обучения, т.к. она учит детей
общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии
решений, а с другой стороны, позволяет ребенку чувствовать себя защищенным.
Для поддержания интереса к предмету использую также
и прием "опережающей многолинейности" - знакомство с теми фактами
и явлениями, которые не входят на данном этапе обучения в обязательные
результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора.
Например, уже с января после записи текущего числа
предлагаю детям записать последовательность натурального ряда до 15, 20, 25,
что не входит в обязательную часть учебной программы первого класса.
Используя этот ряд, мы закрепляем усвоение алгоритма прибавления и вычитания
1, 2, 3. Безусловно, при работе с числами первого десятка усвоение табличных
случаев прошло бы быстрее, но избегая однообразия, я добиваюсь большей
заинтересованности учащихся, понимания ими причинно-следственных связей.
Обучение ведется в зоне ближайшего развития ребенка
(Выготский, Занков и др.), т.е. на высоком уровне трудности для учащихся с
разной степенью готовности к обучению. Уже во 2 четверти вводятся
дифференцированные задания, позволяющие развивать в равной степени всех
детей, вне зависимости от темпа их работы. Такие задания предлагаю детям не
только на этапе закрепления, но и в процессе поиска решения проблемной
ситуации, при изучении нового. Дети учатся сравнивать результаты работы,
выбирать наиболее рациональное решение, давать аргументированное объяснение
происходящему на уроке.
Ближайшие цели:
1. Формирование интереса к содержательной стороне урока без привлечения
внешней занимательности.
2. Организация результативной парной и групповой форм работы учащихся на
уроке.
3. Постепенная актуализация социальных мотивов учения( разобрался сам - помоги
другому).
|