ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование у них умений самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.
Тема методического сообщения: «Опыт формирования познавательной самостоятельности студентов на уроках информационных технологий в профессиональной деятельности и во внеурочной деятельности».
Методическими условиями формирования опыта явилось: изучение ФГОССПО 3 поколения, инструктивно-методические совещания в техникуме, курсы повышения квалификации, участие в конференциях в сети Интернет.
Формирование познавательной самостоятельности в процессе обучения информатике и информационным технологиям призвано обеспечить готовность обучающихся своими силами овладевать знаниями и способами деятельности.
В современном обществе курс на активную самостоятельную учебную деятельность студентов становится основой подготовки современных специалистов и формируемая познавательная самостоятельность позволит выпускнику быстро адаптироваться к меняющемуся содержанию трудовой деятельности, даст возможность в самые короткие сроки освоить новые знания, квалификации и навыки.
С введением ФГОС СПО третьего поколения в формировании конкурентоспособных квалифицированных специалистов существенно возрастает роль самостоятельной работы. В условиях глобальной компьютеризации и информатизации государство требует от наших выпускников, способных быстро ориентироваться, самообучаться, оперативно работать с огромным потоком информации.
А к нам приходят учащиеся, которые в большинстве своем воспринимают себя объектами, а не субъектами педагогического процесса, с недостаточной школьной подготовкой, не умеющие работать с информацией, выпускники школ, у которых преобладают процессы репродуктивного мышления, отсутствует желание к самостоятельной и творческой деятельности.
Перед преподавателем встает проблема поиска таких средств обучения, которые были бы направлены на ликвидацию имеющихся противоречий, на развитие познавательной самостоятельности студентов и формирование навыков, позволяющих студенту в полной мере овладеть требованиями стандарта.
Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся, что невозможно реализовать без опоры на самостоятельную учебную деятельность.
Цель моего опыта:
• Создание условий для развития познавательных способностей, активности, творческой инициативы и самостоятельности студентов в процессе изучения информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
• Формировать устойчивую мотивацию обучающихся к познавательной самостоятельности как к жизненно важному процессу;
• Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной самостоятельности посредством поэтапно усложняющихся учебных задач;
• Способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления;
• Готовить обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению.
Ожидаемыми результатами будут являться сформированные компетенции и личностные качества, необходимые современному конкурентоспособному специалисту. Такие как
• Умения организовать собственную деятельность, выбрать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
• Опыт поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
• Использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и другие.
Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно–познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ.
Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера и качества самостоятельной работы.
Развитие познавательной самостоятельности происходит по 4 уровням:
Первый уровень – воспроизводящий, для него характерно более или менее точное воспроизведение учащимися знаний и приемов в том объеме и содержании, в котором они были получены в процессе обучения. При этом происходит перенос знаний и действий в аналогичные условия с изменением 1-2-х параметров.
Достигается усвоение обучающимися опорных знаний, умений и навыков, алгоритма копирующей самостоятельности.
Второй уровень – вариативный характеризуется умением переноса усвоенных знаний и способов деятельности в ситуации с изменением 2-3-х параметров.
На этом этапе предполагается овладение обучающимися простейшими мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения и т.д.
Третий уровень – частично - поисковый, он предполагает некоторую умственную переработку знаний об известных объектах, самостоятельный выбор методов и приемов их изучения, а также синтез знаний, полученных из других источников или в результате собственной мыслительной деятельности.
Четвертый уровень – творческий, представляет собой применение полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях. На этом этапе преобладают творческие самостоятельные задания.
Я стараюсь построить преподавание таким образом, чтобы в процессе деятельности обучающихся проявление различных уровней познавательной самостоятельности нашло оптимальное сочетание, приводящее к развитию самостоятельности и переводу ее с низких уровней на более высокие. По мере продвижения обучаемого по этой «иерархической» лестнице доля участия преподавателя должна постепенно убывать до минимальной на четвертом уровне.
Конечно, в реальном учебном процессе познавательная самостоятельность в течение одного занятия может проявляться на различных уровнях в зависимости от конкретного урока.
Для развития познавательной самостоятельности важна не только система заданий от простого – к сложному, но и выбор технологий, позволяющих наилучшим образом развить познавательную самостоятельность обучающихся.
Мной используются следующие технологии: в аудиторной деятельности: элементы разноуровневого обучения, личностно-ориентированная технология и элементы технологии сотрудничества. Во внеаудиторной: проектная деятельность и система разноуровневых заданий.
Но и, конечно, в силу специфики преподаваемых мной дисциплин, все эти технологии неразрывно связаны с ИКТ технологиями.
Современные информационные технологии играют ключевую роль при формировании самостоятельности обучающихся: они открывают студентам доступ к новым источникам информации, дают возможности для творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных навыков: это и работа с презентациями, работа с интерактивными учебными пособиями, с тестирующими системами, поиск информации в сети Интернет, построение чертежей и моделей, создание сложных гипертекстовых документов.
• Поэтапное включение обучающихся в различные виды познавательной самостоятельности создают условия для постепенного продвижения от действий в сотрудничестве с преподавателем к полностью самостоятельным;
• Принцип от простого к сложному позволяет сформировать у обучающихся уверенность в своих силах, желание продвигаться к более высокому уровню;
• Использование сочетания современных педагогических технологий с ИКТ технологиями создают благоприятные условия для более эффективного протекания процесса развития познавательной самостоятельности обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.