Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
«Формирование познавательных интересов
учащихся к предмету на учебных занятиях»
(методические рекомендации)
Подготовила: Лимарева Э.Д.
методист МБУДО «ДПШ»
Кувандык
2018
Данные рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования с целью оказания методической помощи при планировании и разработке учебных занятий.
Составитель: Лимарева Э.Д., методист МБУДО "ДПШ"
Ответственный за выпуск: Побединская Н.В.,
зав. методической службой МБУДО "ДПШ"
Формирование познавательных интересов обучающихся к предмету на учебных занятиях (методические рекомендации).– Кувандык: МБУДО "ДПШ", 2018.
Содержание
1. Познавательный интерес – основа для профессионального и личностного самоопределения.
2. Условия формирования познавательного интереса.
3. Методические приемы, способы, формы и технологии, развивающие познавательный интерес
Познавательный интерес – основа для профессионального и личностного самоопределения
Познавательный интерес определяется как особое когнитивно-мотивационное состояние личности, связанное с потребностью в познании. Это существенное качество личности, направленное на овладение знаниями и способами познания и проявляющееся в положительно эмоционально окрашенной, избирательной, активной познавательной деятельности. Познавательный интерес обеспечивает основу для профессионального и личностного самоопределения школьников, готовности к самообразованию, способствуя тем самым их социальной адаптации, конкурентоспособности, профессиональной мобильности.
Дополнительное образование предоставляет большие возможности для проявления способностей учащихся, выбора ими разнообразных видов деятельности, самореализации личности, поскольку располагает квалифицированными педагогическими кадрами, соответствующей материально-технической базой, творческой атмосферой, позволяет учитывать особенности каждого и обеспечивает социальную интеграцию проблемных детей.
Интерес обучающихся к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к овладению знаниями формируется лишь при условии соответствующей организации педагогом учебной деятельности. И в первую очередь она должна быть направлена на воспитание познавательных интересов обучающихся.
Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Под интересом в психологии понимают эмоциональное проявление познавательной потребности человека, выражающееся в желании глубже познакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.
Основная роль в воспитании интереса принадлежит способу организации педагогом деятельности учащихся. В зависимости от того, как организована познавательная деятельность, решается судьба интереса. Наиболее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса условия возникают тогда, когда педагог организует самостоятельную деятельность учащихся. Как же должна быть организована эта деятельность? Что для этого необходимо? Для всех занятий, вызывающих интерес, общими с психологической точки зрения являются следующие моменты: возникновение противоречия между известными прежде закономерностями и сообщаемыми новыми фактами, вживание учащихся в поставленную задачу или вопрос или рождение у них своего вопроса, пробуждение потребности и желания его решить, понять противоречивые факты с точки зрения изучаемых закономерностей. Учащиеся входят в ситуацию поиска ответа на вопрос или решения задачи, стремятся к раскрытию научной загадки.
Условия формирования познавательных интересов
Важными условиями для формирования и развития познавательных интересов обучающихся являются благоприятный психологический климат, стиль общения педагога с детьми, создание «ситуации успеха», индивидуально дифференцированный подход в процессе развития познавательного интереса, мастерство и профессионализм педагога.
Благоприятный психологический климат нужен для того, чтобы у детей возникло и сохранилось чувство защищенности, оптимизма, принятия ситуации. Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности.
Имеется несколько вариантов моделирования ситуаций успеха на учебных занятиях:
Похвала
Самый мощный инструмент педагога, если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если с ваших уст будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль. С другой стороны, еще А. Камю заметил: "Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ".То есть важно научиться вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность ("Этот материал мы проходили, так что зачет не покажется вам трудным"), закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"), позволить порадоваться даже незначительному успеху ("работа не совсем получилось, зато тебе здорово удалось …»).
Коллективная похвала .
Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах педагога, но и среди сверстников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем коллективом. Например, можно овациями встречать победителя конкурса, олимпиады или просто обучающегося, выполнившего интереснейший проект.
Прием "Эврика"
Суть его в том, что педагог создает такую ситуацию, в ходе которой обучающийся сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ребятам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.
Задания разной сложности
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные обучающиеся получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
Самостоятельный выбор задания
Обучающимся предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ребята же могут выбрать объем, сложность выполнения. Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
Портфолио
Один из методов, который позволяет обучающемуся наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только педагоги, но и родители, и одноклассники.
Обучение самовнушению
Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать занятие или его практическую часть.
Создание ситуации успеха— один из ключевых моментов мотивации к обучению, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.
Педагог – мастер умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Современному педагогу важно владеть современными образовательными и воспитательными методиками и технологиями.
Методические приемы, способы, формы и технологии, развивающие интерес
Формированию познавательных интересов обучающихся к предмету способствует множество различных методических приемов, способов, форм проведения учебных занятий и образовательных технологий.
1. Проведение учебных занятий в нетрадиционных формах (активные формы познавательной деятельности, которые можно использовать на занятиях):
- семинар;
- диспут;
- обсуждение сообщений, докладов, рефератов;
- конференция;
- чтения (литературные, исторические, научные);
- защита (проекта, программы, реферата);
- олимпиада;
- турнир;
- викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина);
- аукцион знаний;
- мозговая атака;
- брейн-ринг;
- КВН;
- устный журнал;
- заочное путешествие;
- встреча с интересными людьми: со специалистами, учеными, мастерами ДПИ;
- пресс-конференция;
- час вопросов и ответов;
- конкурс;
- смотр знаний и умений;
- эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета);
- познавательные игры, игры на развитие памяти, внимания, воображения;
- интеллектуальный марафон, интеллектуальная игра.
2. Проведение занятий с использованием средств искусства:
- живопись, графика (фотографии, репродукции картин художников);
- скульптура (демонстрация памятников);
- проведение занятий на природе;
- декоративно-прикладное искусство (знакомство с народными промыслами);
- художественная обработка предметов (использование росписи, инкрустации, чеканки, выжигания, вышивки, плетения и другое);
- художественная литература (устное народное творчество, поэзия, сочинение произведений, встречи с писателями, поэтами);
- музыка (симфоническая, камерная, народная, фольклорная, джазовая, рок-музыка, популярная); прослушивание, пение, музыкальные игры, импровизация;
- театр (драматический, музыкальный, литературный, исторический, театр миниатюр, театр балета, театр кукол, театр теней, театр пантомимы);
- кино (просмотр и обсуждение учебных, документальных, научно-популярных, художественных фильмов).
3. Наглядные методы обучения:
- наглядные материалы (картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики);
- демонстрационные материалы (модели, приборы, образцы изделий);
- видеоматериалы (мультфильмы, видеосюжеты, фрагмент видеофильма).
4. Проектные методы обучения:
- разработка проектов;
- конструирование из бумаги;
- моделирование ситуации;
- создание творческих работ (рассказов, сказок);
- художественное конструирование;
- создание произведений декоративно-прикладного искусства;
- проектирование деятельности, конкретных дел;
- разработка сценариев, спектаклей, праздников.
5. Технологии, активизирующие развитие познавательного интереса:
- технология развития критического мышления (Приложение 1 – примерный план занятия с использованием приемов данной технологии);
- технология проблемного обучения (Приложение 2 – примеры создания проблемной ситуации);
- поисково-исследовательские технологии (Приложение 3);
- игровые технологии (Приложение 4);
- технология проектного обучения;
- тренинговые, информационные и другие технологии.
6. Некоторые приемы, способствующие заинтересованности детей к предмету:
- помощники (приготовить детям материал для проверки полученных знаний);
- любимое время (взаимопроверка);
- принцип «свобода выбора» (выбор роли на сегодняшнем занятии: психолог, подводит итоги занятия, выбор работы: самостоятельно или в паре, выбор домашнего задания);
- тема занятия (зашумленная тема: записывается с добавлением других букв без разрывов между словами; перевертыш: тема в перевернутом виде, не меняя слов в предложении);
- лови ошибку (давать тексты со специально допущенными ошибками, их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно);
- осколки (текст с обрывками фраз, необходимо выстроить их в предложения);
- реставрация (текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами, необходимо заполнить пробелы);
- творчество на будущее (сочинение стихов, ребусов, загадок по теме занятия);
- вопрос к тексту (составить список вопросов, иногда целесообразно оговорить количество вопросов);
- в конце занятия составление вопросов для закрепления материала;
- итог занятия (педагог задает вопросы: Что было главным? Что было интересным?);
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, используются различные приѐмы активизации учащихся. Занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание. Ребятам младшего и среднего школьного возраста будут интересны ребусы, кроссворды, дидактические, ролевые другие игры.
Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учащихся, заставляет удивляться. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Очень интересны и познавательны интеллектуальные игры: «Лингвистический морской бой», «Интеллектуальный волейбол» (Приложение 4)
Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся: придумывание кроссвордов, написание сказок, сочинения (они могут быть посвящены раскрытию связи изучаемых понятий с окружающим миром, практикой; раскрытию какого-либо понятия, освещению роли определенных идей), доклады и рефераты, рисунки или аппликации к отдельным темам.
С целью преодоления усталости, которая является одной из причин потери интереса к предмету, педагогам необходимо в игровой форме проводить физкультминутки (паузы) в объединениях всех направленностей - физкультурные разминки, игры-релаксации, упражнения для глаз, пальчиковые игры.
Только творчески работающий педагог может действительно сформировать и развить познавательный интерес у ребенка, а также дать возможность реализовать свои способности, раскрыться учащемуся как личности.
Использованная литература:
1. Е.Н.Трифонов. Педагогические условия развития познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования. Тула, 2007г.
2. А.И. Савенков. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников, Издательский дом «ФЕДОРОВ», Изд-во «Учебная литература», 2009г.
3. А.И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательский дом «ФЕДОРОВ», Изд-во «Учебная литература», 2010г.
4. Pedsovet.su. Г.Шутова. Семь способов создать ситуацию успеха на уроке.
5. Журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование и воспитание», «Методист», «Бюллетень».
Приложение
Примеры интеллектуальных игр
для использования на занятиях в УДО
Интеллектуальный волейбол
Игра применяется при завершении изучения большой темы по программе для закрепления материала и выявления сильнейших.
Вместо мяча используются вопросы, а вместо ловкости рук – эрудиция. На 1 этапе идет объяснение правил игры, деление на 2 команды по 6 человек. Игра начинается с того, что в кабинете, зале устанавливаются 12 стульев – по 6 для каждой команды. Стулья команд стоят на некотором расстоянии друг от друга, по 3 в ряд и лицом к противнику. Участники занимают свои места, готовят вопросы на озвученную (или выбранную) тему. Нужно заранее обговорить количество вопросов.
Игру начинает по жребию одна из команд. Сидящий в дальнем углу игрок этой команды – «подающий» - задает первый вопрос. Команда противника должна этот вопрос «отбить», то есть ответить на него. При ответе нельзя советоваться между собой. Один из игроков принимающей команды, тот, кто первый поднимет руку и скажет: «Мяч мой!», предпринимает попытку ответить на вопрос. Если попытка оказалась успешной и ответ дан правильно, этот игрок посылает «через сетку» свой вопрос, и теперь наступает пора отвечать противнику.
Существует еще и правило «трех касаний»: три человека могут попытаться «отбить» мяч (время на каждый ответ – 10 секунд), в целом на 2 попытки команде дается 30 секунд.
По итогам игры одна из команд становится победителем.
Примеры создания проблемной ситуации в рамках технологии проблемного обучения на учебных занятиях
1. Проблемные вопросы и проблемные задачи
- Как вы думаете, почему гвоздь тонет, а пароход нет?
- Почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками?
- Предположите, о чем будет сказка, пьеса (по названию сказки, пьесы, по иллюстрации)?
- Найдите ошибку в записях…
- Почему земноводных называют еще и амфибиями?
- Почему у человека два глаза?
2. Мыслительный проблемный эксперимент
- Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой?
- Что нужно сделать, чтобы прекратились войны на Земле?
- Произошло …... (событие). Как … мог узнать, кто виноват?
3. Исследовательские задания
- Придумайте новые интересные названия улиц, площадей своего поселка.
- Расспросите близких и расскажите историю своей семьи (историю улицы, поселка, города).
- Подготовьте вопросы к автору произведения «…»
Приемы создания проблемной ситуации
1. Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения.
2. Использование задач межпредметного, прикладного, профессионального характера;
3. Использование исторического или занимательного материала (фактов биографии ученых, фокусов и т.п.);
4. Организация практической работы исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к эмпирическим выводам, требующим теоретического обоснования;
5. Исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.