«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка»
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения английскому языку является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД.
В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий);
- логические (анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация);
- постановку и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК С. И. Азаровой "Милли" в 2-4 классах позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов.
Проектная деятельность |
Какие УУД развиваются |
Возможность использования ИКТ |
Оценка результатов |
2 кл Творческий проект (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием) Любая изучаемая тема устной речи (Животные. Моя семья. Игрушки) |
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Просмотр презентации |
Новый диалог на основе диалога-модели. Оценка результата классом |
3класс «Our class album» Создайте классный альбом: our classroom, our class teachers, school is cool, our timetable, on Saturday and Sunday |
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Возможна зрительная опора в виде картинок |
Оценка результата классом |
3 класс Изготовь поздравительную открытку ко Дню рождения и вручи её. |
Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Образец шаблон на слайде |
Вручение открыток со словами поздравлений и пожеланий на английском языке (монологическая речь). |
4 класс «My town» Создайте план-схему своего города: нарисуйте улицы, придумайте их названия, прикрепите различные здания и объекты. What is the most popular place in your Funtown? Why? What can I do there? |
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Учитель показывает презентацию о проектах прошлых лет. |
Взаимооценка с использованием карточки оценивания проекта: оригинальность идеи, оформление, представление, выполнение поставленных задач. |
Чтобы систематизировать данные о том, какие УУД формируются на разных этапах работы с проектом, составила следующую таблицу.
№ |
Этап работы |
Формируемые УУД |
1 |
Определение темы |
Регулятивные УУД
|
2 |
Определение конечного результата |
Регулятивные УУД
|
3 |
Обсуждение и составление плана проекта |
Регулятивные УУД
Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия
Личностные УУД
|
4 |
Сбор информации |
Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия
|
5 |
Обработка информации |
Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия
|
6 |
Оформление проекта |
Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия
творческого и поискового характера;
Логические универсальные действия: · построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные УУД · планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; · постановка вопросов; · разрешение конфликтов; · управление поведением партнера. |
7 |
Оценка проекта |
Регулятивные УУД
|
Краткое описание задания |
Какие УУД развиваются |
Оценка результатов |
Аудирование Послушай сообщение о меню в кафе и отметь в списке продуктов услышанное. |
Познавательные Логические Регулятивные |
Самооценка или взаимная проверка результатов в парах путём сличения отмеченного в списке с информацией на слайде презентации (после прослушивания). |
Монологическая речь Расскажи о своём любимом питомце, не называя его. |
Коммуникативные Познавательные (поиск и выделение информации, выбор языковых средств) Логические Регулятивные |
Оценка ответа одноклассниками по заранее оговорённым критериям: количество ошибок, темп речи, количество предложений и т.д. Слушающие называют питомца, обосновывая свой выбор. |
Диалогическая речь Проведи опрос одноклассников (заполнить опросник) |
Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные |
Сумели ли добыть информацию для ответов на все вопросы опросника. Подвести итоги опроса
|
Чтение Нарисуй инопланетянина по его описанию в тексте. |
Познавательные Логические Коммуникативные Регулятивные |
Сверить полученный рисунок с описание в тексте. |
Грамматика По ходу урока заполни таблицу: 1. Что ты знаешь о множественном числе существительных? 2. Что ты хочешь узнать? 3. Что ты узнал о множественном числе существительных? |
Познавательные Коммуникативные Логические Регулятивные
|
Заполненная таблица – правило на данное грамматическое явление. |
Лексика Назови, что ты мечтаешь иметь в своей комнате. |
Коммуникативные Познавательные Логические Регулятивные |
Остальные учащиеся могут схематично зарисовать комнату мечты. |
Письмо Напиши объявление о потерявшейся собаке.
|
Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные
|
Наличие объявления с описанием собаки. |
Аудирование -Прослушайте несколько коротких текстов -подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний |
Познавательные Логические
|
Проверьте себя, где, почему ошиблись |
Чтение -Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст -Прочитайте текст Заполните таблицу (например, с информацией о героях) -расскажите о героях по таблице |
Познавательные логические общеучебные |
Сумели ли вы выделить информацию из текста, получилось ли использовать ее в своей речи |
Проделанная работа наглядно продемонстрировала, что применение проектной технологии на уроке способствует формированию познавательных учебных действий. Кроме того, проектное обучение способствует повышению личной уверенности обучающихся, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать, умения искать пути решения проблемы, исследовательских умений.
Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается в:
- включении обучающихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты);
- разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся.
Предлагаю типовые учебные ситуации, которые я использую в своей работе.
Задания из УМК “Милли” 4 класс
|
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающегося на результат, который получен при решении проблемы.
Работа в группах способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды, облегчает формирование коммуникативной компетенции и стимулирует речевое творчество.
Ответственность за выполнение задания в группе способствует воспитанию самостоятельности обучающихся, дает возможность научиться планировать свою работу: определять цели, запрашивать дополнительную информацию добывать ее самостоятельно из разных источников, анализировать сделанное, планировать работу и оценивать результат.
Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения на английском языке (коммуникация).
Происходит рефлексия собственного развития личности обучающегося (саморазвитие).
При коллективной рефлексии сталкиваются разные точки зрения и оценки.
Подводя итог, могу сказать, что применение метода проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, тем самым повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.