«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»
Оценка 4.6

«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Оценка 4.6
Документация
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
06.10.2021
«Формирование   познавательных универсальных учебных действий   на   уроках окружающего   мира»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это также и залог профилактики школьных трудностей.
Дрозд Т.Н..doc

«Формирование   познавательных универсальных учебных действий   на   уроках окружающего   мира»

Учитель: Дрозд Т.Н.

 

                                             Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                                   они будут открывать это новое сами.

                                   Моя главная задача – помочь им раскрыться,

                                    развить собственные идеи.

                                                                                    И. Г. Песталоцци   

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это также и залог профилактики школьных трудностей.

    Формирование  универсальных учебных действий у учащихся должно отразиться на качестве знаний и положительном отношении к урокам.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Действия учителя, позволяющие  сформировать универсальные учебные действия:

- учитель создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

-  учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

- перед началом решения составляется совместный план действий.

-  привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

-  учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.  В ходе учебной деятельности развивается память и мышление детей.

- учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом старается  включать  каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

-  обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

-  не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями

-  учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

-  показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

- учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

- ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

-  учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий  предлагают авторы  учебника, разобраться, на формирование каких УУД они  направлены.

Содержание учебников УМК «Школа России» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических).    Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала развиваются познавательные интересы, любознательность. 

При изучении курса  «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

1.Включаю в занятия проблемное обучение.

  Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?»  создаю следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учу детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

2. Проектное обучение  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

  Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе. 

3. Педагогические игры

   Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Примеры  заданий, которые помогут формировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.

I. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?

2. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.

II. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

1.Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?».

 2. Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.

III. Проектная деятельность

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю формировать у детей познавательные УУД. А на уроках окружающего мира эта возможность может быть реализована особенно ярко. Например,проект во 2 классе «Красная книга». При работе над данным проектом каждый ученик готовил свою страницу книги. Дети искали наиболее интересную информацию о редких видах животных, делали вырезки из газет, выполняли собственные иллюстрации. Итог работы: общая «Красная книга», над которой работал весь класс. В результате данной деятельности у ребят развивались такие виды познавательных УУД, как поиск и выделение необходимой информации,  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера и др.

     В этом году я начала тему по самообразованию «Организация формирующего оценивания обучающихся через систему тестов, памяток-инструкций, проверочных и контрольных работ», потому что , если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки,

то младший школьник научится не только фиксировать трудность,

но и анализировать её причину: от фиксации самого факта незнания

или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть».

Предполагаемый результат:

       - обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях;

        -максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню  освоения содержания;

      - формирование оценочной самостоятельности учащихся,

  - формирование адекватной самооценки

Анализируя подобную работу, я вижу положительную динамику в развитии многих видов УУД. У большинства детей развиты  свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.

Литература

1.                     А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г

2.                     Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.

3.                     Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации "Школа 2000…" и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.

4.                     Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6

5.                     Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.  Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010

 

 


Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия: - учитель создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока

Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия: - учитель создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока

Содержание учебников УМК «Школа

Содержание учебников УМК «Школа

Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя

Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя

Например,проект во 2 классе «Красная книга»

Например,проект во 2 классе «Красная книга»

Планируемые результаты начального общего образования / (Л

Планируемые результаты начального общего образования / (Л
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021