УДК 372.891
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ СВОЕГО РЕГИОНА.
Л.Н. Снигирева
Учитель географии
МКОУ «СОШ № 5 г. Майского КБР»
Развитие теоретического мышления на основе системы научных понятий становится источником формирования психологических новообразований — нового типа познавательных интересов. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее основы его закладываются с 11 — 12 лет. Это выражается, прежде всего в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно - логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток в отличие от младшего школьника создаёт различные гипотезы, а затем их проверяет. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения — одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии [1, с.21]. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность на уроках " Мини-проектах".
Примерными темами уроков «Мини-проектов» по социально-экономической географии своего региона могут быть:
1. Создание виртуальной биржи труда класса.
2. Расчёт ресурсообеспеченности республики.
3. Туристический буклет по рекреационным маршрутам региона.
4. Бизнес план малого предприятия своего города по типовому плану.
5. Создание схемы импорта замещения продукцией местного производства.
6. Моделирование карты экспорта и импорта сырья, промышленности, сельхозпродукции региона за последний год.
7. Книга лозунгов и предложений по экологической сохранности компонентов природы своего района.
В процессе проектной деятельности учащихся изучают предмет социально-экономической географии своего региона не только по учебнику, но и, исходя из решения тех современных проблем, задачи которых стоят на сегодняшней день в экономике региона. Ведь по существу, каждая тема мини-проекта требует от учащихся умения поставить диагноз по поводу наиболее актуальных задач экономики, а затем сконструировать проект того, какие меры воздействия мыслимы при той или иной хозяйственной ситуации своей малой родины и в какой мере они смогут оказать своё содействие в решении экономических проблем в ближайшем трудовом будущем. Сформированные познавательные УУД определяют устойчивый интерес к профессиям социально-экономической направленности, что в свою очередь помогает организовать предпрофильную подготовку учащихся в школе [2, с. 54].
Сценарий урока по предмету «География КБР» в 9 классе.
Урок №8. Тема. Рынок труда и занятости населения (глава 4, § 5)[3,с.45] .
Мини-проект: Создание виртуальной биржи труда класса.
Цель урока: обеспечить усвоение знаний о понятиях: "рынок труда", "занятые в экономике"; формировать умения выявлять соотношение этих понятий, анализировать причины роста безработицы в республике; приводить примеры трудовых ресурсов и экономически активного населения; изображать схематично производственные связи городов и сел республики. Проектировать продуктивную деятельность "биржи труда" своего класса.
Основные понятия: "экономически активное население", " трудовые ресурсы", "безработные", "рынок труда", "занятые в экономике".
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание атмосферы сотрудничества в классе. Распределение учащихся по местам интереса
Работодатель |
Специалист биржи труда |
Трудоустраивающиеся |
Безработные |
Использование педагогических техник наведения дисциплины в классе.
2. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта.
Приём "Продолжить предложение"- 3 минуты.
1. Экономически активное население - это ...(безработные, ищущие работу и занятые в экономике (трудоустроенные))
2. Про понятие "безработный" я знаю... (это человек, который ищет работу, но не может трудоустроиться)
3. Рынок труда представляет собой... (спрос и предложение на рабочую силу)
4. Трудовые ресурсы - это... (мы, которые могут работать в народном хозяйстве). (За каждый утвердительный ответ +1 балл)
3. Сообщение темы, целей и задач урока вместе с учениками.
Задачи урока:
усвоить суть понятий "рынок труда", "занятые в экономике";
проектировать продуктивную деятельность "биржи труда" своего класса.
4. Мотивация учебной деятельности.
Для чего мне необходимо изучить рынок труда и занятость населения в КБР?
5. Изучение нового материала.
Учитель знакомит учащихся с формой деятельности биржи труда.
Биржи труда дают возможность обсудить условия приема на работу с кадровыми службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости и Молодежной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам.
Организаторы бирж одну из своих задач видят в привлечении как можно большего числа представителей таких групп населения, которые особо нуждаются в социальной защите. Не секрет, что безработные - это люди, способные и желающие трудиться по найму, которые не могут найти себе работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Биржа труда - это место, куда обращаются безработные, чтобы найти работу и получить пособие по безработице, пока эта работа не найдена.
К примеру, рассмотрим на практике Проектирования продуктивную деятельность "биржи труда" своего класса.
Игровой приём "Ролевая игра - биржа труда класса"
Цель игры: перспективное решение проблем безработицы учащихся своего класса.
1)Учащиеся по одному из команд отвечают на поставленную задачу по ролям. Учитель предлагает варианты ответа на презентациях доски, к которой выходят сами учащиеся (сведения сайта ОБЩЕРОССИЙСКАЯ БАЗА ВАКАНСИЙ https://trudvsem.ru/map/region/0700000000000)
2) Далее в тетрадях записывают соответственно профессии, согласно той современной информации, которую получили команды.
Работодатель: востребованные профессии (спрос) |
Специалист биржи труда: востребованные профессии в КБР |
Трудоустраивающиеся (больше всего работают) предположение |
Безработные: кем хотим быть? |
Инженер Маркентолог Менеджер Спец. По информационным технологиям Врач Слесарь Электрик |
Врачи Торговый менеджер Оператор Аппаратчик Медсестра Уборщик |
Менеджер Врач Нотариус Инженер Механик Слесарь Медсестра Электрик |
|
Путём вычёркивания одинаковых профессий работодатель даёт работу работнику, а не нашедшие общей работы идут в разряд безработных, которым специалисты обоснованно рекомендуют переквалифицироваться на востребованные профессии.
6. Закрепление изученного материала.
Приём 15 секунд Ученику за 15 секунд необходимо рассказать о самом главном способе решения проблем безработицы в КБР (Способ такой-то, потому, что...). Учитель даёт время для подготовки и обращает внимание учеников на регламент выступления. В случае превышения лимита времени учитель тактично останавливает ученика. Здесь же – физкультминутка: "Передай эстафету другому по своей команде".
7. Подведение итогов. Рефлексия.
1) Какая категория населения считается безработной? Что бы вы предприняли по сокращению безработицы у вас в регионе?
2) Почему с 1991 г. устойчиво больше выбывающих из республики, чем прибывающих? Объясните.
8. Мотивация оценок за урок, выставление в дневник.
9. Домашнее задание. Ответить письменно на вопросы 2, 3 (стр 50).
В процессе изучения данного курса предполагается организация работы учащихся над освоением различных методов краеведческих исследований. В качестве основного метода реализации практической части программы рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой. Выводы, самостоятельно сделанные учащимися в ходе исследований на уроках «Мини-проектов», окажутся для них наиболее убедительными. Это повысит познавательный интерес школьников, покажет им практическую значимость приобретённых знаний, умений и навыков.
Список использованной литературы:
1. А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли// Система заданий.- Издательство «Просвещение»- М.2010- 160с.
2. Б.В. Игнатьева и М.В. Крупенина На путях к методу проектов/ под редакцией Б.В. Игнатьева и М.В. Крупениной – «Работник просвещения» - М. 1930- 226 с.
3. Р.А. Бураев Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарской Республики. - М.: Поматур, 2014. – 229с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.