ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Оценка 4.8

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Оценка 4.8
docx
13.12.2021
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья Л.И.Иванова.docx

Иванова Любовь Ивановна,

учитель математики

первой квалификационной категории

МБОУ Первомайская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

     Мы живем в мире, изобилующем открытиями научно - технического прогресса. Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере деятельности. Умение  применять  математику,  в  том числе использовать  математический подход в рассуждении,обосновании, аргументации, планировании, в пространственных построениях,численных оценках, необходимо предполагать и требовать на различных рабочих места, как элемент профессионального стандарта. [1].

  В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникации, добывать информацию и уметь пользоваться ею.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».[2].Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков,ФГОС настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных знаний, научиться применять их в жизни.

Поэтому  свою педагогическую деятельность направила на решение проблемы «Формирование практических знаний и умений на уроках математики». Так как в настоящее время почти в каждой области высокоорганизованной человеческой деятельности математика либо уже применяется с большим успехом, либо ставятся опыты ее применения. Поэтому практический каждый человек сталкивается с различными математическими моделями в повседневной  жизни.

Нет сомнения в том, что математика является основой для изучения всех предметов естественнонаучного цикла. По широте практического применения математическое образование несоизмеримо ни с какими другими видами знаний. Исторически сложились две стороны назначения математики: практическая и духовная. Практическая количественная форма продуктивной деятельности, духовная- развитие мышления человека.

Учитывая, что на современном этапе цель обучения изменилась и сейчас она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности пришлось овладевать новыми формами организации учебного процесса, отдаю предпочтение групповым, работе парами, самостоятельной работе с учебником, но не отказываюсь и от коллективной формы организации учебной деятельности.

На уроках стараюсь использовать как можно большее разнообразие методов преподавания с целью включения в работу всех видов памяти учащихся, что улучшает усвоение материала.

 Ясно, что выбор формы, методов зависит от типа урока, от уровня математической подготовки класса, от места изучаемой темы в структуре математического образования.

Работая более 20 лет учителем вшколе я выработала приемы, которые на много улучшают усвоение материала учениками, и развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая активность учащихся на уроках.

Фундаментом всей математики является изучение чисел. Именно разделу чисел необходимо уделить особое внимание.На уроке математики формирование вычислительных навыков занимает большое место. Овладение вычислительными навыками имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение:

- образовательное значение: устные вычисления помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, а также лучше понять письменные приемы;

- воспитательное значение: устные вычисления способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, математической зоркости, наблюдательности и сообразительности;

- практическое значение: быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно когда письменно выполнить действия не представляется возможным (например, при технических расчетах у станка, в поле, при покупке и продаже).

В 1-5 классах необходимо формировать у учеников интерес к числам так, чтобы они за миром чисел видели не сухие цифры, а конкретные предметы и явления. Ученик, хорошо владеющий арифметикой, чувствующий красоту чисел, вполне подготовлен для того, чтобы усвоить алгебру, геометрию, элементы анализа и т.д.

С самых первых уроков математики в 5 классе мы отправляемся на планету Чисел. Вместе с ребятами мы составляем карту этой планеты.

Сначала дети отправляются в страну Натуральных чисел, так как посещали ее в начальной школе. Мы повторяем законы этой страны, посещая города Сложение, Вычитание, Деление, Умножение, область Уравнений и край Задач, море Устного счета.

В 5-6 классах большую роль играет скоростной счет, поэтому практически на всех на всех уроках математики для активизации знаний  провожу устный счет в различных формах: блок – схемы, устные контрольные работы, эстафеты и т. д.

Нельзя  заставить ребенка слепо штудировать предмет в погоне за всеобщей успеваемостью. Учитель и ученик абсолютно равнодушны к предмету там, где главной целью является хорошая отметка. Этот подход к ведению предмета считаю в корне неправильным. Необходимо давать возможность ученику экспериментировать и не боятся ошибок, воспитывать в учащихся смелость, быть несогласным с учителем.

Предмет должен  преподаваться в атмосфере дружелюбия, увлеченности, естественной реакции большинства учеников.  Этому способствуют различные игровые формы работы на уроках.

Я не поклонница изучения элементов высшей математики, дифференциальных и интегральных исчислений в обычной средней школе. В повседневной жизни необходимы  знания элементарной математики, манипуляции конкретными числами. Более углубленное изучение математики и любого другого предмета, нужно оставлять для специальных школ.

Изучение математики в школе направлено, в первую очередь, на достижение целей интеллектуального развития учащегося, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни, для общей социальной ориентации и решения практических проблем. Способность применять  полученные знания не сводится к сумме общих учебных и предметных знаний и умений. Эта способность является той новой возможностью, которую приобретает ребенок в результате обучения. Именно опыт работы в реальных условиях, опыт изучения окружающего мира является тем связующим звеном между знаниями, умениями и способностью их применять в данной конкретной ситуации.

Способность применять является многоструктурной характеристикой обучающегося, представляющей собой способность человека использовать имеющиеся знания и умения довольно часто в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило становление этих знаний. Выпускник должен обладать компетенциями, требуемыми содержанием математического образования. Задачи с практическим содержанием целесообразно использовать в процессе обучения для раскрытия многообразия применений математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достижения таких дидактических целей как:

- мотивация введения новых математических понятий и методов;

- иллюстрация учебного материала;

- закрепление и углубление знаний по предмету;

- формирование практических умений и навыков.

К задачам прикладного характера естественно наряду с общими требованиями к математическим задачам необходимо предъявить  дополнительные:

а) познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на ученика;
б) доступность используемого в задаче нематематического материала;
в) реальность описываемой в задаче ситуации.

На уроках я постоянно предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты - очень важные умения, которые помогут в дальнейшем самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях жизни.

Поэтому эффективны уроки - семинары. Также на таких уроках применению метод проектов, что дает выход творческому потенциалу учащихся.

Социально-педагогическая функция курса математики реализуется при профессиональной ориентации школьников. Математические задачи могут способствовать экономическому и экологическому воспитанию учащихся.Для  овладения практическими навыками, которые могут понабиться в повседневной жизни: подсчитать сдачу в магазине, праздничные скидки на товар в магазинах, начисления процентов по вкладам и т. д.

На сегодняшний день, вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение информационных технологий в преподавании, в том числе и математики.Современное обучение трудно сегодня представить без технологии мультимедиа. Мультимедиа программы открывают широкие возможности для учителей и учеников.Творцом урока является учитель, который в свою очередь организует творчество детей, они занимаются сотворчеством. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Большую роль в овладении практическими  навыками играют  -  сюжетные задачи.  Это задачи, описывающие реальную или приближенную к реальной ситуацию на не формально-математическом


языке. Для успешного обучения решения задач учащимся предлагаю выполнить домашнее задание: самому составить сюжетную задачу и решить ее.

На своих уроках стараюсь развивать речь учащихся, так как нечетная и неясная речь означает смутное представление о рассматриваемом предмете.  Требую от учащихся осмысленного представления о задачах, поставленных на уроках. Точной формулировке теорем и правил, требую правильного и своевременного применения математических символов, информативности и лаконичности в суждениях, полной без логических пропусков аргументации при формировании знаний и умений.

В  понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решения. Я начала с того, что многократно показывала детям  то, что учитель обычный человек и может ошибиться. Например, я решаю сама на доске задачу или уравнение, (при этом намеренно делаю ошибку) и ученики прилежно списывают. Естественно при проверке ответ не сходится, я удивляюсь, делаю вид, что я могу допустить глупую ошибку. Я их растормаживаю, говорю громче: «Найдите мою ошибку!». В результате все до единого решают самостоятельно данный пример , с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников внимательно следить за мыслью и решением учителя и естественно за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.

Получая знания в области математики, мои ученики, сознают, что эти знания не самоцель, а мощный фактор в познании окружающего мира.

Чего  больше учитель может требовать от своих учеников?

И что может дать ему большее удовлетворение?

 

 

Приложение.

Задачи с практическим содержанием.[3].

1. Сырок стоит 7 рублей 80 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 80 рублей?

2. Теплоход рассчитан на 850 пассажиров и 50 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 80 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на пароходе, чтобы в случае необходимости можно было разместить всех членов команды и пассажиров?

3. Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр требуется 16г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 10 грамм. Какое наименьшее число пакетиков необходимо купить хозяйке для приготовления 9 л маринада?

4.В пачке 500 листов формата А-4. За неделю расходуется 1800 листов. Какое наименьшее число пачек бумаги необходимо купить в офис на 6 недель?

5. Аня купила проездной билет на месяц и сделала 39 поездок. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет на месяц стоит 207 рублей, а разовая поездка – 19 рублей?

6. Больному прописан курс лекарства,  которое должен принимать 3 раза в день по 0,5г  в течение 31 дня. Одна упаковка содержит 16 таблеток по 0,25г. Какое наименьшее количество упаковок лекарства надо купить на весь курс лечения?

7. Таксист за месяц проехал 9000км. Стоимость одного литра бензина 33,5 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 8 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?

8. В летнем лагере на каждого участника полагается 15г масла в день. В лагере 87 человек. Сколько упаковок масла по 200г понадобится на 1 день?

9. В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель получает третью в подарок. Шоколадка стоит 36 рублей. Какое наибольшее количество шоколадок можно получить на 200 рублей?

10.Килловат – час электроэнергии стоит 3рубля 10 копеек. Счетчик электроэнергии 1 ноября показывал 8637 киловатт-часов, а 1 декабря 8805 киловатт-часов. Сколько рублей надо заплатить за электроэнергию за ноябрь месяц?

11. Одного рулона обоев хватает для оклейки полосы от потолка до пола шириной 1,5м. Сколько рулонов обоев нужно купить для оклейки прямоугольной комнаты размерами 3,4м на 4,8м?

12. Кружка стоит 180 рублей. Какое наибольшее число кружек можно купить на 900 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 35%?

13. В июле 1кг огурцов стоил 500 рублей, в июле подешевели на 20%, а в августе еще на 50%. Сколько рублей стоил 1 кг огурцов после снижения в августе?

 

 

Список литературы.

1.Концепция развития российского математического образования    версия 13 февраля 2013

2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС)-М.:Просвещение,2010

3.Сборник практических задач по математике. 6 класс. Выговская В.В. – М., 2012.


 

Иванова Любовь Ивановна, учитель математики первой квалификационной категории

Иванова Любовь Ивановна, учитель математики первой квалификационной категории

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков,ФГОС настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной…

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков,ФГОС настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной…

На уроках стараюсь использовать как можно большее разнообразие методов преподавания с целью включения в работу всех видов памяти учащихся, что улучшает усвоение материала

На уроках стараюсь использовать как можно большее разнообразие методов преподавания с целью включения в работу всех видов памяти учащихся, что улучшает усвоение материала

С самых первых уроков математики в 5 классе мы отправляемся на планету

С самых первых уроков математики в 5 классе мы отправляемся на планету

Способность применять полученные знания не сводится к сумме общих учебных и предметных знаний и умений

Способность применять полученные знания не сводится к сумме общих учебных и предметных знаний и умений

Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты - очень важные умения, которые помогут в дальнейшем самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях жизни

Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты - очень важные умения, которые помогут в дальнейшем самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях жизни

Для успешного обучения решения задач учащимся предлагаю выполнить домашнее задание: самому составить сюжетную задачу и решить ее

Для успешного обучения решения задач учащимся предлагаю выполнить домашнее задание: самому составить сюжетную задачу и решить ее

Приложение. Задачи с практическим содержанием

Приложение. Задачи с практическим содержанием

Килловат – час электроэнергии стоит 3рубля 10 копеек

Килловат – час электроэнергии стоит 3рубля 10 копеек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021