Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 373 « Скворушка»
Подготовили :
Воспитатели высшей категории
Трудолюбова Оксана Викторовна
Акимова Лариса Анатольевна
В современном мире финансовая грамотность – ключ к успеху. Дети, как губка, впитывают информацию, и сказки – идеальный инструмент для ненавязчивого обучения финансовым принципам. Данная презентация демонстрирует, как использовать сказки для развития финансовой грамотности у детей. Мы рассмотрим конкретные примеры и методики. Понимание основ финансов с раннего возраста формирует ответственное отношение к деньгам на всю жизнь. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место отводим сказке. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, трудолюбию. Сказка учит нас учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Сказки позволяют передать сложные экономические понятия в игровой, понятной форме. Дети легко запоминают персонажей и сюжетные линии, ассоциируя их с финансовыми принципами. Это делает процесс обучения увлекательным и эффективным, повышая мотивацию детей. Правильно подобранная сказка может иллюстрировать такие понятия, как бюджет, сбережения, инвестиции и разумное потребление.
При построении работы со сказкой придерживаемся следующих принципов:
.Это доступность предлагаемого материала.
2.Системность и постепенность его усвоения.
3.Наглядность – использование наглядно-дидактического материала,
В качестве средств экономического воспитания мы использую:
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций,
-развивающую среду.
Можно выделить несколько категорий сказок.
Первая категория, это сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения.
К этой категории можно отнести следующие сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Жадная мельничиха», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Как коза избушку построила», «Морозко», «Каша из топора», «Телефон», «Жадная старуха».
Сказка «О рыбаке и рыбке» - показывает, как вредная, сварливая старуха хотела обрести все блага, не прилагая никаких усилий, но в результате осталась ни с чем из-за своей неблагодарности и жадности.
В сказке «Как коза избушку построила»
Коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой, безопасность и сохранить здоровье козлят.
Вторая категория, это сказки, отражающие труд людей.
К этой категории относятся сказки: «Терем – теремок», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Хаврошечка», «Мужик и медведь», «Так сойдет», «Трудовые деньги», «О том, как труд лень победил», «Краденым сыт не будешь», «Воловий труд», «Про нужду», «Трое из Простоквашино», «Наши пряли, а ваши спали»
В сказке «Терем-теремок» -уточняются такие понятия, как труд. Детей надо подвести к выводу, что каждый житель Теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.
Сказка «Мужик и медведь» - формирует представление о труде сельского жителя, учит предвидеть результат труда, проявлять смекалку.
Третья категория, это сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство.
Это такие сказки, как: «Муха - Цокотуха», «Чужие деньги «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», «Дудочка и кувшинчик». «Огниво», «Али-баба и сорок разбойников», «Золотая антилопа», «Золотой ключик или приключение Буратино». Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино» – это не только веселое приключение, но и интересный, важный учебный материал для детей. Она дает понимание о ценности денег, умении распоряжаться ими разумно, планировать свои финансы.
Сказка «Лисичка со скалочкой» — наглядно показывает, как хитрая лиса выгодно для себя обменивала курочку на уточку, уточку на гусочку. Но в результате ее обман был раскрыт, она наказана (осталась без хвоста)
Сказка «Дудочка и кувшинчик» – поучительная сказка, в которой лентяйка Женя на собственном опыте поняла, как важно быть трудолюбивым .
Четвертая категория это сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость : «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка», «Сынок-с-кулачок», «Как кот ходил с лисом сапоги покупать», «Хитрая наука», «Белка и компания», сказка « Как Миша из покупателя превратился в продавца »), «Аленький цветочек», «Как барин овцу купил».
Сказки можно использовать в образовательных областях. Например: математика – тема: «Счет до 5». Можно включить игровую ситуацию из сказки «Приключения Буратино» - где дети могут сосчитать, за сколько монет продал Буратино свой букварь? Вспомнить порядковый и обратный счет.
Рассматривая тему о свойствах и качествах предметов, дети, на примере сказки «Три поросенка», выбирают из какого строительного материала можно построить прочный дом, обследуя при этом солому, прутья, кирпич, дерево, объясняя свой выбор.
На развитие речи – можно обсудить с детьми сказку «Муха – цокотуха». Что нашла Муха – цокотуха? Где купила муха самовар? Для чего она купила самовар? В этой игровой ситуации дети учатся правильно строить диалог, правильно отвечать на вопросы, произносить звуки, правильно строить предложения и рационально тратить деньги.
Социальный мир. Знакомство с профессиями происходит на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», где дети знакомятся с трудом
На занятиях по окружающему миру можно включить беседу: «Как домовенок Кузя, учил беречь природу, не выходя из квартиры, т. е. он призывал к тому, что нужно экономить электричество, воду и газ.
Использование сказок – эффективный и увлекательный способ обучения детей основам финансовой грамотности. Этот подход формирует понимание важных финансовых принципов в доступной и запоминающейся форме, способствуя ответственному отношению к деньгам на протяжении всей жизни. Применяйте этот метод, и ваши дети вырастут финансово грамотными и успешными людьми.
Используемая литература
1. Стахович Л.В., Семенкова Е.В. «Финансовая грамотность:сценарии обучающих сказок» Москва 2019 г.
2. Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для педагогов/Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК» 2015 г.
3. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., «Читаем и обсуждаем» Пособие для воспитателей. Вита-Пресс 2020 г.
4. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., «Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников» Издательство «ВАКО» 2019 г.
5. Котюсова И.М.,Лукьянова Р.С « Экономика в сказках и
играх» Пособие для воспитателей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.