Формирование представлений о геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте
Оценка 4.7

Формирование представлений о геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте

Оценка 4.7
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.06.2024
Формирование представлений о геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте
статья по результатам анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Статья.docx

Формирование представлений о геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте

Хахалина Варвара Андреевна,

студентка заочного отделения,

ГБПОУ “Дзержинский педагогический колледж”,

г. Дзержинск, Нижегородская область  

Назарова Наталья Ивановна,

преподаватель,

ГБПОУ “Дзержинский педагогический колледж”,

г. Дзержинск, Нижегородская область

 

 

 

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д.

 В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

 Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.

 Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.

 Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.

Объект исследования – процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет исследования - формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

 Цель работы – изучение особенностей методик формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Основной задачей обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Систематизация знаний  о геометрических фигурах возможна лишь  тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон,углов, вершин). Формирование такого представления требует:

а)четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в “чистом виде”, в виде геометрического эталона (геометрических фигур);

б) четкого дифференцирования понятий: “сторона”, “угол”, “вершина”, умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих эталонов;

в)умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро устанавливать то, что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах.

Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать   их на основе общих признаков. Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимися у него представлениями о предмете. Он учится находитьб важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. при этом большую роль   играют не только практические действия с предметами, но также и называние предметов и их свойств.

В ходе данной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

На основе проведённого анализа мы раскрыли особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста: когда геометрическая форма недоступна ещё ребёнку как таковая, он по большей части при восприятии ее отходит к предмету, а не к чувствам подобному диффузному впечатлению. Абстрактная геометрическая форма сначала для дошкольников менее доходчива, чем, например, цвет. Нельзя всё же утверждать, что дети дошкольного возраста вообще «слепы к форме». Форма сначала воспринимается детьми в относительно большой независимости от положения. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственно сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Для точного, дифференцированного восприятия формы объемного предмета очень важно уметь выделять его контур.

Проанализировав основные методы обучения детей старшего дошкольного возраста геометрическим фигурам, мы выявили, что гармоничному развитию представлений о геометрических фигурах способствуют в большей степени метод наглядности и дидактические игры. Первый позволяет ввести новые понятия, а игры выполняют задачу закрепления данного материала. Различного рода упражнения, например, упражнения с элементами комбинирования геометрических фигур, также помогают усвоению геометрических понятий, но они не так увлекательны для детей как игры. Мы считаем, что анализ и описание формы предметов также необходимо проводить в ходе игр. Таким образом, данная тема будет интересна детям, а значит доступна в усвоении.

Также были рассмотрены основные образовательные программы, включающие данный аспект; выявлены наиболее эффективная в данной области программа. Мы установили, что основной задачей обучения детей старшей группы является закрепление системы знаний о геометрических фигурах. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей. Таким образом, мы считаем, что достижению данных результатов способствует использование программы «От рождения до школы», т.к. в ней происходит наиболее последовательное введение понятий о  геометрических фигурах, четко обозначены задачи разделов, включающих данные аспекты. Данная программа не отягощена сложными геометрическими понятиями и доступна в освоении детьми с разными уровнем развития, что очень важно, так как в современных детских садах при распределении детей по группам уровень подготовленности и умственного развития не учитывается.

 

 

Список литературы

         Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2021.

         Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2021.

         Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учеб.для вузов. - М.: Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Акцидент, 2019, - 224 с.

         Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод.пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.

         Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. – 416 с.

         Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.

         Программа воспитания и обучения детей в детском саду /Под ред. М. А.Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2014 – 208с.

         Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр, Р. Л. Березина, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, Т. Д. Рихтерман, - М.: Просвещение, 2018. - 303 с.

         Столяр А.А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет.д ред. А. А. Столяра. – М.: АСТ, 2016. – 56 с.


 

        

Формирование представлений о геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте

Формирование представлений о геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте

Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие

Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие

Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков

Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков

Первый позволяет ввести новые понятия, а игры выполняют задачу закрепления данного материала

Первый позволяет ввести новые понятия, а игры выполняют задачу закрепления данного материала

Список литературы •

Список литературы •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024