Объект исследования – Формирование представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР.Предмет исследования – Формирование представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР в процессе ухода за комнатными растениями.Цель работы – на основе изученной литературы, разработать проект педагогической деятельности по формированию представлений о природе у детей 4-5 лет в процессе ухода за комнатными растениями.
Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования2. Рассмотреть особенности формирования представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР3. Проанализировать формирование представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР в процессе ухода за комнатными растениями4. Изучить педагогический опыт по исследуемой теме5. Разработать проект педагогической деятельности по формированию представлений оприроде у детей 4-5 лет с ОНР в процессе ухода за комнатными растениями
Выводы по теоретической части - К.Д.Ушинский подчеркивал особую роль природы в развитии мышления и речи- Воспитатель учит детей наблюдать, делать выводы, воспитывает логику мышления- Формирование представлений о природе – это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой- Для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, связанных с речевой деятельностью- Совместная деятельность воспитателя с детьми построена на коммуникативно-познавательной основе- В работе по ознакомлению детей с природой в комплексе используются различные методы
Выводы по теоретической части- Комнатные растения – это растения, которые размещаются в жилых и общественных помещениях для декоративного оформления- Комнатные растения – должны не только вписываться в интерьер детских комнат, но и нести обучающую функцию- Хорошей базой для развития речи является труд в природе- Воспитанники средней группы более самостоятельны ,чем дети младших групп- В результате изучения опыта работы Шмаковой Л.Н. определено значение сочетаний методик экологического образования и владения методами ознакомления детей с природой, для формирования представлений о природе у дошкольников
Проектирование педагогической деятельностиЦель проекта - систематизация работы воспитателя по формированию представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР в процессе ухода за комнатными растениями.Цель педагогической деятельности – повышение уровня сформированности представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР в процессе ухода за комнатными растениями.
Задачи педагогической деятельности:Расширять представление детей о природе:1. Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, травянистых (подорожник, мать и мачеха, клевер, одуванчик) и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула )2. Знакомить детей со способами ухода за растениями(полив,рыхление,протирание листьев )3. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни растений ( почва, воздух, вода, питание)4. Сформировать представления об охране растений (не рвать цветы, не топтать )5. Учить детей ухаживать за комнатными растениями.(поливать, рыхлить почву, протирать листочки)6. Расширение словарного запаса детей, развитие связной речи.
Условия реализации проектной деятельностиПроект рассчитан на группу в количестве12 детей. Совместная деятельность по формированию представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР проводится как в 1-ю так и во 2-ю половину дня. Формы организации образовательного процесса фронтальная,подгрупповая, индивидуальная
Ожидаемый результат реализации проекта
Результатом реализации данного проекта педагогической деятельности должно стать повышение уровня сформированности представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР.
Сформируются представления детей о комнатных (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула)и травянистых(подорожник, мать и мачеха, клевер, одуванчик) растениях
Сформируются представления детей об условиях, необходимых для жизни растений (почва, воздух, вода, питание).
Сформируются представления об охране растений (не рвать цветы, не топтать)
Сформируются умения детей ухаживать за комнатными растениями(поливать, рыхлить почву, протирать листочки) Расширится словарный запас детей, разовьется связная речь.
Критерии оценки знаний из исследований П.Г. Саморуковой и Л.М. Маневцевой.
Критерии | Показатели |
1. Объем представлений (Внешний вид части) | Сформированность представлений о растениях.( деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) |
2. Потребности (связь роста и развития с условиями содержания) | 1. Установление связи между ростом и развитием растений и биологическими потребностями (в свете, тепле и влаге). |
3. Владение навыками | 1. Понимание сущности и специфики ухода за комнатными растениями.(полив, рыхление, протирание листиков) |
Определение уровня сформированности представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНРЗадания оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов в зависимости то степени самостоятельности выполнения их ребенком:3 балла – задание выполнено без затруднений2 балла – задание выполнено с небольшой помощью воспитателя1 балл – задание выполнено со второго раза после демонстрации его выполненияБаллы переводятся в три основных уровня- Высокий (9-8 баллов)- Средний (7-5 баллов)- Низкий (4-3 балла)
Перспективный план работы воспитателя
Месяц | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Цель |
Январь | Подготовительный этап | выявить уровень знаний детей 4-5 лет с ОНР о комнатных растениях. |
Февраль | Организационный этап | апробировать педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей 4-5 лет с ОНР. |
Организационный этап | апробировать педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей 4-5 лет с ОНР. |
2. Основной | расширить, уточнить и обогатить знания детей с ОНР о комнатных растениях по средствам ухода за ними |
3. Заключительный | закрепить знание детей с ОНР об уходе за комнатными растениями. |
Выводы по практической частиВ рамках работы разработан проект педагогической деятельности по формированию представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР в процессе ухода за комнатными растениями Определены цели и задачи проекта, условия реализации, формы организации, ожидаемый результатВыбрана диагностическая методика(П.Г. Саморуковой и Л.М. Маневцевой) Разработан перспективный план реализации проекта(с января по май)Разработаны конспекты совместной деятельности воспитателя и детей по уходу за растениями.Таким образом, все поставленные на начальном этапе исследования задачи решены, цель достигнута
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.