Формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредствам совместного сюжетного рисования
Оценка 4.8

Формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредствам совместного сюжетного рисования

Оценка 4.8
docx
14.03.2024
Формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредствам совместного сюжетного рисования
Шмыгарева С.А. статья.docx

Формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредствам совместного сюжетного рисования

Шмыгарева С.А.

 

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, представления об окружающем мире, сюжетное рисования, расстройства аутистического спектра.

 

В настоящее время одним из самых распространенных нарушений развития являются расстройства аутистического спектра (РАС). Необщительность, избегание контактов, жизнь в собственном мире – одни из основных черт РАС, которые проявляются в разных формах и по разным причинам.

Расстройства аутистического спектра представляют собой расстройство нервной системы, характеризующиеся дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипии [1].

В отечественной дефектологии большой вклад в изучение проблемы расстройства аутистического спектра О.С. Аршатская, Е.Р. Баенская, М.Ю.Веденина, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев и другие.

Одной из главных проблем в развитии детей с РАС, по мнению исследователей, является формирование представлений об окружающем мире. Знания и представления об окружающем мире дошкольников с РАС влияет не только на успешность обучения, но и на становление личности ребёнка и вхождение в социум. Знакомясь с окружающем миром, дети с РАС не только овладевают знаниями о жизни природы и общества, но и учатся сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, то есть благоприятно влияет на развитие высших психических функций.

Для формирования представлений об окружающем мире мы предлагаем использовать совместное сюжетное рисование.

В процессе совместного рисования взрослые и дети создают различные сюжеты, связанные с их жизнью и семейным бытом. Это также предполагает создание историй о разных аспектах жизни людей и природных явлений. Каждая сцена сопровождается эмоциональным и смысловым комментарием. [2]

Цель сюжетного рисования заключается в том, чтобы научить ребёнка передавать свои знания об окружающем мире. При этом основным содержанием рисунка всегда является сюжет.

Использование сюжетного рисования в работе с ребёнком с РАС даёт возможность повысить у него уровень сформированности представлений об окружающем мире. [4].

Важно учитывать, что проведение занятий с использованием сюжетного рисования становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

В работе с аутичным ребёнком необходимо выстраивать работу поэтапно:

1.                 Первоначально необходимо сформировать эмоциональный контакт с ребенком. Педагог постепенно входит в пространство ребёнка, не настаивает на совместной деятельности.

2.                 После установки контакта с ребёнок, педагог привлекает внимание ребёнка к новому виду деятельности путём рисования «по заказу». После привыкания и принятия педагогу в личное пространство, можно побуждать ребёнка к деятельности, исходя из интересов ребёнка. В этот период дефектологу придётся рисовать бесчисленное количество однотипных заказов ребенка. Например, кубики, круги, палочки и т.п.

3.                 Как только у ребёнка сформируется интерес к новому виду деятельности, мы переходим к постепенных нововведениям в исполнении одного рисунка. По-прежнему выполняя заказ ребёнка, начинаем использовать различные изобразительные средства, чтобы разнообразить однообразные рисунки:

-                     Меняем рисунок по размеру, форме, цвету и положению в пространстве

-                     Вводим новые детали

-                     Используем новые материалы: цветная бумага или картон, краски мелки и т.д.

4.                 Далее побуждаем ребенка к активным действиям: задаем вопросы, «забываем» дорисовать важную деталь рисунка или предлагаем несколько альтернативных вариантов.

5.                 Ставшие ребенку близкие изображения помещаем внутрь сюжета. Он может быть самым простым, близким опыту ребенка

6.                 После того как сюжет был обжит, его нужно расширять и дополнять. На этом этапе взрослые формируют у ребенка новые представления о мире и его свойствах.

7.                 Последний этап заключается в переносе полученных знаний в реальную жизнь. Мы переходим к игре с использованием игрушек и закрепляем навыки в других областях деятельности (конструирование, лепка). [3]

Один из самых ярких приёмов совместного рисования является использование наклеек, т.к. далеко не каждый аутичный ребёнок согласиться использовать для творчества краски или карандаши.

Использование наклеек с различными изображениями позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины.

Мы предлагаем несколько упражнений в технике совместного сюжетного рисования для формирования представлений об окружающем мире:

1.                 «Сад»

Цель: формирование знаний об окружающем мире, лексическая тема «Фрукты»

Оборудование: рисунок сада, наклейки фрукты, карандаши

Ход: Карандашами рисуем сад, а ребенок приклеивает наклейки яблок, груш и другие плоды к деревьям. В ходе деятельности проводится беседа с ребёнком.

2.                 «Домашние животные»

Цель: формирование знаний об окружающем мире, лексическая тема «Домашние животные»

Оборудование: рисунок фермы, наклейки домашних животных, карандаши

Ход: Карандашами рисуем ферму, а ребенок располагает на листе бумаги наклейки животных в зависимости, кто где живет. В ходе совместной деятельности педагог обсуждает с ребёнком сюжет, задет вопросы касаемо разных животных.

3.     «Транспорт»

Цель: формирование знаний об окружающем мире, лексическая тема «Транспорт»

Оборудование: рисунок дороги, различные наклейки машин, карандаши

Ход: Карандашами рисуем дорогу, а ребенок располагает на листе бумаги машины. При этом обсуждаем с ребёнком, как едут машины, что мы видим на дороге и т.д.

Совместное сюжетное рисование является эффективным инструментом не только для формирования представлений об окружающем мире, но и способствует развития творческого мышления, навыков коммуникации и социального взаимодействия у детей, что ведёт их к более полноценной интеграции в общество и улучшению качества их жизни.

Учет особенностей развития аутичных детей и строгое последовательное выполнение алгоритма совместного сюжетного рисования приведут к успешному формированию у старшего дошкольника с РАС представлений об окружающем мире.

Литература:

1.                 Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / [пер. с англ. Д. В. Ермолаева]. М.: Теревинф, 2006.

2.                 Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования с коррекционной работы с аутичными детьми // Дефектология. 2008.

3.                 Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И.В. Ковалец. Мн. 1998. 32 с.

4.                 Янушко Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком // Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2005. №1. С.70.


 

5.                

Формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредствам совместного сюжетного рисования

Формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра посредствам совместного сюжетного рисования

В процессе совместного рисования взрослые и дети создают различные сюжеты, связанные с их жизнью и семейным бытом

В процессе совместного рисования взрослые и дети создают различные сюжеты, связанные с их жизнью и семейным бытом

Используем новые материалы: цветная бумага или картон, краски мелки и т

Используем новые материалы: цветная бумага или картон, краски мелки и т

Оборудование: рисунок фермы, наклейки домашних животных, карандаши

Оборудование: рисунок фермы, наклейки домашних животных, карандаши

Янушко Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком //

Янушко Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024