Формирование проектной деятельности будущего педагога

  • docx
  • 30.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование проектной деятельности будущего педагога.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Формирование проектной деятельности будущего педагога»

 

 


 

Актуальность исследования

Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования «Формирование проектной деятельности бедующего педагога».

Этап развития общества характеризуется изменением технологий, что приводит к формированию новой системы образования и постоянному обновлению. Успех непрерывного образования зависит от того, насколько субъекты системы смогут сохранить конкурентоспособность, важнейшими условиями которой станут такие личностные качества, как активность, инициативность, способность творчески мыслить и использовать нестандартные решения. Поэтому в России необходимо повышать профессиональную квалификацию, распространять передовой опыт, создавать инновационную образовательную среду. Образование в России должно быть ориентировано на активного и мобильного педагога, который будет проявлять инициативу, четко понимать свои профессиональные цели, быть открытым к новому и позитивно относиться к инновациям. Проблема профессиональной компетентности педагогов изучается многими философами, педагогами, психологами. Значимость профессиональной компетентности приобретается в связи с тем, что образование в настоящее время претерпевает значительные инновационные преобразования. В современных условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен уметь быстро меняться и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять желание быть специалистом, постоянно пополнять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску.

Однако, как показывает социальная практика, эти навыки формируются не у всех педагогов. Напротив, большинство педагогов испытывают большие трудности, пытаясь адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим и профессиональным условиям, а отсутствие профессиональной компетентности может вызвать социально-психологические проблемы личности – от внутренней неудовлетворенности до социальной конфронтации и агрессии.

Успешное развитие инновационного развития профессиональных кадров, работающих в сфере образования. Профессиональная компетентность педагогов является одним из важнейших условий реформирования российского образования.Для этого нужно разобрать такую программу психолого-педагогичесого сопровождения педагог, которая будет способствовать развитию его профессиональной компетентности, что приведет к повышению качества образования и формирование позитивных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Радикально изменился подход к развитию творческой личности. Важным моментом является не способность человека, а его мотивация и жизненные цели. Современная психология различает понятия "интеллект" и "творчество" – способность творить. Последняя, помимо интеллекта, включает в себя мотивационную направленность личности, ориентацию на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательского потенциала. Выполняя творческий проект, студенты задумываются над вопросами: на что я способен, где могу применить свои знания, что еще нужно сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

Для успешной реализации школьного образования необходима серьезная подготовка учителя, как к планированию и организации учебного проектирования, так и к созданию дидактического, методического и материально-технического обеспечения. Учитель должен стараться разрабатывать собственные педагогические проекты. Проект-это роль, соединяющая звенья в системе: основы науки-практика, где проект представляет собой самостоятельную итоговую творческую работу студента, выполняемую под руководством преподавателя.

Основная цель проектной деятельности – развитие творческой, активно действующей личности и формирование у нее общекультурных и профессиональных компетенций, воплощенных в конечный конкурентоспособный продукт.

В процессе подготовки проекта ушкольника приобретаются следующие знания и умения:

- навык коллективного планировании;

- уметь взаимодействовать с любым партнером;

- навык взаимопомощи в группе решении общих задач;

- навык делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

- уметь проектировать процесс;

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения, прогнозировать их последствия;

- навык анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Готовность проектной деятельности - учитель готов организовать и осуществить проектирование проблемы, которая его побуждает к поиску способа его решения;

- умение организовать проектную деятельность учащихся в ходе образовательного процесса;

- готовность работать с учебным проектом по ситуации (подбирать или разрабатывать учебный проект для решения определенных образовательных задач и управления через него ходом самостоятельной работы учащихся).

Такие ученые как Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова дали понять, что сущность понятия проектной деятельности основана на общепсихологическом понимании деятельности. Деятельность в понимании ученого А.Н. Леонтьева не есть отправление какого-то сугубо внутреннего (психического или физиологического) механизма, а процесс, организуемый предметом и внешней средой.

Глава 1. Формирование проектной культуры бедующего педагога.

Глава 1.1. Компетентностный подход.

Модернизация российского образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, то есть на готовность обучающихся использовать приобретенные знания, умения и навыки. Ключевая компетенция провозглашается как новая парадигма, то есть результат образования. По образному выражению К. Бейли, парадигма - это ментальное окно, через которое ученый, исследователь смотрит на мир.

На протяжении многих лет парадигма является результатом образования, которое до сих пор принимается значительной частью педагогического сообщества. Во всем мире и в России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, обусловливают необходимость постановки вопроса об обеспечении образования более полным личностным и социально интегрированным результатом. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результат образования было использовано понятие "компетентность/компетентность".

Компетентностный подход-это приоритетная ориентация образования на получение результата: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, Развитие индивидуальности. Такой подход позволит ориентировать систему образования на обеспечение качественной подготовки кадров, отвечающей потребностям современного общества, что согласуется не только с потребностью личности интегрироваться в социальную деятельность, но и с потребностью самого общества использовать потенциал личности.

 

Компетентностный подход должен  включать в себя:

- решение проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности, разработав алгоритм его достижений;

- работу с информацией, т.е. умения осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из любых источников на любых носителях, что позволяет самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения конкретных жизненных задач;

- коммуникации, т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, работать в команде, выполняя разные социальные роли, представлять и отстаивать свою точку зрения, - как в диалоге, так и в публичном выступлении.

Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются, как способности решать сложные реальные задачи – профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

 

Компетентностный подход позволяет:

- согласовать цели обучения, поставленные педагогом, с собственными целями учащихся;

- облегчить труд учителя за счет повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;

- разгрузить учащихся не за счет сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;

- на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;

- подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению

 

Компетентностный подход в образовании.

 

Цель образования

развивать у обучающихся способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся

Содержание образования

дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем

Организация образовательного процесса

создавать условия для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования

Оценка образовательных результатов

анализ уровней образованности, достигнутых на определенном этапе обучения.

 

Этапы компетентностного подхода:

 

Первый этап. В период с 1960 по 1970 г. происходит введение понятие «компетенция» (Н.Хомский. Р. Уйат) и создаются предпосылки понятий компетенция и компетентность, вводится понятие «коммуникативная» компетентность» (Д. Хаймс).

 

Второй этап.  В период с 1970 по 1990г. понятия «компетенция» и «компетентность» начинают использоваться в «теории и практике обучения языку, профессионализму, а управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению.

Виды компетентности по Джону  Равену:

- тенденция к более ясному понимаю ценностей и установок по отношению к конкретной цели;

- тенденция контролировать свою деятельность;

- готовность и способность обучаться самостоятельно;

- уверенность в себе;

-самоконтроль;

- самостоятельность мышления, оригинальность;

- отсутствие чувства беспомощности.

 

Третий этап.С 1990 года начинается изучениекомпетентности, и она характеризуется вхождением данного понятия как научной категории в России применительно к образованию. Третий этап характеризуется тем, что в документах  ЮНЕСКО появляется круг компетенций, которые должны быть рассмотрены как  допустимый результат образования.

 

Четвертый этап. С 2000 года. В настоящее время концепции являются результатом реализации всех ФГОСов на разных этапах непрерывного образования.

 

Педагогическую компетентность учителя можно сгруппировать по классам: гностическая, проектная, конструктивная, организационная, коммуникативная.

Гностические компетенции - это действия, способствующие накоплению знаний о целях, объектах и субъектах педагогического процесса.

Проектные компетенции - это действия, связанные с планированием стратегических и тактических задач и способов их решения.

Конструктивные компетенции характеризуют действия, связанные с отбором и композиционным построением содержания обучения и воспитания.

Организационные компетенции отражают действия, направленные на конкретную организацию взаимодействия преподавателя и студентов, коммуникативные – относятся к установлению педагогически целесообразных отношений между участниками педагогического процесса.

Компетенция – это модель поведения, в которой используются знания, умения, навыки в соответствии с определенной деятельностью для достижения результатов.

В документ «Ключевые компетенции для Европы» указывается, что компетенция не сводима только к получению и использованию информации, а включает в себя:

- изучать (уметь извлекать пользу опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их);

- искать (запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение);

- думать (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, уметь противостоять неуверенности и сложности, уметь оценивать произведения искусства и литературы);

- сотрудничать (уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения улаживать разногласия и конфликты);

- приниматься за дело (включаться в проект, нести ответственность, уметь организовывать свою работу);

- адаптироваться (уметь использовать новые технологии информации и коммуникации, показывать стойкость перед трудностями).

 

В отечественной литературе выделяются ключевые компетенции, которые необходимо сформировать у обучающихся:

 

1. Учебно-позновательные:

 - знания и умения, планирования, рефлексия, контроль и самооценка,

- анализ, сравнение, квалификация, обобщение.

2. Коммуникативные:

- умение работать в группе, умение договариваться, согласовывать действия, вести дискуссию, умение представить на обозрение себя и свою работу.

3. Компетенция личностного самосовершенствования:

- проявить в творческие способности;

- проявитьактивность и самостоятельность.

3. Информационные:

- умение доставать информацию;

- умение перерабатывать;

- умение передавать.

4. Ценностно-смысловая:

- понимать значение деятельности с помощью вопросов «Что я делаю?», «Зачем я это делаю?»

- уметь выбрать установку для своих действий;

- уметь принять решение.

 

Функциональный состав компетентности:

• познавательная функция, направленная на систематизацию предметных знаний, познание;

• аксиологическая функция, направленная на ориентацию студента в системе ценностей и присвоение их личностью;

• оценочная функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках различной информации, выявлять и отбирать необходимую, оценивать значимую и второстепенную в зависимости от цели поставленной задачи;

• регулятивная функция, направленная на регуляцию процесса и результата своей деятельности;

• развивающая функция, способствующая активизации творческой работы субъекта образовательного процесса, ведущая к самоактуализации и самореализации выпускника в будущей профессиональной сфере.

 

Известно, что структуру компетентности составляют три компонента:

 

009.jpg

 

Глава 1.2. Проектная деятельность как основа развития проектной компетенции учителя.

При обсуждении сущности проектной компетентности необходимо прежде всего остановиться на том, что понимается под педагогическим проектированием и проектной деятельностью. Под педагогическим проектированием мы, вслед за В. С. Безрукова, понимать " предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности студентов и преподавателей." При этом объектами педагогического проектирования могут быть "педагогические системы (система образования региона, система образовательного учреждения, система деятельности образовательного учреждения по различным направлениям), педагогические процессы (уроки, экскурсии, лекции и внеклассные мероприятия), педагогические ситуации.

Проектная компетентность - это профессиональная компетентность педагога, которая отражает, с одной стороны, успешный опыт проектирования (реализации педагогом продуктивной профессиональной деятельности в логике проекта), а с другой стороны, готовность осуществлять успешную профессиональную деятельность по разработке и реализации взаимосвязанных педагогических проектов, направленных на развитие жизненного опыта обучающихся в постоянно меняющейся образовательной среде.

Проектная компетентность педагога-это интегративное профессионально-личностное качество, которое будет базироваться на проектных знаниях, личном опыте проектной деятельности и ценностных ориентациях педагога, развитие которых является выражением инновационного характера профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей творческий стиль деятельности. Педагогическая наука отмечает различные подходы к организации проектной деятельности. Уровень проектной компетентности педагога определяет качество проектной деятельности и проектирования.

Проектная компетентность способствует созданию эффективного профессионального опыта, что способствует возникновению новых мотивов и ценностных ориентаций, проектная деятельность является основой для развития проектной компетентности.

Проектирование, основанное на положениях системно-деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов, по мнению большинства ученых, позволяет выделить особый вид деятельности-проектную деятельность.

Н.в. Матяш, Е. С. Полат определяют проектную деятельность как интегративный вид деятельности. Интеграция регулярной и внеурочной деятельности предполагает различные методы и формы работы (как традиционные, так и инновационные). Она требует синтеза самых разнообразных элементов для успешной реализации. По мнению ученых, главное из всего комплекса-это ценности, они ориентируют и направляют ход проектной деятельности. Она также требует элементов различных видов деятельности: учебной, игровой, творческой, познавательной.

Для того чтобы успешно развивать проектную деятельность, необходима положительная мотивация. Это отмечают такие ученые, как Г. Б. Голуб, В. В. Сериков, И. С. Фишман. Проектная деятельность предполагает наличие добровольного участия в создании продукта, что объясняет интерес, придает высокую эмоциональную окраску образовательному процессу. Взаимодействие участников приводит к росту профессионального потенциала педагога, к творческому развитию его личности. Последнее невозможно без сочетания духовности, нравственности и твердых теоретических знаний. По мнению ученых, проектная деятельность должна иметь возможность иметь высокий уровень взаимопонимания между всеми участниками проектирования. На положительный результат повлияет личный пример, взаимное уважение, признание каждого как необходимого, значимого субъекта деятельности.

Проектная компетентность педагога - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению образовательной деятельности и характеризует его профессионализм. Проектную компетентность педагога можно представить как открытую, мобильную, развивающуюся систему. Профессионально значимые характеристики личности и деятельности педагога, способствующие его личностному росту, созданию эффективного профессионального опыта. В характеристике проектной компетентности особую роль играют личностные качества педагога. Это: инициативность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, новаторство, умение анализировать или извлекать смысл из собранных фактов и отношений, умение критически осмысливать текущую деятельность, внутренний такт и интуиция.

Проектная компетентность включает в себя:

- умение осуществлять контроль;

- способность принимать решения;

- умение планировать деятельность;

- умение проводить рефлексию;

- способность к целеполаганию;

- умение прогнозировать ситуацию, развитие выполняемого проекта;

- умение проводить коррекцию своих действий;

- способность к оцениванию своей деятельности.

Определяя сущность проектной компетентности учителя, педагогическая наука отмечает разные подходы к характеристике готовности учителя к проектной деятельности. В.А. Болотов, Г.Б.Голуб и др. выделяют несколько положений, раскрывающих готовность учителя к проектной деятельности. А именно:

- в первую очередь-это результат обучения в системе высшего профессионального образования;

 

- приобретение и распространение опыта в системе повышения квалификации;

- использование результатов самостоятельной профессиональной деятельности;

реализация в работе основ современных подходов в образовании

Готовность учителя к развитию проектной деятельности, по мнению большинства учёных, входит в структуру профессиональной подготовки.

Проектные умения, обеспечивающие возможность подготовки к проектной деятельности, характеризуются следующими составляющими:

- умением анализировать возникающие проблемы, ситуации;

- планировать      или    прогнозировать   деятельность, осуществлять ее конструирование;

- создание продукта.

 

Взаимодействие процессов воспитания и обучения представляет собой мобильную систему, реализующую творческое развитие личности. Процесс деятельности включает в себя все возможности участников, как физические, так и личностные, проектная деятельность реализуется посредством использования проектного метода.

Динамизм образовательного процесса приводит к новым дополнениям в определении проектного метода. Е. С. Полат отмечает, что основу современного определения проектной деятельности составляют проблемные, исследовательские (поисковые) методы. Они требуют значимых результатов для всех участников проектирования. Для педагога-это показатель высокой квалификации, умения правильно и грамотно организовать проектную деятельность. Высококвалифицированный педагог разработал технологии обучения. Использование метода проекта подтверждает это.

Таким образом, проектная деятельность-это деятельность по разработке идеи учебного задания с обязательным представлением идеи в некоторой внешне выраженной знаковой форме и определением способов ее использования в учебном процессе. Применяемый сегодня системно-деятельностный подход предполагает формирование и развитие соответствующей компетенции, характеризующей овладение деятельностью и умение ее осуществлять.

Личностно-развивающая ситуация, возникающая в проектной деятельности, обусловлена ожиданием эффективности действий всех участников создания проекта. Это ситуация несоответствия удовлетворенности собственным уровнем профессионализма, собственным успехом, моделью поведения; ситуация поиска новых жизненных ориентаций, создания программ собственного личностного развития, самосовершенствования, накопления профессионального опыта. Это позволяет всем лицам, участвующим в данном проекте, пережить и осмыслить события, способствующие развитию их проектной компетентности. Все это приводит к созданию устойчивой потребности в реализации потребности в профессиональном самосовершенствовании в соответствии с требованиями современного образования.

Сегодня основные направления модернизации предметного образования реализуются с помощью проектной деятельности. Современные концептуальные модели проектного обучения (Т. А. Каплунович, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Р. М. Шерайзина и др.), педагогические технологии (Г. К. Селевко и др.) отражают наиболее характерные черты проектного метода, отличающие его от существующих методов деятельности. Признаки этой деятельности: результативность, междисциплинарность, проблемная направленность, многообразие[10].

Анализ подходов к рассмотрению понятия " проектная деятельность специалиста "в научной литературе позволил определить понятие"проектная компетентность педагога".

Проектная компетентность педагога - это интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личном опыте проектной деятельности и ценностных ориентациях педагога, развитие которого является выражением инновационного характера профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей творческий стиль деятельности.

В качестве основных компонентов проектной компетентности педагога мы выделили следующие: структурно-функционально-процессуальные, обеспечивающие соответствие целей и содержания обучения. Структурный компонент проектной компетентности включает в себя: когнитивный, культурологический, технологический, коммуникативный, рефлексивный и инновационный элементы.

Когнитивный элемент отражает процессы анализа и обработки поступающей информации. Поиск, сбор, анализ и обработка информации позволяет продуктивно использовать ее в процессе решения проектных задач. Типы проектов рассматриваются на основе метода, преобладающего в проекте. Раскрываются методы подхода к проблемам актуализации проекта, определения целей, предмета и задач исследования. Содержание когнитивного элемента раскрывается через совокупность теоретико-методологических знаний.

Культурный элемент способствует выбору условий, определяющих важные ценностные ориентации, вызывает потребность в развитии нравственной системы ценностей в процессе проектной деятельности, развивает культуру проектной деятельности. В. А. Сластенин отмечает, что культура-это всегда процесс творчества со всеми необходимыми характеристиками творчества. При культурологическом подходе к проблеме проектного образования педагогу необходимо создать условия для развития и передачи педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию и саморазвитие личности студента.

Технологический элемент отражает понимание структуры процесса проектирования, создания собственного продукта в результате проектной деятельности или представления результатов исследований.

Коммуникативный элемент включает в себя совокупность умений, определяющих понимание, умение общаться, позволяющих использовать различные формы и методы контактов в рабочей группе, имеющих одну цель, объединенных в решении поставленной задачи.

Рефлексивный элемент уточняет смысловой уровень саморегуляции личности, ее достижений, помогает оценить достижения, полученные при реализации проекта, исходя из своего субъективного опыта. Это рефлексия, направленная на осмысление своих действий, самооценку в ходе реализации проекта.

Инновационный элемент характеризует внедрение инноваций (например, получение нового результата) в практику проектной деятельности, проектирование результатов работы или методов исследования.

Функционально-процессуальный компонент проектной компетентности представлен личностными, мотивационными, интерактивными, нормативными и оценочными элементами:

Личностный элемент отражает владение опытом самоорганизации, поиск условий для собственного успеха в осуществлении проектной деятельности; он направлен на самопознание в представлении результатов своей работы.

Мотивационный элемент определяет мотивы освоения и реализации проектной деятельности в образовательном процессе.

Интерактивный элемент предполагает создание ситуации личностного развития, самореализации и творчества. Являясь доминирующим компонентом проектной компетентности, она формирует активную самостоятельную и творческую деятельность участников проектирования. Наличие интерактивного элемента вызывает стимуляцию, самоконтроль за ходом деятельности, ориентацию на целостность процесса, прогнозирование вариантов и вероятности достижения цели,

Наличие нормативного элемента обуславливает, характеризуется нормами взаимодействия в процессе проектной деятельности,

Оценочный элемент предполагает умение предвидеть и прогнозировать развитие педагогического процесса при решении задач, поставленных в ходе реализации проектной деятельности.

Заключение по первой главе: анализ литературных источников по проблеме проектного управления педагогами общеобразовательных школ позволил нам сделать следующие выводы по первой главе. Сегодня, в условиях динамичных изменений и кардинальных сдвигов в обществе, проектная деятельность педагогов становится принципиально новым и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании и педагогической практике, предоставляя каждому педагогу возможность стать субъектом процесса управления своими профессиональными и личностными качествами. Управление проектной деятельностью педагогов общеобразовательных школ мы рассматриваем как часть управленческой деятельности, которая посредством взаимодействия с педагогами, выполняющими управленческие функции, обеспечивает процесс разработки и реализации образовательных проектов и обеспечивает вовлечение его субъектов в преобразующую деятельность и, как следствие, повышение качества образования. Для успешного решения задачи необходима серьезная подготовка педагога к планированию и организации, осуществлению учебного проектирования, дидактическому и методическому обеспечению.

Завершив исследование, можно сделать еще один вывод о том, что успешность организации проектной деятельности определяется: индивидуальными особенностями студентов и уровнем их предметной подготовки; осознанием преподавателем сущности проектной деятельности; знанием преподавателем специфики этапов работы над проектом; умением преподавателя методически и грамотно подбирать содержание проектной деятельности; выбирать критерии оценки проектной деятельности; понимать, какие знания, умения и навыки формируются у студентов в ходе такой деятельности. Кроме того, преподавателю необходимы курсы повышения квалификации по такой теме, где он сможет обменяться опытом работы, ознакомиться с инновационными характеристиками процесса и обеспечить высокий уровень сформированности желаемой готовности. Можно сказать, что профессиональная компетентность-это сложный предмет, который является предметом изучения различных наук, а именно: педагогики, философии, психологии.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности управления проектной деятельностью педагогов общеобразовательных школ

Целью исследования является теоретическое обоснование, создание и экспериментальная проверка совокупности организационно - педагогических условий, повышающих эффективность управления проектной деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования.

Объект исследования: проектная деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования.

Предмет исследования: процесс управления проектной деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что управление проектной деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования будет эффективным, если:

- выявлены особенности управления проектной деятельности учителей в ходе модернизации школьного образования;

- сконструирована, теоретически обоснована и внедрена в практику общеобразовательного учреждения структурно-функциональная модель управления проектной деятельности учителей;

- разработана технология управления, реализация которой направлена на повышение вовлеченности учителей в проектную деятельность за счет организации кооперативного взаимодействия управляющей и управляемо подсистем, где совместная деятельность выстроена с учетом общих и личностных значимых целей субъектов;

- в качестве организационно-педагогических условий выступают:

1. Создание матричной структуры управления.

2.Внедрение в процесс управления методов педагогического менеджмента, направленных на повышение вовлеченности учителей в проектную деятельность.

3. Организация внутришкольного обучения учителей основам проектной деятельности.

 4. Построение эффективного кооперативного взаимодействия учителей в проектных командах. 

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы надо сформировать задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы и современное состояние исследуемой проблемы в теории и практике управления общеобразовательным учреждение.

2. Уточнить содержание понятия «управление проектной деятельности учителей», выявив его особенности в ходе модернизации школьного образования.

3. Сконструировать, теоретически обосновать модель и разработать технологию управления проектной деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования.

4. Разработать критерии и показатели оценки вовлеченности учителей в проектную деятельность.

5. Опытно - экспериментальным путем проверить эффективности модели и технологии управления проектной деятельностью учителей в ходе модернизации школьного образования.

6. Разработать методические рекомендации по использованию технологии управления проектной деятельности учителей в ходе модернизации школьного образования.

 

2.1. Технология управления проектной деятельностью педагогов общеобразовательных школ.

Процесс управленческой деятельности в общеобразовательном учреждении по реализации модели управления проектной деятельностью педагогов может быть раскрыт через технологическую цепочку действий, которая выступает в качестве путеводителя к наибольшей эффективности. В рамках нашего исследования эффективность рассматривается как рациональное достижение целей. Эффективность, качественное состояние проектной деятельности педагогов зависит не только от правильного определения целей, задач, функций управления этой системой, но и от наличия эффективных и оптимально сочетаемых методов, средств, форм и механизмов управления данным процессом. В этой связи целесообразно рассмотреть особенности технологии, реализация которой обеспечит повышение эффективности управления проектной деятельностью педагогов.

При рассмотрении данной технологии, мы поставим перед собой следующие задачи:

1. Определить сущность технологии управления проектной деятельностью педагогов.

2. Выделить основные характеристики технологии управления проектной деятельностью педагогов, обеспечивающие возможность её воспроизведения.

3. Представить механизмы внедрения технологии управления проектной деятельностью педагогов.

Технология - категория процессуальная, она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Для рассмотрения особенностей технологии управления проектной деятельностью педагогов необходимо дать понимание технологии управления.

Технология управления всегда преследовала цели получения лучших результатов при тех же затратах ресурсов. Анализ литературы по проблеме управления позволяет сделать вывод о том, что единого подхода к определению данного понятия не существует, технология управления рассматривается исследователями с разных позиций. Технология управления с позиции функционального подхода определяется как единство основных функций управления, последовательно и циклично сменяющих друг друга.

Под технологией управления А. В. Лоренсов, А. М. Моисеев, О. Г. Хомерики понимают всю совокупность управленческих средств, сознательно определяемых для достижения целей и реализации функций управления. Технология управления с позиций компонентного состава рассматривается как открытая система, состоящая из четырёх основных компонентов: цели, содержания, процесса (формы, методы, средства), результата. Под технологией управления принято понимать «процесс управления, спроектированный и реализованный как целесообразная последовательность стандартизированных процедур и составляющих их операций, обеспеченных необходимыми ресурсами и инструментарием управленческой деятельности». В данном определении очевиден процессуальный подход к технологии управления. В нашем понимании процессуальная сторона выступает лишь составляющей компонентой многоплановой деятельности, включающей как проявления личностных структур сознания (функций сознания), так и систему особым образом организованных практических действий по реализации замысла и цели. Вышеуказанные определения технологии управления являются несколько зауженными, односторонними.

Наиболее полное определение технологии управления даётся Н. С. Анциперовой и трактуется исследователем как научно обоснованная, рационально организованная и оптимально оснащённая целенаправленная деятельность руководства образовательного учреждения, характеризующаяся строго определённой последовательностью операций, методов, средств и механизмов, позволяющих при наименьших затратах сил, средств и времени получить запланированный результат.

Поскольку управление проектной деятельностью учителей рассматривается нами как взаимодействие управляемой и управляющей подсистем, то отмеченное даёт нам основание для уточнения понятия технологии управления проектной деятельностью учителей с позиций системного и субъектно - деятельностного подходов.

Технология управления проектной деятельностью учителей — это целенаправленная деятельность субъектов управления, характеризующаяся определённой последовательностью операций, методов, средств и механизмов педагогического, партисипативного, проектного менеджмента, позволяющая вовлечь педагогов в самостоятельную разработку и реализацию образовательных проектов.

Целью технологии управления проектной деятельностью педагогов является создание организационно-педагогических условий, направленных на получение ожидаемого результата:

1) повышение мотивации к проектной деятельности, интереса к решению задач в проектах, интереса к взаимодействию в проектной команде;

2) формирование знаний в области осуществления проектной деятельности;

3) формирование проектных, рефлексивных и коммуникативных умений учителей, повышению инициативности.

Результатом реализации технологии управления проектной деятельностью будет выступать вовлечённость учителей в данный процесс. Описание технологии управления проектной деятельностью учителей предполагает раскрытие содержания её этапов.

Характеристики каждого этапа технологии необходимо соотнести с объектом управления и, учитывая его состояние, с возможностью достижения планируемых целей его изменения. Следовательно, объект управления в рамках нашего исследования определяет сущность управленческой деятельности.

В соответствии с этим нами были выполнены следующие действия:

- определён объект, который следует изменить и усовершенствовать;

 - конкретизирована цель, ориентированная на конечный результат;

- выявлена совокупность методов, средств и механизмов, обеспечивающих достижение цели;

- установлены критерии эффективности достижения конечного результата.

Объектом, который необходимо изменить и усовершенствовать, стала проектная деятельность педагогов. Поскольку проектная деятельность педагогов ориентирована на получение конкретного планируемого результата, особое значение для нашего исследования имеет ориентация на управленческие технологии. Процесс управления был организован таким образом, что в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущем этапе происходило уточнение последующих управленческих действий.

Технология управления проектной деятельностью педагогов представляет собой сложный поэтапный процесс и осуществляется через пять взаимосвязанных этапов: диагностический, проектно-целевой, организационный, исполнительно-коррекционный, оценочно-результативный.

1-й этап-диагностический-реализуя информационно-аналитическую функцию, проводилась работа по определению вовлеченности педагогов в проектную деятельность. На этом этапе изучались потребности участия педагогов в проектной деятельности, определялось их понимание основ проектной деятельности. Далее мы выявили не только необходимость приобретения глубоких и прочных знаний в области проектной деятельности, но и заинтересованность во взаимодействии педагогов в проектной команде. Например, анкета.

2 этап-проектно-целевой-была заложена вся необходимая база, на которой в дальнейшем строилось управление проектной деятельностью педагогов. Например, проектный комитет совместно с администрацией школы и учителями определил цель и задачи проектной деятельности. Информация о потребностях субъектов, полученная на предыдущем этапе, была соотнесена с целями управления образовательным учреждением в целом, на основе чего были определены место педагогов в общей системе управления, матричная структура проектного управления, цели, задачи, функции проектных команд, способы их формирования, способы взаимодействия педагогов и администрации.

 

3-й этап-организационный этап включал определение деятельности совокупного субъекта (администрация школы, Совет ОУ, общее собрание персонала, педагогический центр, Проектный комитет, координатор проектной деятельности, руководители проектных команд, проектные команды учителей) по формированию и регулированию структурных отношений и взаимодействий, направленных на достижение общих целей. На этом этапе эффективность проектного управления была обеспечена за счет использования идей партисипативного управления, отдельным преподавателям были предоставлены полномочия руководителей образовательных проектов. Распределение функций субъектов управления осуществлялось с использованием таких методов управления проектами, как: регламентация, нормирование, инструктаж каждого члена проектной команды. Для реализации обозначенных педагогами образовательных проектов совместно с администрацией школы определялись ресурсы: материально-технические и др.

4 - й этап-исполнительно-коррекционный этап заключался в осуществлении непосредственной управленческой деятельности, направленной на организацию взаимодействия систем контроля и управления. Разработка педагогами образовательных проектов осуществлялась непосредственно в процессе реализации программы обучающих семинаров "разработка и реализация образовательных проектов".

 

2.2. Этапы проектной деятельности. Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся.

Главная функция преподавателя в учебной деятельности учеников – это умение поставить учебные цели, добиться мотивация к учебной деятельности, структурировать учебный материал и осуществлять контроль.

В новом поколении отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск различных возможностей, обеспечивающих развитие личности. Личности - это и есть приоритет новой школы, а именно саморазвитие, компетентность, конкурентоспособность.Метод проектов занимает важнейшее место среди методов новой школы. В его основележит идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической   проблемы.

Проект- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.

Этапы выполнения проекта.

1. Подготовка – выбор темы учебного проекта и тем исследований; разработка основополагающего вопросы и проблемных вопросов учебной темы.

2. Планирование – формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов решения задач; определение последовательности и сроков работ.

3. Процесс проектирования - самостоятельная работа; оформление записки, плакатов.

4. Итог – достигнутый результат, оформление.

5. Защита.

Какова же структура проекта.

Любой проект состоит из нескольких этапов.

1 этап. Выбор темы.

Правила выбора темы проекта

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка.

Правило 5. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

2 этап: Организация деятельности

А). Постановка целей исследования. (Что и для чего мы будем делать?)

Б).Задачи исследования. Выработка плана действий (как и с помощью чего можно это сделать?)

В)Методы исследования.

-прочитать в книге;

-понаблюдать;

 -посмотреть в компьютере;

-задать вопросы родителям, специалистам;

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах; -посмотреть по телевизору и т.д.

Г).Результаты исследования. (Анализ информации)

3 этап: Подготовка и представление готового продукта

Особое внимание следует уделить заключительному этапу проектной деятельности-презентации (защите проекта), где студенты отчитываются о своей работе.

Самым важным звеном в этом нововведении является учитель. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить учебный процесс в продуктивную творческую деятельность. Конечно, меняется роль учителя-из простого передатчика знаний он становится активным организатором совместной работы со студентами, помогая переходу к реальному сотрудничеству в процессе обучения. Роль учителя состоит в том, чтобы постоянно давать советы.

Проектная деятельность позволяет педагогу более индивидуально подходить к ребенку. Из авторитетного источника информации преподаватель становится участником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности студентов. В определенном смысле учитель перестает быть только "чистым субъектом" - он становится учителем широкого профиля, учителем, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Какую роль играет учитель в руководстве проектом? На разных этапах проекта роль учителя различна.

Энтузиаст-повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист-компетентный в нескольких областях.

Консультант - может организовать доступ к ресурсам, в том числе другим специалистам.

Менеджер-умеет четко планировать и реализовывать проект.

"Человек, который задает вопросы" - организует обсуждение путей преодоления возникающих трудностей с помощью косвенных, наводящих вопросов.

Координатор-поддерживает процесс решения проблем группы.

Эксперт-обеспечивает четкий анализ результатов как завершенного проекта в целом, так и его отдельных этапов.

Необходимо следить за деятельностью студентов поэтапно, оценивая шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся с помощью оценок, можно использовать различные формы поощрения, в том числе и самые распространенные: "все правильно" или "надо еще об этом подумать".

Учитель должен следить за работой, чтобы вовремя прийти на помощь, если она понадобится. Главная задача учителя-донести способы работы, а не конкретные знания, то есть акцент делается не на преподавании, а на обучении. Самое сложное для преподавателя в процессе проектирования-это роль независимого консультанта. Трудно сопротивляться внушениям, особенно если учитель видит, что ученики делают что-то не так. Но важно только отвечать на вопросы студента во время консультаций.

В школьной практике проектная деятельность используется по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.

Проектные занятия проводятся по тем темам, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеклассных источников.

Студенты готовят внеклассные проекты дома и представляют их в различных формах: исследовательский проект, постановочный проект, организационный проект, выставочный проект, видеопроект, коммерческий проект, мультимедийный проект.

Должны быть представлены результаты и продукты проектной деятельности. Они должны получить оценку и признание своих достижений в форме публичной конкурсной защиты, проводимой лично. Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к работе, которой он занимается со стороны учителя. Даже плохо выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение.

 

Заключение.

В современном образовательном пространстве востребована модель педагога, готового к переходу от привычных схем стереотипов в поведении, восприятии и мышлении, способность к самореализации, гибкость, инициативность, способность продуцировать новые идеи при осуществлении учебной деятельности со всеми участниками образовательного процесса. Роль учителя меняется от участников образовательного процесса к реформатору и модернизатору. Наше будущее-это профессиональные, творческие и инициативные педагоги, поэтому необходимо создавать условия для развития их творческих и инновационных устремлений в профессиональном росте.

Анализируя реальную картину методического роста и совершенствования педагога, мы видим, что процесс личностно-профессионального развития педагога носит неорганизованный и стихийный характер, сводясь к индивидуальным творческим навыкам.

 

Потребность в постоянном творческом развитии, саморазвитии и самореализации не стала нормой профессиональной жизни. В то же время реальные условия процесса совершенствования, способствующие освоению лучших практик, взаимодействию с коллегами и преподавателями, обмену идеями и результатами практики, укреплению собственной инициативы в профессиональном самоопределении, непрерывности процесса профессионально-творческого развития и саморазвития используются не в полной мере.

Анализ состояния исследовательской проблемы в теории и практике управления общеобразовательными учреждениями позволил изучить степень ее развития, уточнить теоретические основы проектного управления с позиции педагога: определить структуру вовлеченности педагога в проектную деятельность, выявить особенности проектного управления педагогом.

Основным результатом проектной деятельности для педагога является формирование и воспитание личности ребенка, владеющего проектной технологией на уровне компетентности. Меняется роль преподавателя, и не только в проектно-исследовательской подготовке. Учитель из носителя определенного объема предметных знаний превращается в организатора познавательной деятельности, ориентируя ее на приоритет исследовательского, поискового, творческого характера. Она переходит от исполнительного к управленческому типу деятельности, который предлагает постоянное отражение норм, их совершенствование и реконструкцию деятельности на основе результатов самоанализа. Все это позволяет преподавателю не только овладеть процедурой проектирования собственной деятельности, организации ее на рефлексивной основе, умением решать каждую педагогическую задачу как уникальную, создавать условия и методически сопровождать развитие индивидуальных качеств обучающихся, но и повышать их личностные и профессиональные компетенции, уровень профессионально-педагогической культуры. Использование проектной деятельности в преподавании в современной школе становится все более актуальным. Также с помощью проекта можно реализовать все образовательные, воспитательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Проектный метод позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, интересным и, следовательно, более эффективным. Проектный метод дает учителю возможность нестандартно подойти к регулярной и внеурочной деятельности. Она активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Также можно выделить преимущества проектной деятельности в образовательном учреждении:

- отношение" учитель – ученик " радикально меняется»;

- возможность использования различных дидактических подходов;

- по мере продвижения работы интерес студентов к предмету возрастает;

- проекты объединяют детей, развивают коммуникативные навыки, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- умение учиться на собственном опыте и опыте других; видимый результат приносит удовлетворение учащимся.

 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать общий вывод о том, что педагогическая модель личностно-профессионального развития педагога оказалась более эффективной, необходимо создать целостную систему технической деятельности, основной целью которой является постоянное совершенствование творческого потенциала педагога, содействие его эрудиции и компетентности в той или иной области во взаимодействии с профессиональными образовательными учреждениями.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. — № 4. — 2009 — с. 19–27.

2. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия.– ПГПИ Павлодар, 2010. — 216 с.

3. Громыко Ю. В., Громыко Н. В. Исследование и проектирование в образовании.

4. Конюшенко С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. — Калининград: Изд-во КГУ, 2008. — 248 с.

5. Капранова М.Н. Обучение через проектную деятельность // Все для учителя- 2014 - №5(41). – С.-2-6