Смирнова Т.И.
Формирование профессионального интереса в процессе обучения
Основная цель профессионального образования – научить человека профессии. Профессия это не только возможность занятости, но и творческая, всесторонняя реализация личности. Отсюда следует, что цель профессионального образования – помочь человеку осознать правильность выбранной профессии в соответствие с его склонностями и возможностями, воспитать профессионала, способного приносить пользу обществу.
Большинство обучающихся, поступив в колледж, еще не определились окончательно с выбором будущей профессии. У многих недостаточно развит интерес к профессии, что снижает качество получаемого образования.
Развитие у обучающихся интереса к будущей профессиональной деятельности, по нашему мнению, обеспечивает формирование необходимых профессиональных качеств, поскольку интерес к профессиональной деятельности является феноменом, теснейшим образом, связанным со всеми компонентами структуры личности – потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями.
При рассмотрении наиболее эффективных методов и средств формирования интереса к профессии у обучающихся в процессе производственного и теоретического обучения целесообразно исходить из следующих положений:
- при педагогически правильной организации учебного процесса интерес обучающихся к избранной профессии вызывает у них удовлетворение выбором, что в свою очередь, непосредственно отражается на успешном овладении профессией;
- расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональной потребности», удовлетворения которого способствует самоутверждению, укреплению уверенности в том, что избранная профессия имеет большое социальное значение;
- теоретическое обучение должно вызывать у обучающихся потребность в практической реализации приобретаемых знаний, что связано с выработкой новых динамических стереотипов, развития новых критериев по отношению к учебе, к окружающим сверстникам и преподавателям;
- побуждая интерес к знаниям, преподаватель дает тем самым психологический импульс для укрепления профессионального интереса;
- профессионализация обучения связана с глубокими интеллектуальными и эмоциональными переживаниями учащихся, вызываемыми изменениями, которые возникают и происходят в процессе учебно-производственной деятельности;
- производственное обучение играет решающую роль в подготовке квалифицированного рабочего к реальным условиям трудовой деятельности. [1]
Каковы же пути формирования устойчивого профессионального интереса у обучающихся в процессе учебно-производственной деятельности?
Известно, что формирование профессионального интереса протекает эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной системой воспитания на основе комплексного подхода. Нельзя привить человеку устойчивый интерес к профессии, если не воспитывать его сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией всем своим существом.
Производственное обучение предоставляет широкие, и благоприятные возможности. Во-первых, при обучении профессии используется действующая техника, машины, оборудование; во-вторых, занятия в значительной степени индивидуализированы; в третьих – занятие не ограничено только учебным временем.
Изучение передового опыта лучших мастеров и педагогов показывает, что процесс формирования у обучающихся профессионального интереса в ходе практического обучения включает в себя: воспитание любви к технике, бережного отношения к ней, развитие способности чувствовать технику, понимать ее конструктивные особенности; раскрывать значимость и красоту труда; укрепление веры учащихся в свои силы и возможности; воспитание у них чувства профессиональной гордости и рабочей чести. [2]
Характерной особенностью производственного обучения является целенаправленная учебно-производственная деятельность обучающихся на протяжении всего занятия. Для этого мастер до мельчайших подробностей продумывает весь ход занятия, разрабатывает плана, готовит необходимые приспособления, проверяет комплектность и исправность технического оборудования для проведения, определяет и конкретизирует деятельность учащихся и свою на каждом этапе урока.
Понятное и доступное объяснение мастера-педагога, четкий показ приемов выполнения рабочих операций, посильность задания - все это позволяет учащимся успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобретать уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет большое значение для хорошего психического и эмоционального состояния воспитанника.
Весьма ответственный этап в формировании профессионального интереса - переход обучающихся от теоретического обучения к результативному труду, когда ему доверяют машину для самостоятельной работы. Такой педагогический подход помогает мастеру, преподавателю воспитывать интерес к профессии, опираясь на полученные учащимся знания и его возможности
Развитие профессиональных навыков и умений на действующей технике, делает процесс овладения профессией притягательным для подавляющего большинства обучающихся. Элемент соревнования, при выполнении обучающимся упражнений или учебно-производственных заданий, педагогически разумно используемый мастером, вносит в практическую деятельность творческую радость, укрепляет и углубляет интерес к профессии. Обучающиеся с большим энтузиазмом выполняют все поручения и задания по техническому обслуживанию оборудования. Эффективно способствуют развитию интереса к профессии проведение смотров- конкурсов на звание «Лучший по профессии», состязания на лучшее проведение различных операций.
Составной частью производственного обучения является производственная практика обучающихся. В период производственной практики обучающиеся овладевают навыками овладения техникой, оборудованием, несет ответственность за результаты своего труда. Именно этот период является решающим этапом в формировании профессионального интереса у обучающихся.
Формирование профессионального интереса осуществляется поэтапно, усложняясь от курса к курсу, от простого любопытства к осознанию социальной значимости выбранной профессии.
Формировать профессиональную направленность у обучающихся — это значит укреплять у них положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания колледжа, удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии в собственных глазах будущего специалиста.
Список использованной литературы
1. Педагогическое мастерство и педагогические технологии/ Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - М., 2000. С.248.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориетированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С.29-36.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.