Сорокин Сергей Сергеевич
ГАПОУ ВО «Гусевской стекольный колледж» имени Г.Ф. Чехлова
преподаватель
стаж работы в данном учебном заведении – 1 год
Формирование профессиональных компетенций у студентов колледжа при выполнении лабораторных работ
В настоящее время акцент образовательной деятельности переносится на воспитание личности студента, способного самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия и находить оптимальное решение, сотрудничать в группах, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих, быть открытым для контактов.
Актуальность темы обусловлена тем, что для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности и жизни. Образование становится более осмысленным и практически значимым. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активные субъекты поисковой деятельности, что дает возможность раскрытию компетенций студентов.
Из данного педагогического опыта вытекает идея максимальной помощи обучающимся в познании и самоутверждении.
Рассмотрим понятия, которые являются основополагающими в данной теме педагогического опыта. Организация учебного процесса требует от преподавателя:
-предоставлять студентам актуальную информацию, поэтому необходимо постоянно расширять свои познания в предметной области;
-использовать современные технологии личностно-ориентированного, проблемного, проектного обучения;
-оценивать ответы студентов и меру овладения компетенциями, по разработанным преподавателем объективным критериям;
-организовывать самостоятельную работу и выполнение ими практических, и лабораторных работ, для чего требуются методические пособия.
Практические методы обучения – это средство связи теории с практикой, способствующие формированию прикладных умений и навыков учащихся. Проведение лабораторных работ по теплотехнике ориентированы на актуализацию студентами ранее усвоенных теоретических знаний. Теоретический блок раскрывает современный уровень содержания, излагаемого в лабораторной работе материала, при этом материал лабораторных работ конкретизирован за счет алгоритма последовательности действий.
Практические работы конкретизируют и закрепляют знания, развивают у учащихся умение наблюдать и объяснять изучаемый материал. При закреплении теоретического материала на практике формирует и поддерживает положительные мотивации высокого уровня, то есть создаются и поддерживаются условия заинтересованности студентами, как самим ходом учебного процесса, так и его результатами.
Поскольку практика является движущей силой познания теории, то роль преподавателя состоит в том, чтобы стимулировать интерес студентов к наблюдению, эксперименту, анализу, системному мышлению, моделированию и т.д.
Лабораторно-практические работы в профессиональном обучении занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важных средств осуществления теории и практики.
Для формирования профессиональных компетенций выполнение лабораторных работ осуществляется на учебном стенде «Действующий инжекторный ДВС ВАЗ», позволяющие выработать у студентов как практические умения и навыки, так и освоить экспериментальные методы исследования. Стенд предназначен для выполнения широкого комплекса практических работ по изучению конструкции и рабочего процесса инжекторного двигателя внутреннего сгорания легкового автомобиля, расположения и способов крепления навесного оборудования и взаимодействия механизмов и узлов двигателя легкового автомобиля, а также способствовать формированию первоначальных навыков по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту инжекторного двигателя внутреннего сгорания легкового автомобиля по подготовке специалистов по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей.
Лабораторный стенд «Действующий инжекторный ДВС ВАЗ» позволяет проводить следующие лабораторные работы [2]:
1. Изучение особенностей конструкции двигателя с впрыском бензина во впускной трубопровод, правил и порядка проведения его технического обслуживания.
2. Изучение электрооборудования и датчиков системы управления двигателя с впрыском бензина.
3. Проверка давления компрессии в цилиндрах двигателя.
4. Комплексная диагностика системы управления двигателем.
5. Замена зубчатого ремня привода механизма газораспределения.
6. Замена (ремонт) бензонасоса.
7. Замена охлаждающей жидкости и смазочного масла.
8. Замена терморегулятора расхода охлаждающей жидкости.
9. Регулировка тягового реле и замена графитовых контактов стартера.
10. Обслуживание аккумуляторной батареи.
Для реализации профессиональной компетенции «ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей», «ПК 2.1. Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей» и «ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации» [1], предусмотрен модуль по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту инжекторного двигателя внутреннего сгорания легкового автомобиля, который имитирует работу двигателя.
При пуске двигателя, который обеспечивается при помощи ключа стандартного замка зажигания, обучающиеся выполняют следующие действия:
- выбирают режима работы двигателя при работе без нагрузки (в режиме «холостого хода»), который обеспечивается плавным изменением частоты вращения коленчатого вала;
- с блока управления стендом искусственно вводят одну из неисправностей, указанных в перечне, например, обрыв цепи управления форсункой 1-го цилиндра;
- производят необходимые действия для устранения данной неисправности и заново производят запуск двигателя автомобиля;
- обучающиеся при данных условиях должны сделать вывод о выявленных неисправностях и методах х устранения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что лабораторные занятия способствуют:
– успешному усвоению основных положений и принципов приемки и подготовки автомобиля к диагностике в соответствии с запросами заказчика;
– приобщению студентов к проведению инструментальной диагностики автомобильных двигателей с соблюдение безопасных приемов труда, использованием оборудования и контрольно-измерительных инструментов;
– формированию способности решать задачи любой степени трудности, применяя знания и методы их решения,
-творческому развитию при самостоятельном определении перечня работ по техническому обслуживанию двигателей и подборки оборудования, инструментов и расходных материалов.
При этом с одной стороны, достигается закрепление и совершенствование знаний обучающихся, с другой – у них формируются профессиональные компетенции через знания и умения, которые затем применяются в процессе практического обучения.
Список использованных источников
1. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 2022г.
2. Инструкция по эксплуатации лабораторного стенда «Действующий инжекторный ДВС ВАЗ»
Приложение 1
2.1. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и тем профессиональ- ного модуля (ПМ), меж- дисциплинарных кур- сов (МДК) |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
|
Раздел 2. Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт автомобилей |
|
|
|
МДК 01.04. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей |
80 |
|
|
Тема 4.1. Оборудование и технологическая оснастка для техниче- ского обслуживания и ремонта двигателей |
Содержание |
22 |
|
1. Диагностическое оборудование и приборы для контроля технического состояния двигателя в целом и его отдельных механизмов и систем. |
|
||
2. Устройство и принцип работы диагностического оборудования |
|
||
3. Оборудование для технического обслуживания двигателей |
|
||
4. Оборудование для ремонта двигателей |
|
||
5. Оснастка для ремонта двигателей |
|
||
6. Техника безопасности при работе с оборудованием |
|
||
7. Специализированная технологическая оснастка для ремонта двигателей |
|
||
8. Организационная оснастка для дефектовки и подбора комплекта деталей двигателя |
|
||
9. Технологическая оснастка для дефектовки и подбора комплекта деталей двигателя |
|
||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
4 |
|
|
1. Устройство и работа диагностического оборудования и оснастки для ремонта двигателей |
|
||
Тема 4.2. Технология технического обслужи- вания и ремонта двига- телей |
Содержание |
58 |
|
1. Нормативно-техническая документация для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонта двигателя |
|
||
2. Основные неисправности механизмов и систем двигателей и их признаки |
|
||
3. Диагностирование технического состояния двигателя |
|
||
4. Регламентное обслуживание двигателей |
|
||
5. Техническое обслуживание и ремонт систем охлаждения и смазки двигателя |
|
||
6. Техническое обслуживание и ремонт системы питания бензинового двигателя |
|
||
7. Техническое обслуживание и ремонт системы питания дизельного двигателя |
|
||
8. Техническое обслуживание и ремонт системы питания двигателя на сжиженном и сжатом газовом топливе |
|
||
9. Технологический процесс разборки газораспределительного механизма двигателя и его дефектовка |
|
||
10. Технологический процесс разборки кривошипно-шатунного механизма двигателя и его дефектовка |
|
||
11. Способы и технология ремонта механизмов и систем двигателя |
|
||
12. Способы и технология ремонта механизмов отдельных элементов двигателя |
|
||
13. Восстановление деталей слесарно-механической обработкой |
|
||
14. Восстановление деталей способом пластического деформирования |
|
||
15. Восстановление деталей сваркой |
|
||
16. Восстановление деталей класса «корпусные», «круглые стержни», «полые цилиндры» |
|
||
17. Подбор комплекта деталей для сборки двигателя |
|
||
18. Технологический процесс сборки двигателя |
|
||
19. Контроль качества проведения работ |
|
||
20. Техника безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию двигателей |
|
||
21. Техника безопасности при выполнении работ по текущему ремонту двигателей |
|
||
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
16 |
|
|
1. Контрольно-диагностические операции по двигателю в целом |
2 |
|
|
2. Техническое обслуживание и текущий ремонт системы охлаждения и смазочной системы |
2 |
|
|
3. Техническое обслуживание и текущий ремонт, дефектация деталей и подбор комплекта деталей кривошипно-шатунного механизма |
2 |
|
|
4. Техническое обслуживание и текущий ремонт, дефектация деталей и подбор комплекта деталей газораспределительного механизма |
2 |
|
|
5. Техническое обслуживание и текущий ремонт систем питания бензиновых двигателей |
2 |
|
|
6. Техническое обслуживание и текущий ремонт систем питания дизельных двигателей |
2 |
|
|
7. Техническое обслуживание и текущий ремонт систем питания двигателей газобалонных автомобилей |
2 |
|
|
8. Обкатка двигателя после ремонта |
2 |
|
|
Всего |
80 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.