Виды музыкальной памяти и ее некоторые методы развития
Оценка 5

Виды музыкальной памяти и ее некоторые методы развития

Оценка 5
Занимательные материалы +3
docx
музыка +2
СCУЗ, ВУЗ
13.12.2022
Виды музыкальной памяти и ее некоторые методы развития
В любой педагогической деятельности моменты, связанные с запоминанием учебного материала учеником являются очень важными. В музыкально-педагогической работе – это та необходимость, без которой исполнительство, связанное с деятельностью на музыкальном инструменте становится просто невозможным.
мет. сообщение на 05.04.19.docx

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»  Кочковского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

 

Виды музыкальной памяти и ее 
некоторые методы развития.

 

 

 

 

 

                               Составитель:

                                                                   преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано

                                  Шилина В.В.

 

 

 

с. Кочки 2019 г.

«Виды музыкальной памяти и ее
 некоторые методы развития».

          В любой педагогической деятельности моменты, связанные с запоминанием учебного материала учеником являются очень важными. В  музыкально-педагогической работе – это та необходимость, без которой исполнительство, связанное с деятельностью на музыкальном инструменте становится  просто невозможным.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта.  Для зрелого музыканта самой важной памятью является слуховая. Но для ученика, не имеющего слухового опыта, это является проблемой. Поэтому, для лучшего запоминания, педагогу необходимо, как можно чаще, проигрывать изучаемое произведение на уроке. Можно рекомендовать прослушивание аудио и видео записей дома, и одновременное напевание слышимой  мелодии. Второй памятью является зрительная, вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами. Но за многолетнюю преподавательскую деятельность мною  замечено, что при многократном проигрывании  учеником  нотного текста, практически не дается его запоминание. При чтении нот работает связь «глаза-руки»,  при котором не происходит осмысление и необходимость запоминания. Стоит только убрать текст из обозрения, успешно играемый учеником с листа, возникает остановка процесса игры. Поэтому, первым, и очень важным моментом при запоминании нотного текста является его периодическое отсутствие перед глазами. Немалую роль играет и моторная память, при выгрывании пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее и двигательно. Акцентируя внимание ученика на гармониях лада и ее законах, можно надеяться, что процесс запоминания будет ускорен. Необходимо обращать внимание на  координационное движение по клавиатуре: вправо-влево, гаммообразно или скачками, интервалами или аккордами. Графическое узнавание играет немаловажную роль как в чтении с листа, так и в запоминании нотного текста. Наиболее теоретически грамотные ученики быстрее выучивают тексты наизусть, поскольку опираются не только на слух, зрение и моторное заучивание. Поэтому на уроках специальности нужно уделять время для грамотного прочтения нотного текста, куда входит не только сам  уртекст, но и  многочисленные знаки, включающие механизмы синестезии, позволяющие представлять в своем воображении «вкус и запах» играемых фрагментов.

 Для того, чтобы проверить устойчивое выучивание нотного текста наизусть, следует проигрывать его в медленном темпе. Даже ученикам с хорошей памятью и слухом, это приносит огромную пользу, т.к.  обнаруживаются места, заученные в быстром темпе механически, и не «ложащиеся» при игре в медленном темпе.

 Работа без инструмента, я называю это «Сидя на диване» - наиболее трудный способ работы над произведением, но он имеет место быть, поскольку заставляет при рассматривании нотного текста зрительно представлять клавиатуру. А это и есть самая необходимая связь-перенесение  видимых печатных знаков на клавиатуру инструмента.

Можно добавить, что даже хорошо выученный текст необходимо проверять, чередуя мысленные проигрывания произведения без инструмента с реальной игрой на инструменте. Таким образом, учащийся может добиться предельно прочного запоминания произведения. К тому же, мысленные повторения произведения развивают концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую во время публичного исполнения, усиливают выразительность игры, углубляют понимание музыкального сочинения.

         Часто концертирующие музыканты, способны выучивать нотные тексты в самолетах и поездах, и по приезду исполнять их на большой сцене без предварительной репетиции.  «Вижу - слышу - играю»  принципы работы над музыкальным произведением, предложенные известным пианистом И. Гофманом. В его рекомендации как раз первым пунктом входит:

1.     «Работа с текстом произведения без инструмента. На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха.

2.     Работа с текстом произведения за инструментом. Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла.

3.     Детальная проработка произведения - вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа. Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется - залог успешного запоминания произведения наизусть»

 

Разные этапы работы требуют различных подходов к запоминанию.   Известная формула И. Гофмана, относящаяся к способам разучивания музыкального произведения, может служить хорошим ориентиром в работе. Как и собственный многолетний педагогический опыт работы с учащимися.

 

 

Преподаватель Шилина В.В.


 

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

В любой педагогической деятельности моменты, связанные с запоминанием учебного материала учеником являются очень важными

В любой педагогической деятельности моменты, связанные с запоминанием учебного материала учеником являются очень важными

Акцентируя внимание ученика на гармониях лада и ее законах, можно надеяться, что процесс запоминания будет ускорен

Акцентируя внимание ученика на гармониях лада и ее законах, можно надеяться, что процесс запоминания будет ускорен

Часто концертирующие музыканты, способны выучивать нотные тексты в самолетах и поездах, и по приезду исполнять их на большой сцене без предварительной репетиции

Часто концертирующие музыканты, способны выучивать нотные тексты в самолетах и поездах, и по приезду исполнять их на большой сцене без предварительной репетиции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022