ЛЕДОВСКАЯ ТАТЬЯНА
ВАЛЕНТИНОВНА
преподаватель ГБПОУ Московской области «Колледж «Коломна»»
Структурное подразделение №1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ.
Среди множества способов повышения эффективности урока использование информационных технологий на сегодня занимает ведущее место. С их помощью мы можем решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии, на мой взгляд, выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы со способными детьми, по самообразованию ученика. Компьютер способствует и индивидуализации, и дифференциации обучения. Но, по моему мнению, главное всё же в том, что используя информационные технологии, учитель помогает развивать способности, формирует навыки обучения и самообучения. Успешность применения ИКТ зависит не только от учителя, но и от наличия технических средств и качества программного обеспечения.
Сегодня активно применяются тестовые технологии. Мною используются тесты по всем изучаемым разделам физики, а также тесты для итогового повторения. Составляю их с учётом индивидуальных особенностей, а также уровня обученности учащихся. Компьютерные тесты являются своеобразными тренажерами и направлены на контроль знаний. Использую так же тесты в готовой программной оболочке, в которых присутствует сигнал, сообщающий об ошибке, чтобы оперативно наблюдать за качеством выполнения заданий. При регулярности таких тестирований можно постоянно прослеживать уровень знаний каждого учащегося, оперативно оценивая его знания, а также иметь информацию об усвоении материала на уроке при этом экономя время. Правильно составленный тест также развивает предметную речь, активизирует деятельность. Да и ребятам такая работа нравится.
С помощью ЭВМ удобно реализуется принцип наглядности в обучении. На языках программирования составлены модели различных физических явлений, например, опыт Резерфорда, электрическая дуга, модель атома и его ядра, модели состояния вещества и др. Модели эти действующие, в них можно производить действия, например, показать, как делиться ядро урана. И это не просто картинка, это процесс в его развитии. При наличии доступа в интернет каждый учащийся имеет возможность увидеть то, о чём говорил учитель в своём объяснении. Кроме того, он сам может изложить материал в виде презентации с использованием эффектов и анимации, получив на моих уроках информатики навыки работы в программе POWER POINT. Такая работа систематизирует знания учащихся и готовит их к публичным выступлениям. Опыты он может также посмотреть, многократно используя сетевые ресурсы. Для показа отсутствующих современных приборов и устройств можно выбрать их снимки из ППС «Физика» под редакцией Ханнановой Н.К., а современную технику изучать по интерактивной энциклопедии « От плуга до лазера».
В сети можно найти видеозадачники по физике, которые не просто ставят конкретную проблему-задачу, а, например, иллюстрируют физическое явление с ней связанное или показывают технологию физического эксперимента. И пользоваться этими электронными средствами можно на различных этапах урока: для создания проблемной ситуации, для закрепления, для закрепления, для контроля знаний. Многие программные средства очень помогают в работе, большинство содержит ссылки и справочный материал. Можно сконструировать установки опытов из видеозадачника и проверить происходящие явления. Для того чтобы учащиеся могли это выполнять проводятся интегрированные уроки «информатика + физика + математика». Например, многие темы раздела «Механика» немыслимы без математики. Графические задания, задачи на скорость можно проводить на ПК. Электронные таблицы помогут найти энергию связи, определить энергетический выход ядерной реакции. Табличный редактор поможет провести обработку данных эксперимента, определить относительную влажность.
Электронный учебно - методический комплекс по физике для профессий и специальностей технического профиля помимо учебного материала содержит виртуальный практикум, а также контрольно - оценочные средства. Здесь не только отражено основное научное содержание учебной дисциплины, но и осуществляется мгновенная обратная связь, что экономит время на обучение и закрепление. Уровневые тесты позволяют проверять знания учащихся с разными возможностями.
Огромные возможности, конечно, порождают и проблемы. Нужно помочь учащимся отбирать информацию с хороших сайтов, только с полезной информацией, анализируя её. Важно научить правильно выбирать ключевые слова для поиска, систематизировать собранную информацию, проанализировать её. Кроме того, применяя на уроке компьютерные технологии, надо всегда помнить о вредном воздействии ЭВМ на организм человека. Поэтому урок должен соответствовать всем требованиям по обеспечению безопасности здоровья учащихся, экран ПК иметь защиту, время работы с ним ограничено. И, без всякого сомнения, нельзя забывать обычную книгу, которая содержит массу полезной и нужной информации.
Список литературы.
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. - 336 с.
2. Исайчевой Л. А. Применение информационно-коммуникационных технологий при обучении физике. Методическая разработка [Электронный ресурс]/ Исайчевой Л. А. http://rudocs.exdat.com/docs/index-566363.html
3.Галиева Ч. Ф. Модель использования информационно-коммуникационных технологий при обучении физике [Электронный ресурс]/ Галиева Ч. Ф. http://fizikavam.ru/content/blogcategory/25/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.