ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Формирование пространственных представлений происходит не только на специально организованных за- нятиях по математике, но также на физкультурных и музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи и в процессе продуктивной деятельности, подвижных игр, на прогулке. Знакомство с положением предметов в пространстве во второй младшей группе следует начинать с анализа положения собственного тела (вертикаль- ное направление).
Педагог просит детей потянуться, поднять руки вверх и сказать: «Теперь руки вверху». Показывает, как надо сделать, несколько раз четко и громко повторяет слово вверху. Дети встают на носки, тянут руки вверх и прого- варивают: «Вверху, руки вверху».
Для фиксации в сознании детей этого положения педагог дает ориентир: «Вверху находится голова». Пред- лагает руками обхватить голову и сказать: «Голова находится вверху». Затем просит снова вытянуть руки и определить, что еще можно увидеть вверху (потолок, люстру, облака, тучи, солнце, верхушки деревьев и т.д.).
Аналогично рассматривается и противоположное вертикальное направление. (руки внизу).
Для закрепления изученного материала, который должен усвоиться у детей, важно проводить задания и ди- дактические игры. Это могут быть следующие игры и задания.
Педагог называет направление движения, а дети его называют. Можно ввести элемент соревнования: «Тот, кто ни разу не ошибется, будет победителем». Педагог делит детей на две группы. Пары игроков (по одному из каждой группы) по команде «Мяч внизу» прокатывают мячи по полу, а по команде «Мяч вверху» перебрасыва- ют его друг другу через верх. Педагог размещает на плакате, где нарисованы небо, луг и река, картинки с изоб- ражениями самолета, рыбы, птицы и т.д., а дети определяют и называют положение каждого предмета.
Начиная знакомство с фронтальным пространственным направлением, дети под руководством взрослого определяют, что лицо находится впереди, а спина сзади, учатся проговаривать новые слова. Педагог предлагает вытянуть руки перед собой, хлопнуть в ладоши, дотронуться до носа, глаз, щек, губ, лба. Сообщает: «Сейчас руки находятся впереди». Затем просит отвести руки за спину, хлопнуть в ладоши, дотронуться до спины, за- тылка и говорит: «Сейчас руки находятся сзади». Для закрепления так же проводятся игры и даются различные задания. Например, рассматривается место предметов в ряду. Педагог читает сказку «Репка» и предлагает определить пространственные отношения персонажей: дедка стоит впереди бабки, бабка – сзади него; сзади бабки, но впереди Жучки стоит внучка и т.д.
Работа по изучению пространственных отношений «справа-слева» (саггитальное направление) является наиболее сложной. Привычные ориентиры – руки – ничем, на первый взгляд, не различаются, и выяснить, какая рука правая, а какая левая, можно только при выполнении определенных действий. Если ведущая правая рука, то вводится следующая ассоциация: правая рука все делает правильно (первый звук в словах правая и правиль- но выделяют голосом); левой рукой делать все сложно, она ленивая (первый звук в словах левая и ленивая так же выделяется интонационно).
Для леворуких детей вводится обратная ассоциация.
Затем необходимо объяснить, что все предметы по правую руку находятся справа, а по левую – слева. Если повернуться в противоположную сторону, то предметы, находившиеся слева, оказываются справа. Поэтому для одного человека предметы находятся слева, а для другого эти же предметы могут находиться справа.
Чтобы добиться осознанного восприятия рассматриваемого пространственного направления, необходимо научить детей определять с помощью приема контактной близости, по какую руку находятся предмет; научить соотносить название руки и пространственное направление; ориентироваться в направлении после поворота; использовать в речи слова слева и справа. Для закрепления этого материала предлагаются задания и дидактиче- ские игры, аналогичные используемым при изучении вертикального направления.
Возьмите левое ухо правой рукой, а правое ухо левой рукой; положите левую руку на правую ногу, а правую руку на левую ногу. Положите все круги на столе справа, а квадраты – слева; Перенесите в правой руке шар, а в левой руке – куб.
После изучения пространственных направлений следует приступить к обозначению места предметов с по- мощью пространственных предлогов и наречий.
При ознакомлении с предлогом на рассматриваются различные оттенки его значения: положение предмета на поверхности другого (лампа на столе), местонахождение человека (дети играют на полу), передвижение на некоторых видах транспорта (папа приехал на машине). Показывая куклу на полке, педагог обозначает детям, выделяя голосом предлог на: «Кукла сидит на полке» Затем предлагается ребенку сказать, какая еще игрушка лежит на полке.
Противоположное значение предлогу на имеет предлог под. Педагог сажает куклу под стол и поясняет:
«Кукла внизу, под столом, спряталась под стол» По просьбе взрослого дети кладут один предмет под другой и называют их местоположение. Педагог объясняет их действия, выделяя голосом пространственное направление и предлог: «Предметы, лежащие сверху, находятся на столе (на ящике), а предметы, лежащие снизу, - под сто- лом (под ящиком)».
Для уточнения значения наречия рядом и этого наречия с предлогом с педагог может поставить детей пара- ми и пояснить про каждую пару, поименно называя детей, что они стоят рядом (Витя стоит рядом с Катей). За- тем дается задание положить рядом круг и квадрат, большой круг рядом с маленьким квадратом и назвать ме- стоположение фигур.
В том же значении, что и наречие рядом, употребляется предлог у. Педагог просит встать всех рядом с ок- ном и, выделяя интонационно предлог, поясняет: «Вы стоите у окна». Затем дети упражняются в выполнении инструкций (встаньте у двери, сядьте у стола) и в определении своего местоположения (я стою у окна, я стою у зеркала). Инструкции могут усложняться, содержать несколько заданий. (иди вперед и остановись у двери).
Постепенно представления о местоположении предметов расширяются. Педагог подзывает двоих детей, ставит их друг за другом и объясняет: «Ваня стоит рядом с Костей, но при этом Костя стоит впереди Вани, пред ним. Затем строит детей в колонну по одному и дает задание: назвать (показать), кто стоит впереди (перед то- бой), после этого разбежаться и снова построиться в том же порядке.
Аналогично проводится работа по разъяснению значения предлога за.
Со временем детям станет интересно самостоятельно, вне контекста занятия, определять пространственные отношения, и вы увидите результаты своих трудов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.