Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области
«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование пространственных представлений в коррекционной работе с детьми, имеющими особенностями в развитии.
Составила:
Учитель-дефектолог Клюева С.В.
2024 г
Проблема формирования пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями очень актуальна т.к. адекватное восприятие свойств предметов и отношений между ними- важное условие познания окружающего мира.
Следует сказать также о его роли как составной части процесса социально-бытовой адаптации детей ( ориентировка в незнакомом помещении , на улице и т.д.)
Развитие пространственного ориентирования начинается с овладения схемы собственного тела .Сначала показывают, что у ребенка есть голова, шея, туловище, руки, ноги. Голова находится вверху, ноги- внизу ; впереди- лицо , грудь, живот ; сзади- спина, по бокам-бока.
Позже приходит осознание симметричности частей тела, выделение правой и левой руки, и соответственно, ног и других частей тела.
Овладение схемой собственного тела – основа , на которой развиваются все другие виды пространственной ориентировки.
К ним относятся умения:
- ориентироваться в направлениях пространства ( определять их двигаться произвольно в определенном направлении);
-определять пространственное положение предмета по отношению к себе ( впереди, сзади, сверху, внизу, справа, слева) и относительно друг друга;
- определять свое отношение относительно других предметов ( перед столом, за шкафом, слева от окна и т.д.
- ориентироваться на плоскости , в двухмерном пространстве ( на листе, бумаге, столе и т.д.)
Известно , что у человека нет специального пространственного анализатора. Анализаторы, которые участвуют в пространственной ориентировке, образуют сложный системный механизм , включающий взаимосвязи зрения , кинестезии ( ощущение себя в пространстве) и статико-динамических ощущений ( равновесие, ускорение).
При формировании пространственных представлений используют весь богатый арсенал внешних опор, маркеров ( « сено-солома»), которые заставляют ребенка убедиться в том, что существуют правая и левая стороны , верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка с помощью браслета, часов и т.д. Можно прикрепить значок у сердца . Теперь он знает , что « слева»-это « там, где значок». Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно, так же и с понятиями верх ( голова, бант, солнце), низ ( ноги, пол ,ботинки, трава)
Базовые упражнения на формирование пространственных представлений заключаются в том, что каждое из направлений связывается ( закрепляется) с определенным движением, например ; « вверх», «вперед», «назад»,»вправо» и «влево»- простой шаг или прыжок на двух ногах , шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз- приседания. Здесь же закрепляются понятия « дальше», « ближе». Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняются упражнения.
Выделяются группы пространственных представлений, легких и трудных для усвоения детьми.
Хорошо усваиваются пространственные представления : впереди, сзади, вверху, внизу , сбоку.
Почти все дети могут усваивать такие представления по образцу, но не могут назвать. А это значит, что обобщенного представления об отношении себя в пространстве нет. Ребенок может знать, что такое впереди себя, но не знает, что такое перед столом или перед другим человеком. Этот недостаток обусловлен слабым развитием речи, а так же особенностями мышления ( недоразвитием абстрагирования).
К числу трудных для понимания пространственных отношений относятся: справа, слева, над, под, напротив, между.
Для реализации вышесказанного должны подбираться игры и упражнения по каждому виду пространственной ориентировки. Причем, задача должна ставиться, прежде всего, в игровой занимательной форме.
Виды игр, рекомендованных для формирования пространственных представлений, представлены в приложении 1.
Перечень и содержание игр - в приложении 2
приложение 1
Виды игр, рекомендованных для формирования пространственных представлений.
Формирование представлений о схеме тела человек, животное. |
Симметричные стороны тела ( правая, левая) |
формирование направления в пространстве ( вверх, вниз, вправо, влево) |
развитие ориентировки в пространстве с точкой отсчета от себя (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева) |
развитие ориентировки в пространстве с точкой отсчета «от другого объекта» |
приложение 1
Перечень и содержание игр, рекомендованных для формирования пространственных представлений.
I Игры на формирование представления схемы тела человека, животного ( голова шея, ноги, руки, передние лапы, задние лапы) .
Игра «Покажи»
Цель: закрепление умения находить правую и левую руку у самого себя.
Ход игры. Среди детей выбирается ведущий, который располагается в центре круга и дает показывать правую или левую руку.
Игра «» Топ , топ, топ.»
Цель: закрепление находить правую и левую руку у самого себя.
Ход игры. Под четверостишие
«Правой ножкой топ, топ, топ( Дети топают правой ногой)
Левой ножкой топ, топ, топ,
Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп ( дети хлопают рукой об бедро)
Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.»
Игра «Положи мяч в корзину»
Цель: Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.
Оборудование: Корзина, мячи красного и зеленого цвета.
Ход игры: В центре комнаты ставится корзина, рядом кладутся мячи красного и зеленого цвета. Ребенок должен подойти к корзине и и правой рукой положить все мячи зеленого цвета в корзину ,затем вернуться обратно. Цвет мячей является сигналом, помогающим правильно определять правую или левую ( в зависимости от инструкции руку)
Игра «Наши ручки наши ножки»
( Дети сидят на стульях полукругом . Взрослый предлагает вытянуть руки и помахать ими, опустить на колени.)
Руки дружные, одна называется правая. Кто знает, где она? Вторая рука – левая. Поднимите ее. Помашите ей и опустите на колено. Правая рука на правой ноге. Потопаем правой ногой. Левая рука на левой ноге. Потопаем левой ногой. Правой рукой возьмите ушко-это правое ушко. Левой рукой возьмитесь за леве ушко. Правой рукой закройте правый глаз, левой- левый.
II Формирование представлений о правой- левой сторонах на себе.
Игра « Найди свое сердце»
Цель: Обучить детей ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.
Оборудование: Фломастеры красного и зеленого цвета.
Ход игры.
Ребенка просят определить , где у него сердце, давая возможность почувствовать биение своего сердца. Если ребенок не может самостоятельно определить левую руку и положить ее с левой стороны себе на грудь. Объяснить детям, что сердце у всех людей находится с левой стороны. Таким образом, ребенок определял сначала левую руку, на которой преподаватель красным фломастером рисует сердце, а затем правую руку , на которой изображается, например, зеленая звезда. Следовательно, цветовая картинка является зрительным подкреплением в процессе формирования умения различать правую и левую сторону у себя.. В дальнейшем будут использоваться лишь цветовые сигналы ( зеленый и красный) , которые будут ассоциироваться у детей с правым и левым направлением пространства.
III Игры на формирование и усвоение направление в пространстве ( вверх, вниз, вправо, влево)
Игра « Вверх-вниз».
Взрослый просит детей назвать направление , в котором он бросит мяч: вверх или вниз. Когда дети освоят игру, можно попросить детей по очереди бросать мяч.
Игра «Вперед-назад»
Дети становятся полукругом. Педагог говорит « вперед» - дети вытягивают руки вперед. Педагог говорит « назад» - дети вытягивают руки назад.
Игра «Бравые солдаты»
Дети выстраиваются на достаточном расстоянии друг от друга. Педагог дает команду : шаг вперед ( назад, вправо, влево), иногда спрашивает , как дети определили направление (где лицо, где грудь, правая и левая рука).
Игра « Мы топаем ногами».
Цель: Формировать у детей пространственные понятия « верх» и « низ».
Ход игры: Педагог читает стихотворные строчки, а дети выполняют названные движения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем вверх,
Мы руки опускаем вниз.
Мы руки подаем.
И вертимся кругом.
Игра «Волшебное зеркало»
Цель: Формировать представления о направлениях пространства «верх» , «низ», «впереди», «сзади» , в «стороны».
Ход игры: Дети стоят в кругу. Взрослый подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Всем нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Педагог произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением ( поднимает правую руку и т.д.) Тот , к кому он обращается, должен повторить и фразу и движение.
IV Игры на развитие ориентировки в пространстве с точкой отсчета от себя (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева)
Игра «Куда пойдешь, что найдешь»
Цель: учить ориентироваться в расположении предметов с точкой отсчета «от себя».
Ход игры: Педагог расставляет в разных местах комнаты игрушки. Называет одного ребенка и спрашивает у него : «Куда ты хочешь пойти?» Ребенок выбирает направление, называет его, а затем говорит, где он нашел игрушку.
V Игры на развитие ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от другого объекта»
Игра « Как мы здороваемся».
Цель: учить определять правую и левую руки у игрушки ( человека), расположенной напротив.
Оборудование: кукла , лента длиной 15-20 см.
Ход игры: Преподаватель приглашает в гости куклу Олю, предлагает детям с ней поздороваться.
-« Какой рукой нужно здороваться?» ( Правой.) Просит найти у себя правую руку, затем у куклы, расположенной напротив. Преподаватель учит производить поворот на 180° для нахождения правой и левой сторон у игрушки напротив: к себе спиной , найти правую ( левую ) руку и, держась за нее, повернуть к себе лицом. Для обеспечения большей наглядности можно повязать на левую руку бант, ленту. Важно подчеркнуть, что так определяются правая и левая руки или ноги только ппу людей и у игрушек, имеющих такое же строение.
6)Симметричные стороны тела ( правая, левая)
Оборудование : игрушка или макет клоуна.
Ход игры: Преподаватель показывает детям клоуна, которого зовут Кеша.
- Дети , к нам в гости из цирка пришел клоун. Посмотрите, какой у него необычный костюм. С одной стороны он красный, а с другой синий. Давайте с ним поздороваемся! Кеша забыл, где у него правая рука. Кто ему поможет!?
( Вызывается дети по одному.)
–А теперь покажите правую ногу! ( И т.д. –правую руку, левую ногу.)
- А теперь покажите всю правую сторону у клоуна.
-Покажите всю левую сторону у клоуна.
-Какого цвета костюм у клоуна с правой стороны?
-Какого цвета костюм у клоуна с левой стороны?
А что еще находится с правой стороны? ( Если дети не догадываются, то преподаватель показывает правый бок, ухо, глаз . То же –с левой стороны.)
Преподаватель делает выводы:
- Там где правая рука,- у нас правая сторона , где левая рука- левая сторона.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.