Формирование пространственных представлений в коррекционной работе с детьми , имеющими особенностями в развитии.
Оценка 4.8

Формирование пространственных представлений в коррекционной работе с детьми , имеющими особенностями в развитии.

Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
дефектология
3 кл—7 кл
01.04.2024
Формирование пространственных представлений в коррекционной работе с детьми , имеющими особенностями в развитии.
Рекомендации родителям , воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья
памятка №2.docx

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.

 

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Формирование пространственных представлений в коррекционной работе с детьми, имеющими особенностями в развитии.

 

 

 

 

 

 

Составила:

Учитель-дефектолог Клюева С.В.

2024 г

 

 

Проблема формирования пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями очень актуальна т.к. адекватное восприятие свойств предметов и отношений между ними- важное условие  познания окружающего мира.

Следует сказать также о его роли как составной части процесса социально-бытовой адаптации детей ( ориентировка в незнакомом помещении , на улице и т.д.)

Развитие пространственного ориентирования начинается с овладения схемы собственного тела .Сначала показывают, что у ребенка есть голова, шея, туловище, руки, ноги. Голова находится вверху, ноги- внизу ; впереди- лицо , грудь, живот ; сзади- спина, по бокам-бока.

              Позже приходит осознание симметричности частей тела, выделение правой и левой руки, и соответственно,  ног и других частей тела.

Овладение схемой собственного тела – основа , на которой развиваются все другие виды пространственной ориентировки.

К ним относятся умения:

- ориентироваться в направлениях пространства ( определять их двигаться произвольно в определенном направлении);

-определять пространственное положение предмета по отношению к себе          ( впереди, сзади, сверху, внизу, справа, слева) и относительно друг друга;

- определять свое отношение относительно других предметов ( перед столом, за шкафом, слева от окна и т.д.

- ориентироваться на плоскости , в двухмерном пространстве ( на листе, бумаге, столе и т.д.)

Известно , что у человека нет специального пространственного анализатора. Анализаторы, которые участвуют в пространственной ориентировке, образуют сложный системный механизм , включающий взаимосвязи зрения , кинестезии ( ощущение себя в пространстве) и статико-динамических ощущений                             ( равновесие, ускорение).

  При формировании пространственных представлений  используют весь богатый арсенал внешних опор, маркеров ( « сено-солома»), которые заставляют ребенка убедиться в том, что существуют правая и левая стороны , верх и низ, и это неизбежно и неизменно.

Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка с помощью браслета, часов и т.д. Можно прикрепить значок у сердца . Теперь он знает , что « слева»-это « там, где значок». Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно, так же и с понятиями верх ( голова, бант, солнце), низ ( ноги, пол ,ботинки, трава)

          Базовые упражнения на формирование пространственных представлений заключаются в том, что каждое из направлений связывается ( закрепляется) с определенным движением, например ; « вверх», «вперед», «назад»,»вправо» и «влево»- простой шаг или прыжок на двух ногах , шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз- приседания. Здесь же закрепляются понятия « дальше», « ближе». Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняются упражнения.

        Выделяются группы пространственных представлений, легких и трудных для усвоения детьми.

Хорошо усваиваются пространственные представления : впереди, сзади, вверху, внизу , сбоку.

Почти все дети могут усваивать такие  представления по образцу, но не могут назвать. А это значит, что обобщенного представления об отношении себя в пространстве нет. Ребенок может знать, что такое впереди себя, но не знает, что такое перед столом или перед другим человеком. Этот недостаток обусловлен слабым развитием речи, а так же особенностями мышления               ( недоразвитием абстрагирования).

К числу трудных для понимания пространственных отношений относятся: справа, слева, над, под, напротив, между.

         Для реализации вышесказанного должны подбираться игры и упражнения по каждому виду пространственной ориентировки. Причем, задача должна ставиться, прежде всего, в игровой занимательной форме.

Виды игр, рекомендованных для формирования пространственных  представлений,  представлены в приложении 1.

Перечень и содержание игр - в приложении 2

 

 

 

                                                                                                                приложение 1

Виды игр, рекомендованных для формирования пространственных  представлений.

 

Формирование представлений о схеме тела человек, животное.

Симметричные стороны тела     ( правая, левая)

формирование направления в пространстве    ( вверх, вниз, вправо, влево)

 развитие ориентировки в пространстве  с точкой отсчета от себя (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева)

развитие ориентировки в пространстве  с точкой отсчета «от другого объекта»

 

                                                                                                                 приложение 1

 

Перечень и содержание игр,  рекомендованных для формирования пространственных  представлений.

 

 

I  Игры на формирование представления схемы тела человека, животного  ( голова шея, ноги, руки, передние лапы, задние лапы) .

Игра «Покажи»

Цель:  закрепление  умения  находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры. Среди детей выбирается ведущий, который располагается в центре круга и дает показывать правую или левую руку.

 Игра «» Топ , топ, топ.»

Цель:  закрепление находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры. Под  четверостишие

«Правой ножкой топ, топ, топ( Дети топают правой ногой)

Левой ножкой топ, топ, топ,

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп ( дети хлопают рукой об бедро)

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.»

Игра «Положи мяч в корзину»

Цель: Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Оборудование: Корзина, мячи красного и зеленого цвета.

Ход игры: В центре комнаты ставится корзина, рядом кладутся мячи красного и зеленого цвета. Ребенок должен подойти к корзине и  и правой рукой положить все мячи зеленого цвета в корзину ,затем вернуться обратно. Цвет мячей является сигналом, помогающим правильно определять правую или левую ( в зависимости от инструкции руку)

 

Игра «Наши ручки наши ножки»

( Дети сидят на стульях полукругом .  Взрослый предлагает вытянуть руки  и помахать ими,  опустить на колени.)

Руки дружные, одна называется правая. Кто знает, где она? Вторая рука – левая. Поднимите ее. Помашите ей и опустите на колено. Правая рука на правой ноге. Потопаем правой ногой. Левая рука на левой ноге. Потопаем левой ногой. Правой рукой возьмите ушко-это правое ушко. Левой рукой возьмитесь за леве ушко. Правой рукой закройте правый глаз, левой- левый.

 II Формирование представлений о правой- левой сторонах на себе.

Игра « Найди свое сердце»

Цель: Обучить детей ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.

Оборудование: Фломастеры красного и зеленого цвета.

Ход игры.

Ребенка просят определить , где у него сердце, давая возможность почувствовать биение своего сердца. Если ребенок не может самостоятельно определить левую руку и положить ее с левой стороны себе на грудь. Объяснить детям, что сердце у всех людей находится с левой стороны. Таким образом, ребенок определял сначала левую руку, на которой преподаватель красным фломастером рисует сердце, а затем правую руку , на которой изображается, например, зеленая  звезда. Следовательно, цветовая картинка является зрительным  подкреплением  в процессе формирования умения различать правую и левую сторону у себя.. В дальнейшем будут использоваться лишь цветовые сигналы ( зеленый и красный) , которые будут ассоциироваться у детей с правым и левым направлением пространства.

 

 

III  Игры на формирование и усвоение направление в пространстве ( вверх, вниз, вправо, влево)

 

Игра « Вверх-вниз».

Взрослый  просит детей назвать направление , в котором он бросит мяч: вверх или вниз. Когда дети освоят игру, можно попросить детей  по очереди бросать мяч.

Игра «Вперед-назад»

Дети становятся полукругом. Педагог говорит « вперед» - дети вытягивают руки вперед. Педагог говорит « назад» - дети вытягивают руки назад.

Игра «Бравые солдаты»

Дети выстраиваются на достаточном расстоянии друг от друга. Педагог дает команду : шаг вперед ( назад, вправо, влево), иногда спрашивает , как дети определили направление (где лицо, где грудь, правая и левая рука).

Игра  « Мы топаем ногами».

Цель: Формировать у детей пространственные понятия « верх» и  « низ».

Ход игры: Педагог читает стихотворные строчки, а дети выполняют названные движения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем вверх,

Мы руки опускаем вниз.

Мы руки подаем.

И вертимся кругом.

 

Игра «Волшебное зеркало»

Цель:  Формировать представления о направлениях пространства «верх» , «низ», «впереди», «сзади» , в «стороны».

Ход игры: Дети стоят в кругу. Взрослый подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Всем нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Педагог произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением ( поднимает правую руку и т.д.) Тот , к кому он обращается, должен повторить и фразу и движение.

IV Игры на развитие ориентировки в пространстве  с точкой отсчета от себя (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева)

 

Игра «Куда пойдешь, что найдешь»

Цель:  учить ориентироваться в расположении предметов с точкой отсчета «от себя».

 

Ход игры: Педагог расставляет в разных местах комнаты игрушки. Называет одного ребенка и спрашивает у него : «Куда ты хочешь пойти?» Ребенок выбирает направление, называет его, а затем говорит, где он нашел игрушку.

Игры на развитие ориентировка в пространстве  с точкой отсчета «от другого объекта»

Игра « Как мы здороваемся».

Цель:  учить определять правую и левую руки у игрушки ( человека), расположенной напротив.

Оборудование: кукла , лента длиной 15-20 см.

Ход игры: Преподаватель приглашает в гости куклу Олю, предлагает детям с ней поздороваться.

-« Какой рукой нужно здороваться?» ( Правой.) Просит найти у себя правую руку, затем у куклы, расположенной напротив. Преподаватель  учит производить поворот на 180° для нахождения правой и левой сторон у игрушки напротив: к себе спиной , найти правую ( левую ) руку и, держась за нее, повернуть к себе лицом. Для обеспечения большей наглядности можно повязать на левую руку бант, ленту. Важно подчеркнуть, что так определяются правая и левая руки или ноги только ппу людей и у игрушек, имеющих такое же строение.

6)Симметричные стороны тела ( правая, левая)

Оборудование : игрушка или макет клоуна.

Ход игры: Преподаватель показывает  детям клоуна, которого зовут Кеша.

- Дети , к нам в гости из цирка пришел клоун. Посмотрите, какой у него необычный костюм. С одной стороны он красный, а с другой синий. Давайте с ним поздороваемся! Кеша забыл, где у него правая рука. Кто ему поможет!?

( Вызывается дети по одному.)

 –А теперь покажите правую ногу! ( И т.д. –правую руку, левую ногу.)

- А теперь покажите всю правую сторону у клоуна.

-Покажите всю левую сторону у клоуна.

-Какого цвета костюм у клоуна с правой стороны?

-Какого цвета костюм у клоуна с левой стороны?

 А что еще находится с правой стороны?  ( Если дети не догадываются, то преподаватель показывает правый бок, ухо, глаз . То же –с левой стороны.)

Преподаватель делает выводы:

- Там где правая рука,- у нас правая сторона , где левая рука- левая сторона.

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа

Проблема формирования пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями очень актуальна т

Проблема формирования пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями очень актуальна т

Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка с помощью браслета, часов и т

Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка с помощью браслета, часов и т

Виды игр, рекомендованных для формирования пространственных представлений

Виды игр, рекомендованных для формирования пространственных представлений

Ход игры: В центре комнаты ставится корзина, рядом кладутся мячи красного и зеленого цвета

Ход игры: В центре комнаты ставится корзина, рядом кладутся мячи красного и зеленого цвета

Взрослый просит детей назвать направление , в котором он бросит мяч: вверх или вниз

Взрослый просит детей назвать направление , в котором он бросит мяч: вверх или вниз

Цель: учить ориентироваться в расположении предметов с точкой отсчета «от себя»

Цель: учить ориентироваться в расположении предметов с точкой отсчета «от себя»

А что еще находится с правой стороны? (

А что еще находится с правой стороны? (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024