Департамент
образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«ЭССЕ – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира»
Автор:
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель-дефектолог
г. Томск, Томская область, РФ
rimoiseeva@list.ru
П/№ |
СОДЕРЖАНИЕ |
Стр. |
Введение………………………………………………………………………. |
3 |
|
Глава I |
Классики зарубежного искусства……………………………. |
4-6 |
|
1.1. Франциско Гойя……………………………………….. |
4 |
|
1.2. Людвиг ван Бетховен………………………………….. |
4-5 |
|
1.3. Рональд Уилсон Рейган……………………………….. |
5 |
|
1.4. Хе́лен А́дамс Ке́ллер…………………………………… |
5-6 |
Глава II |
Отечественные мыслители…………………………………… |
6 |
|
2.1. Константин Циолковский………………………………... |
6-7 |
|
2.2. Иван Карлович Арнольд…………………………………. |
7 |
|
2.3. Карп Авдеевич Микаэльян………………………………. |
8 |
Глава III |
Современная сурдопедагогика………………………………. |
8-9 |
Заключение……………………………………………………………………. |
10 |
|
Список используемых источников………………………………………….. |
10 |
ВВЕДЕНИЕ
Отечественные и зарубежные мыслители, учёные, педагоги внесли колоссальный вклад в мировую практику, а потому признаны лучшими. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. Необходимо вспомнить лучших советских и зарубежных мыслителей, учёных, актёров, педагогов, которые внесли огромный вклад в развитие образования.
Множество исторических личностей — как мужчин, так и женщин — были известны своими личными проблемами со слухом. В те далёкие времена медицина не имела возможности предложить слуховые аппараты, многие великие люди не получали соответствующего лечения, поэтому самостоятельно справлялись со своим недугом – нарушениями слуха.
Список известных исторических личностей, страдающих выше означенным недугом достаточен, более того, среди современных знаменитостей тоже есть люди с нарушениями слуха – от звёзд до современных активистов.
Без знания разработок, систем, трудов известных отечественных и мировых личностей, в том числе и личностей с особенностями развития слухового анализатора, современное общество не может продвигаться вперёд – в этом заключается его актуальность.
Каждый научно-педагогический работник, учитель, воспитатель использует те или иные методы и подходы в обучении и воспитании детей. Учащиеся с нарушениями слуха мало знают о выдающихся зарубежных педагогах и великих учёных России, их трудах. 32 Международная программа повышения квалификации содержит много источников информации, преимущественно в электронном виде, где представлены труды великих зарубежных учёных, российских естествоиспытателей. Международная программа повышения квалификации оказала помощь в ознакомлении с трудами великих учёных. В рамках индивидуально-дифференцированного подхода я передаю полученные знания обучающимся, имеющим проблемы в развитии слухового анализатора.
Глава I. Классики зарубежного искусства
1.1. Франсиско Гойя (30 марта 1746 – 16 апреля 1828)
Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес —
испанский живописец и график, один из первых и наиболее ярких художников эпохи
романтизма.
Франсиско Гойя страдал от нарушения слуха. Этот фактор привёл его к горечи, разочарованию, депрессии. «Слепые оторваны от предметов, глухие от людей» Э. Келлер. Гойя оглох, переболев некой таинственной болезнью, истинная причина которой осталась неизвестной, тем не менее, именно это вкупе с чувством одиночества сыграло особую роль в создании его самых нашумевших работ — серии «Мрачные картины». Гойя создавал мрачные, тревожные образы, которыми он расписал стены своего дома. Всю жизнь за свой талант и трудолюбие Франциско Гойя признан в высшем свете. Образование он получил поверхностное – Гойя всегда писал с ошибками, но постоянное стремление к знаниям и самосовершенствованию продолжалось до поздней старости. Гойя – это наглядный пример безграничного трудолюбия талантливого человека и личности.
1.2. Людвиг ван Бетховен (декабрь 1770 – 26 марта 1827)
Людвиг ван Бетховен –
один из величайших немецких композиторов всех времён. Будущий музыкальный гений
родился в Бонне в семье придворного музыканта. С самого детства его обучали
игре на различных инструментах: органе, скрипке, клавесине и флейте. В 1792 году Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену
и уже за первые несколько лет жизни в новом городе успел завоевать себе славу
пианиста-виртуоза. Именно в Вене музыкант написал свои самые выдающиеся
произведения: Лунную сонату, Патетическая сонату, несколько концертов и увертюр.
В 1796 году у композитора начались проблемы со слухом. Воспаление среднего и внутреннего уха вызвали «тиннитус». Этот звон в ушах мешал Людвигу воспринимать и оценивать не только музыку, но и обычную речь. Людвиг ван Бетховен своим творчеством и великими композициями доказал, что никакая тугоухость не может стать помехой для настоящего искусства!
Рональд Уилсон Рейган — американский государственный и
политический деятель, актёр, 40-й президент США от Республиканской партии.
Президент Гильдии киноактёров США. Рейган как политик известен своей
социально-экономической инициативой внедрения англосаксонской модели и рейганомикой.
Широко известно, что Рональд Рейган пользовался слуховым аппаратом. Снижение слуха постоянно прогрессировало, и президент был вынужден пользоваться сделанным специально для него слуховым аппаратом стоимостью в 1000 долларов. Тогда же получила широкую президентскую поддержку национальная программа по проблемам потери слуха. Осознание того, что президент носит слуховые аппараты, ослабило субъективную стигматизацию их ношения, и многие люди, страдающие нарушениями слуха, начали следовать его примеру.
1.4. Хе́лен А́дамс Ке́ллер (27 июня 1880 – 01 июня 1968)
Хелен
Адамс Келлер – американская писательница, лектор и политическая активистка.
Хелен появилась на свет здоровым ребёнком. К первому дню рождения она начала
ходить. У неё было превосходное зрение: она с легкостью находила булавки,
упавшие на пол. По словам Кейт Келлер, её дочь в возрасте шести месяцев была
способна произнести несколько слов. Она говорила домочадцам «чай, чай, чай» и
спрашивала: «Что ты делаешь?».
В возрасте 19 месяцев Хелен перенесла тяжёлое заболевание, которое педиатр классифицировал как «воспаление мозга». Современные доктора предполагают, что это была скарлатина, краснуха или менингит. Педиатр посчитал, что жизнь ребёнка находится в опасности, и был приятно удивлён, когда девочке удалось оправиться. Но счастье родителей продлилось недолго: после выздоровления Хелен полностью лишилась слуха и зрения. Позднее она подверглась логопедическому лечению, чтобы улучшить разборчивость и модуляцию речи, и использовала свой голос, чтобы высказать то, во что верила. Келлер выросла активисткой, не скрывающей своих убеждений. Она боролась за права женщин и трудящихся и выступала против милитаризма и военных действий. Свои книги писала она сама, освоив пять видов рельефной печати. Много ездила по миру, занимаясь проблемами людей с ОВЗ, активно боролась за вовлечение слепоглухонемых в активную жизнь общества.
Глава II. Отечественные мыслители
2.1. Константин Циолковский (18 сентября 1857 – 19 сентября 1935)
Константин
Эдуардович Циолковский — русский и советский учёный-самоучка,
основоположник современной космонавтики, разрабатывающий теоретические вопросы
космонавтики, занимался проблемами освоения космоса. Ни бедность, ни глухота,
ни изолированность от научного общества не помешали его стремлению к звёздам.
О своём рождении учёный писал: «Появился новый гражданин вселенной, Константин Циолковский». Это случилось 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. Циолковский рос непоседой: лазал по крышам домов и деревьям, прыгал с большой высоты. Родители называли его «птицей».
Когда Константин встретил своё одиннадцатилетие, сильно заболел скарлатиной, из-за осложнений почти полностью оглох. Он оказался отрезан от мира, постоянно получал насмешки, а свою жизнь считал «биографией калеки».
После болезни мальчик замкнулся и стал мастерить: он рисовал чертежи машин с крыльями и даже создал агрегат, который двигался за счёт силы пара.
В это время семья жила уже в Вятке. В школе Константин не преуспел в учёбе, поскольку не понимал учителей, а слышал только неясные звуки. Помочь ему никто не мог.
По истечении трёх лет он был отчислен из школы за неуспеваемость. Азы науки Константин осваивал самостоятельно, другими словами был самоучкой.
2.2. Иван Карлович Арнольд (25 сентября 1805 – 26 апреля 1891)
Иван Карлович Арнольд — педагог, основатель первого в Москве
училища для глухонемых, художник.
Иван Арнольд оглох, когда ему было всего три года. Едва научившись ходить, он неудачно упал. Сотрясение мозга и поражение слухового нерва привело к полной глухоте.
В 1811—1813 годах обучался в Петербургском училище для глухонемых. С 1816 года жил в Германии; до 1819 года учился в Берлинской Академии художеств и училище для глухонемых, затем, с 1819 по 1822 год находился в пансионе К. Ланга около Дрездена, а в 1822—1824 годах обучался в Дрезденской Академии художеств, которую окончил с серебряной медалью.
Затем в течение двух лет, решив посвятить свою жизнь глухонемым, изучал сурдопедагогику. С 1879 года по 1882 год И.К. Арнольд преподавал в приюте при училище глухонемых в Санкт-Петербурге. В 1882 году ушёл в отставку и переехал в Сестрорецк. Затем жил в Санкт-Петербурге.
2.3. Карп Авдеевич Микаэльян (14 апреля 1903 – 30 декабря 1985)
Карп Авдеевич Микаэльян — советский сурдопедагог. В 1926
году окончил факультет общественно-исторических наук Северокавказского университета,
в 1930 году окончил экономический факультет Московского института народного хозяйства
им Г. В. Плеханова. Продолжил обучение в аспирантуре Высшего педагогического
института прикладной экономики, но учёбу пришлось прекратить, в связи с
болезнью — на практике в Казахстане заболел энцефалитом и потерял слух. После
потери слуха К. А. Микаэльян поступил на курсы чтения с губ, где познакомился с
основоположником российской сурдопедагогики Ф.А. Рау К. А. Микаэльян сделал из
школы № 30 крупнейшую в стране школу- интернат для слабослышащих детей. Школа
имеет 2 четырёх этажных корпуса. В период существования школы в СССР в ней побывали
специалисты из 61 страны мира. В 1965 году по инициативе К.А. Микаэльяна на территории
школы-интерната № 30 был построен специальный детский сад для слабослышащих детей,
в котором с 3 летнего возраста велась работа по воспитанию слабослышащих
дошкольников.
Глава III. Современная сурдопедагогика
Современная сурдопедагогика предъявляет необходимость к качеству образования обучающихся с нарушениями слуха, поскольку данная необходимость напрямую определяют социальную успешность глухих и слабослышащих детей.
В современном обществе детей с нарушениями слуха воспринимают как более здоровых, чем детей с нарушениями зрения. Л.С. Выготский утверждал, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».
В исследованиях сурдопедагогов: Т.А. Зыковой, А.Г. Зикеева, Б.Д. Корсунской рассматривались основные проблемы речевого развития детей с теми или иными нарушениями слуха: овладении звукопроизношением, накоплении словарного запаса, формировании грамматического строя речи, ограничивающие возможности вербального общения.
Е.В. Пархалина и Е.Г. Речицкая рассматривали понимание ребёнком обращённой речи как один из важнейших критериев готовности ребёнка с нарушенной слуховой функцией к образовательному процессу и жизни в обществе слышащих людей.
Мои личные наблюдения указывают на демонстрацию некоторых обучающихся с нарушениями слуха достаточного уровня сформированности речевой коммуникации. Дети показывают активность вербального общения, проявляют в процессе речевого общения инициативу, относительно легко поддерживают беседу, ясно выражают мысли, при этом пользуются формами речевого этикета. Но, в основной массе, больше половины обучающихся не проявляют активность в общении, с большим трудом понимают обращённую к ним речь, не могут в полной мере излагать свои мысли, им не свойственен речевой этикет. В процессе общения глухие и слабослышащие дети в основном пользуются жестовой речью или дактилированием, поэтому, контакт основанный на продуктивной речевой деятельности затруднён, либо совершенно не возможен.
Специалисты в области сурдопедагогики: Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Л.В. Никулина подчёркивали значимость коммуникативных умений и навыков слабослышащих учащихся.
В ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» организую и провожу целенаправленную работу по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи (РСВ и ФПСР). Опираясь на методические рекомендации великих мыслителей, создаю оптимальные условия для совершенствования диалогической речи, расширяю возможности для повышения вербальной речи, разговорной речи детей с нарушениями слуха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, вышеизложенная информация позволяет положительно оценить коррекционно-педагогическую деятельность в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Я как современный педагог образовательной организации использую труды знаменитостей в своей педагогической деятельности. Разработки и методики отечественных и зарубежных мыслителей, известных деятелей педагогики помогают мне в этом. Проанализировав работу, хочу отметить, что труды великих личностей всегда будут иметь значимость и ценность в обучении и воспитании детей, в том числе и детей с особенностями в развитии слухового анализатора.
Список используемых источников:
1. Дёмина А.В. Особенности ведения диалога слабослышащим собеседником. // Тезисы Международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития». – М. 2008.
2. Научные труды научно-исследовательского центра педагогики и психологии. Выпуск 4. Под ред. П.И. Образцова и др. – Орёл. 2007.
3. http://rzdmed29.ru/about/articles/kak-obshchatsya-so-slaboslyshashchimi-pravila-i-etika/
4. https://www.extendiagnostics.ru/article/pravila-obsheniya-s-gluhim-chelovekom
5. https://audiale.ru/o-slukhe/stati/lyudvig-van-betkhoven-velikiy-kompozitor-nesmotrya-ni-na-chto/
6. http://www.arthistory.ru/goya.htm
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/
8. https://vladmedicina.ru/articles/person/2010-08-23-ronald-uilson-reygan.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.