«Формирование проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
Оценка 4.8

«Формирование проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»

Оценка 4.8
docx
13.12.2020
«Формирование  проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
Выступление на педагогическом совете.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53» общеразвивающего вида

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете

Тема: Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей дошкольного возраста  направление

 «Формирование  проявления  профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Выполнила:

                                                         Стороженко Т.Н., воспитатель

                                                                          высшей квалификационной категории

 

 

 

Барнаул, 2020

«Формирование  проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Цель ранней профориентации - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Одной из важнейших составляющих всестороннего развития ребёнка является его профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение - это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В дошкольном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению, как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов.

Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, формируется определённый элементарный опыт профессиональных действий, но самое главное, - игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т.д.). Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.

Нами широко используется "педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр". Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности.

Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В нашей группе мы организуем различные сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием играют в "Больницу", "Магазин", "Парикмахерскую", обыгрывая различные сюжеты. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы мы используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось воссоздать. Мы используем в работе по ранней профориентации виртуальные экскурсии, например, "Знакомство с с/х профессиями", "Путешествие в театр" и т. д., видео уроки Тетушки Совы, мультфильмы профориетационной направленности др.  Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует современная модель обучения на данном этапе образования.

Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используем следующие приемы:

1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;

2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.);

3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я, доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);

4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?»).

Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные  недочеты при ее подготовке.

Музыкально-театрализованная технология занимает особое место в ранней профориентации. Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду ориентирована на развитие взаимодействия детского сада с семьёй, открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителей. Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры, укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями. Для дошкольников музыкально-театрализованная деятельность – источник новых знаний о профессиях, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к труду, развивать трудолюбие и интерес к выбору профессии.

Работу по ранней профориентации можно проводить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности дошкольников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Лепка, аппликация, рисование - все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников - это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53» общеразвивающего вида

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53» общеразвивающего вида

Формирование проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»

Формирование проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»

Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение

Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение

Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используем следующие приемы: 1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть; 2) «сюрпризное» преподнесение…

Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используем следующие приемы: 1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть; 2) «сюрпризное» преподнесение…

Лепка, аппликация, рисование - все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы

Лепка, аппликация, рисование - все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2020