Сегодня я хотела бы поделиться с вами информацией о формировании метапредметных, предметных и личностных компетенций путем использования современных приемов и методов обучения.
В современном обществе образование играет ключевую роль в формировании компетентных и успешных граждан. Кроме того, с учетом быстро меняющегося мира и развития информационных технологий, необходимо постоянное обновление образовательных методик и подходов для эффективного формирования компетентностей учащихся.
Для достижения этой цели необходимо использовать современные приемы и методы обучения. Например, активное и проектное обучение позволяют развивать критическое мышление, самостоятельность и коммуникативные навыки учащихся, что способствует формированию метапредметных компетенций. Интерактивные технологии, такие как использование компьютерных программ, онлайн образовательных платформ и мультимедийных материалов, помогают в формировании предметных компетенций и позволяют учащимся погружаться в учебный материал более эффективно.
Помимо этого, важным является формирование личностных компетенций, таких как саморегуляция, мотивация к обучению и развитие эмоционального интеллекта. Для этого используются методы развития коммуникативных навыков, практика рефлексии и социальной адаптации.
Название метода |
Что включает в себя |
Что развивает |
Активное обучение |
Активные методы обучения, такие как дискуссии, групповые проекты, обучающие игры |
Критическое мышление, коммуникативные навыки и умение работать в коллективе |
Проектное обучение |
Проведение учебных проектов, кейс-уроков (STEAM) |
Самостоятельность, организованность, творческое мышление, финансовую грамотность |
Интерактивные технологии |
Онлайн-курсы, мультимедийные материалы |
Развитие компьютерной грамотности, цифровые навыки |
Дифференцированный подход |
Адаптацию учебного процесса к индивидуальным потребностям и способностям каждого ученика (индивидуальная работа, консультации) |
Предметные компетенции в наиболее эффективном режиме |
Личностные компетенции |
Работу над развитием социальных навыков, эмоционального интеллекта, передовые методы мотивации |
Саморегуляцию, умение работать в коллективе, управление эмоциями |
Формирование предметных компетенций, связанных с освоением определенных знаний, умений и навыков в конкретных предметах, может быть эффективно осуществлено с применением методов дифференцированного обучения, развития творческих способностей учащихся, использования интерактивных образовательных технологий.
Формирование личностных компетенций, таких как саморегуляция, самоорганизация, мотивация к обучению, эмоциональный интеллект, может быть достигнуто с помощью практики рефлексии, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и других методов, направленных на личностное развитие учащихся.
Творческие способности учащихся в рамках любых дисциплин можно развивать через ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач.
Основными целями ТРИЗ-образования являются:
1) развитие творческих способностей;
2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
3) формирование качеств творческой личности.
В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:
вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.
выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.
Таким образом, мы видим большие возможности ТРИЗ-технологии для формирования УУД. Рассмотрим приём данной технологии.
Да – нетка - универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет»
Пример: На уроке выполнялся синтаксический разбор предложения Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы: В этом слове два слога? (да) Это служебная часть речи? (нет) Это слово спрягается? (нет) и т.д.
Ориентируясь на ответы учителя, в конце концов учащиеся находят решение проблемы. Этот прием помогает формировать умение формулировать вопрос, умение анализировать информацию, осуществлять синтез.
Таким образом, использование современных приемов и методов обучения важно для формирования компетенций учащихся в современном мире. Оно позволяет создать благоприятные условия для разностороннего развития личности, успешной адаптации к современным условиям жизни и работы, а также наиболее полно раскрыть потенциал каждого обучающегося.
ССЫЛКА
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfiGZofNv_9L1yeqqkc0C-aDSVybpwfXrAN2DQkOQJDlEWGPQ/viewform?usp=sf_link
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.