Формирование речи у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Формирование речи у детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
docx
20.01.2022
Формирование речи у детей дошкольного возраста
Формирование речи у детей дошкольного возраста.docx

Формирование речи у детей дошкольного возраста

 

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с взрослым, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Отечественные исследователи отмечают, что в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов.

Ребенку в возрасте от 2 до 5-6 лет присуще особое «чувство языка», которое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях.

С возрастом усвоение ребенком словарного состава родного языка изменяется количественно и качественно.

В становлении лексико-семантической системы у детей дошкольного возраста в отечественной литературе выделены четыре этапа развития системной организации детского словаря. На первом этапе лексический запас ребенка представляет собой неупорядоченный набор отдельных слов. На втором, «ситуационном» этапе в сознании ребенка формируется некоторая система слов, относящиеся к одной ситуации. Третий этап характеризует объединение лексем в тематические группы. На четвертом этапе возникает синонимия, и системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых носителей языка.

 

На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово выступает для ребенка как компонент целой ситуации, которая включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе совместной деятельности с взрослым ребенок узнает и запоминает названия отдельных предметов, их свойств, качеств, действий.

 

Ребенок использует слово для названия ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общее функциональное назначение предметов.

 

По мере развития словарного запаса значение слова пояснение уточняется. Это связано с усвоением детьми новых слов, уточнением их значения и дифференцированным употреблением известных слов.

 

На этапе от 3 до 5 лет, нормально развивающийся ребенок, овладевает предметной отнесенностью слова. Слово становится для ребенка самостоятельным знаком. Усвоив предметные, конкретно отнесенные значения, ребенок овладевает логическими операциями.

 

По мере развития слово начинает обозначать отдельные признаки предмета или стороны явления. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

 

Таким образом, процесс развития словаря достаточно трудоемкий для ребенка.


 

Формирование речи у детей дошкольного возраста

Формирование речи у детей дошкольного возраста

На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга

На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2022