АТТЕСАЦИОННАЯ
РАБОТА
«Формирование регулятивных УУД у младших школьников
на уроках»
Выполнила:
Исаева Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гайнская СОШ»
Гайнского района
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………3 - 4
1. Сущность понятия регулятивных УУД, их виды………………….5-82.Способы диагностирования уровня развития регулятивных УУД у младших школьников…………………………………………………..9 -163. Формирование РУУД на разных этапах урока…………………..17- 184.Упражнения для формирования регулятивных УУД по предметам в начальной школе…………………………………………………………….….19 - 205.Анализ диагностических работ………………………………………21 Заключение…………………………………………………………….. 22 Приложения.,…………………………………………………………23 - 31 Список литературы………………………………………………….32
|
|
«Назначение человека — в разумной деятельности»
Аристотель
Введение.
Новые образовательные стандарты определили новую роль и для начальной школы. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Старое дидактическое правило «учить детей учиться» никогда не было так актуально, как сейчас.
Достижение данной цели становится достижимым благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться, ведь УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные действия;
4) познавательные
3
Цель работы: формирование и развитие регулятивных учебных действий младших школьников на уроках
Задачи:
· изучить литературу, содержащую информацию об УУД;
· раскрыть сущность и содержание регулятивных учебных действий;
· найти способы диагностирования уровня развития регулятивных УУД у младших школьников
· проанализировать этапы урока и показать возможный процесс формирования регулятивных учебных действий младших школьников на основе упражнений и заданий по предметам .
Объект - регулятивные универсальные учебные действия.
Предмет - формирование регулятивных УУД у младших школьников на уроках;
Гипотеза: целенаправленная работа по формированию регулятивных УУД на уроках в начальной школе позволить повысить эффективность организации учащимися своей учебной деятельности .
4
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности и вносят определенный вклад в оптимизацию собственной учебной деятельности учащегося. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Эти действия позволяют учащемуся не только рационально подходить к выполнению учебных заданий, полученных от учителя, но и организовывать собственное самообразование как в годы учебы в школе, так и после ее
окончания. Роль регулятивных действий возрастает при переходе учащегося из класса в класс. Это связано с тем, что, с одной стороны, от класса к классу растет объем содержания образования, которое он должен усвоить. С другой стороны, при взрослении меняется отношение учащегося к учебе и, в частности, к разным учебным дисциплинам, к их месту в его планах на будущее.
Постановка цели является начальным этапом деятельности. На конкретном уроке цель может выступать в виде цели-образа, непосредственно направляющей и регулирующей учебную деятельность на протяжении урока, и в виде цели-задания, регулирующей деятельность через конечный результат, который выступает в форме знания.
Важно научить самого школьника осознанному принятию и активной постановке цели. В ходе анализа нового материала, при проверке домашних заданий желательно вначале подводить школьников к пониманию цели учителя, затем к самостоятельной постановке собственных целей учащихся, 5
имеющих личностный смысл. Необходимо последовательно отрабатывать с ними постановку разных целей - гибких, перспективных, всё более трудных, но реально достижимых, соответствующих их возможностям. Параллельная работа по формированию приёмов целеобразования может осуществляться и в других сферах жизни ребёнка, где ему надо давать возможность не только ставить их самому, но и реально опробовать пути достижения цели для себя.
Целеполагание оказывает значительное влияние на развитие личности в целом. Это влияние обусловлено наличием определенных функций:
1. Ориентирующей (помогает правильно ориентироваться в системе знаний о потенциальных целях человеческой деятельности и в способах осуществления процесса целеполагания).
2. Смыслообразующей (обеспечивает возможность осознать и субъективно принять цель предстоящей деятельности).
3. Конструктивно-проективной (определяет характер, способы, последовательность, средства и другие характеристики действий, направленных на достижение целей в тех условиях, которые выделены самим субъектом).
4. Рефлексивно-оценочной (обуславливает необходимость выработки собственного отношения личности к деятельности и процессу целеполагания, связанному с ней, для осознания правильности постановки цели).
5. Регулятивной (обеспечивает влияние процесса целеполагаиия на способы регуляции деятельности и поведения, направленные на достижение цели).
Осуществление человеком любой деятельности всегда сопровождается осознаваемым или неосознаваемым самоконтролем, в ходе которого ее выполнение оценивается и, при необходимости, корректируется.
Оценка с общенаучных позиций трактуется как выражение отношения к предмету оценивания. Человек, приступающий к оценке, должен знать идеальный образец оцениваемого объекта и правила оценивания, по которым оцениваемый объект сравнивается определенным образом с идеальным образцом объекта. По результату сравнения выносится оценка, в которой подтверждается или не подтверждается соответствие оцениваемого объекта его идеальному образцу.
Оценку, отнесенную к самому себе, называют самооценкой. «Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков». Самооценка осуществляется в ходе мыслительной и практической деятельности человека. В ней в ходе анализа устанавливается соответствие или несоответствие оцениваемого объекта принятым образцам, эталонам. На ее основе обучаемый выбирает способы коррекции и совершенствует собственную деятельность. 6
Главное назначение самооценки заключается в обеспечении человеком регуляции собственной деятельности. С позиций рассматриваемой нами проблемы главными функциями самооценки для учащихся являются:
- констатирующая (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);
- мобилизационно-побудительная (я многое понял и усвоил, но вот с этим надо еще разобраться);
- проектировочная (чтобы основательно подготовиться к контрольной работе, надо еще обязательно повторить).
Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления ее результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
С понятиями оценка и самооценка тесно связаны понятия контроль и самоконтроль.
Контроль представляет собой основанную на знании эталонов (идеальных образцов) систему проверки: состояния каких-то объектов, процесса их изменения, результатов какого-то процесса. «Под педагогическим контролем понимается система проверки результатов обучения и воспитания» обучающихся. Контроль осуществляется не только по результатам педагогического процесса, но и за его ходом. Контроль за началом процесса овладения учащимися очередным элементом знания, за первоначальным этапом овладения умением предшествует контролю за результатом их усвоения. Педагогический контроль выполняет диагностическую, обучающую, воспитывающую и развивающую функции.
Самоконтроль, рассматриваемый как контроль, отнесенный к самому себе, к собственной деятельности, является необходимым компонентом, как деятельности учителя, так и деятельности учащихся.
Для того чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо не только осуществлять весь цикл деятельности, но и обращать особое внимание на отдельные его этапы. Самоконтроль имеет важное значение на всех этапах деятельности человека: на этапе разработки вариантов предстоящей деятельности, на этапе планирования деятельности, на этапе проверки процесса и результата решения учебной задачи, на этапе их оценки в соответствии с критериями, выбранными для конкретных условий, как структурный компонент любой учебной деятельности, включающий в себя умение человека проверять правильность или неправильность выполнения каждого шага собственной деятельности
- прогнозирования ее цели;
- трудностей, с которыми предстоит встретиться при ее достижении;
- планирования пути достижения цели;
- диагностирования правильности выполнения каждого ее этапа; 7
- оценивания достигнутого.
В структуре самоконтроля важным звеном является сличение, которое предполагает восприятие деятельности и установление степени ее совпадения с прогнозируемым эталоном, в результате чего происходит ее узнавание. Самоконтроль охватывает не всю деятельность в целом, а лишь ее контрольно-оценочные элементы.
Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно-оценочной самостоятельности школьников:
- Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, соблюдая преемственность в содержании, методах и формах контроля и оценки между этапами обучения.
- Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.
- Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.
- Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием по своему самоизменению и самосовершенствованию.
- Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.
- Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.
Таким образом, формирование действия контроля предполагает развитие не только умение соотносить объект контроля с образцом, но и умение самостоятельно выбирать или конструировать такие образцы - критерии успешности выполнения тех или иных действий, критерии достижения той или иной цели. Приемам действия контроля необходимо специально учить. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения.
8
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Критериями сформированности у учащегося произвольной
регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать
средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило,
инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по
заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и
возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый
временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Другими существенными показателями сформированности учебной деятельности в
начальной школе являются:
-понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
-форма выполнения учебных действий - материальная/ материализованная; речевая, умственная;
степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);
самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
различение способа и результата действий;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
адекватность и дифференцированность самооценки; 9
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха (А.К. Маркова, 1990). Предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.
Рассмотрим методики для мониторинга.
1)Корректурная проба (2- 4 класс)
Методика "Рисование по точкам".
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст: 6,5-8 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда: (Приложение 1)
Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)
Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.
Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание 10 на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".
По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей
неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.
Оценка выполнения задания.
Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче, прежде всего, устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.
Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).
Кроме того, начисляется по одному баллу за:
. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).
Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.
Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).
Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.
В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).
Интерпретация результатов:
-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. 11
-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.
2) Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст: 8- 10 лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Время работы - 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут».(Приложение 2)
3)Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;
Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.
Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). 12
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит ошибок.(Приложение 3)
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
0—2 — высший уровень внимания,
3—4 — средний уровень внимания,
более 5 — низкий уровень
4)Методика проверки действия «контроля»
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические действия - кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.
Возраст: 6,5-7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.
Описание задания: ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задания, не допуская ошибок и как можно быстрее.
Критерии оценивания: количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.
Уровни сформированности действия замещения:
- Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции.
Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.
.-Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно.
-Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительное.
13
3. Формирование РУУД на разных этапах урока
Тема урока: «Задача»
Тип урока : Освоение новых знаний.
Целевые установки на достижение результатов. Предметные.
Метапредметные :РУУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение .
Организационная структура ( сценарий урока).
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний .
3. Мотивация учебной деятельности.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (РУУД)
4.Самоопределение к деятельности. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (РУУД).Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (РУУД) .
5.Изучение нового материала.
Осуществлять поиск средств для выполнения учебной задачи; уметь находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме; уметь работать по коллективно составленному плану (РУУД).
6.Первичное закрепление.
Принимают и сохраняют учебную задачу(РУУД)
7.Физкультминутка. 14
8.Практическая деятельность.
Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения (РУУД)
9.Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности.
Оценивают собственную деятельность на уроке (РУУД)
10.Домашнее задание.
Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её выполнения(РУУД).
15
4. Упражнения для формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Каждому виду регулятивных УУД соответствует своё задание, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе для формирования УУД.
Виды регулятивных УУД |
Задания |
Целеполагания |
Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» |
Планирования |
«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» |
Осуществления учебных действий |
«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова, выделение двусложных и трехсложных слов, объяснение способа действия при делении слов на слоги, обозначение гласных звуков и сравнение своих результатов деления на слоги с обозначением гласных звуков (количество гласных с количеством слогов) |
1Прогнозирования
|
«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» |
Контроля и самоконтроля |
Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…» |
Коррекции |
«Установи правильный порядок предложений в тексте» |
Оценки |
«Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно…». Однако систематическая работа даёт свои результаты, и сейчас первыми звучат слова «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…» |
Саморегуляции |
«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три слушай и смотри! Три, два, раз — мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика. |
Примеры заданий, которые формируют регулятивные УУД.(Приложение 4)
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки 19 математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Таким образом, возможности формирования РУУД у младших школьников на уроках математики неоспоримы.
Несколько упражнений направленные на формирование регулятивных УУД у младших школьников . (Приложение 5)
Упражнения и задания на формирование РУУД на уроках чтения и окружающего мира. (приложение 6)
17
Анализ диагностических работ.
С целью выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля в моём в 3 и 4 классе проводила оценку регулятивного действия контроля. Для этого использовала методику «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой. Результаты проведения диагностики сведены в таблицу 1и 2.
Таблица 1
Обобщённые данные по методике «Проба на внимание» 3 кл
Уровни сформированности внимания |
Количество пропущенных ошибок |
Количество учеников |
% |
1.Высокий |
0—2 |
4 |
19 |
2. Средний |
3—4 |
10 |
48 |
3.Низкий |
Более 5 |
7 |
33 |
Таблица 2
Обобщённые данные по методике «Проба на внимание» 4 кл
Уровни сформированности внимания |
Количество пропущенных ошибок |
Количество учеников |
% |
1.Высокий |
0—2 |
6 |
26 |
2.Средний |
3—4 |
11 |
52 |
3.Низкий |
Более 5 |
4 |
19 |
Два раза в год проводятся диагностические работы по метапредметным и личностным результатам по Образовательной системе «Школа 2100». Авторы Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева.
Диагностические работы показывают небольшой рост регулятивных УУД за 3 года учёбы (Приложение7)
18
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности и вносят определенный вклад в оптимизацию собственной учебной деятельности учащегося. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
Различные задания и упражнения дают возможность развития всех видов регулятивных УУД. Систематическое использование таких видов, как преднамеренные ошибки; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; проблемная ситуация и др. позволит повысить эффективность формирования регулятивных УУД у младших школьников.
Регулятивные универсальные умения — «способность справляться с жизненными задачами; контролировать свое время и управлять им, планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; способность решать задачи; способность принимать решения и вести переговоры»- все то, что необходимо гражданину в современном обществе.
19
Приложение 1.
Приложение 2.
20
Приложение 3.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Приложение 4.
Задание 1. На доске словарные слова:
косм_с, к_манда, к_стрюля, л_пата, к_мпот
- Что вы можете сказать об этих словах? Какое слово лишнее? Почему? Напишите эти слова, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
- Подчеркните в своих работах те слова, которые, по вашему мнению, вы написалиправильно. В каких словах вы допустили ошибку? Где вы можете себя проверить?
При выполнении данного задания мы формируем такие виды регулятивных УУД, как осуществление учебных действий, коррекция, самоконтроль.
Задание 2. Подчеркни имена существительные. Проверь свою работу с образцом на доске
начинается, берёза, галка, две, воробей, три, на, ты, соловьиный, составили, в, лунная, а, убежал, мы, не, аккуратная, гуляю, вы, компьютер, хоккей, апрельский
При выполнении данного задания формируется умение контролировать результат работы с эталоном на доске.
Задание 3.«Преднамеренные ошибки»;
Найди в тексте слова с ошибками, Запиши их в тетрадь по законам русского языка. 21
В конце синтибря стояла чюдесная пагода. В субботу у друзей появилось прекрасная идея – схадить на лисноеозиро. Бирегаозира поросли тросником. Вокруг тешина – нехрустнетведка, несвиснет птица. Лучи сонца мягко освещялипрелеснуюокресность. Наступил позний вечер. Рибята развили кастёр. Как вкусна пичёная на углях картошка!
Задание 4.
Определи последовательность событий и составь рассказ.
- Может ли такая история случиться в жизни?
Задание 5.Прочитай рассказ. Определи последовательность событий ( поставь цифры в квадратики)
Однажды Митя решил покататься на лыжах в лесу. На одном дереве мальчик увидел рысь. Большая кошка точила свои острые когти. Митя спрятался за дерево и ждал, пока рысь не ушла.
22
- Каких животных можно встретить в лесах нашего края?
- Можно ли одному ходить в лес?
Задание 6. «Пропущенные слова»
Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.
Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Учебные дисциплины: русский язык.
На уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» – обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
23
Приложение 5.
1 задание.
Проведи прямую ОМ и отметь на ней точки А, В, С. Сколько образовалось лучей? Сколько отрезков? Назови их.
Прочитай план выполнения этого задания. Какой пункт плана пропущен? Дополни план.
1. Проведу прямую ОМ.
2. Отмечу точки А, В, С.
3. Сосчитаю лучи.
4. ________________________________
5. Сосчитаю отрезки.
6. Назову отрезки.
2 задание.
Вырази число 631. 803 в сотнях и единицах, в тысячах и единицах. Замени число суммой разрядных слагаемых.
Сколько заданий надо выполнить? Укажи цифрой._______
3 задание .Игра «Вопрос-ответ».
Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.
Возраст обучающихся: 8–10 лет.
Учебные дисциплины: математика.
Форма выполнения задания: фронтальная работа.
Материалы: карточки с вопросами и карточки с ответами.
Описание задания: каждый обучающийся получает несколько карточек с ответами, у учителя остаются карточки с вопросами. Учитель зачитывает вопрос, обучающиеся, у кого правильный ответ, его зачитывают. В этом задание можно оставить одного или двух обучающихся без карточек, они будут выступать экспертами, которые будут следить за правильностью ответа и оценивать ответ обучающихся. В дальнейшем это задание исключает присутствие учителя.
4 задание. «Измерение с помощью модели дециметра»
Цель - формировать умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.
На доске начерчен отрезок - 2 метра. Ученику предлагается измерить его длину с помощью модели дециметра. Данное задание вызывает затруднение, т.к. ребёнок постоянно сбивается, не может точно определить количество уложившихся мерок. Тогда предлагается измерить длину этого отрезка с помощью модели метра. Затем метровой линейкой устанавливается, что длина предложенной мерки 100 сантиметров. Далее учитель говорит, что для 24 измерения больших отрезков или предметов, например, ткань. используют мерку, которая называется метр. Учащиеся уже выяснили, что в одном метре сто сантиметров. Затем, укладывая в модель метра модель дециметра, выясняют, что в одном метре десять дециметров. Вопросы, которые целесообразно задавать в этой ситуации:
удобно ли измерять предложенный отрезок с помощью дециметра? Почему?
удобно ли измерять этот отрезок с помощью новой мерки?
сколько сантиметров в данной мерке? дециметров?
для чего служит эта мерка?
Приложение 6.
1) Составь распорядок дня Миши, используя слова для справок ( вырежи и приклей).
Слова для справок : зарядка, прогулка, утренняя гигиена, ужин, завтрак, обед, отдых, любимые игры, занятия в секции,
домашняя работа, полдник, сон.
Если хочешь, добавь свои слова.
время |
дела |
7.00 |
подъём |
|
|
|
|
|
|
8.15- 13.00 |
Учёба в школе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22.00 |
|
2)Прочитай. Выбери научный текст. Выдели его маркером. Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.
А) Ландыш – многолетнее травянистое растение из семейства лилейных с тонким корневищем. Листья ярко-зелёные, продолговатые, длиной до 20см и шириной до 8 см. Цветки ароматные, подвешены на дугообразно изогнутых цветоножках. 25
Б) В тенистых уголках парка среди двух крупных листьев растёт, изогнувшись дугой, хрупкий стебелёк с цветками, похожими на маленькие фарфоровые колокольчики. Это ландыш. В мае по приятному сильному запаху мы узнаём о его цветении.
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
Примерный план:
1.Многолетнее растение.
2. Листья.
3. Цветки.
3)Прочитай. Определи тип текста.
Острова
Остров – участок суши, со всех сторон окружённый водой.
Острова могут образовываться разными способами. Моря могут отделить участок суши от материка. Некоторые вулканы извергаются под водой, и на этом месте вырастает остров.
В жарком поясе на подводных вулканах селятся маленькие животные – кораллы. Каждый из них для защиты строит свой домик из извести. Животные умирают, а домики образуют коралловые постройки, которые называют рифами. Рифы с течением времени образуют остров, который часто имеет форму буквы «О» или «С».
-Придумай вопрос к каждой части. Задай его своему соседу. Перескажи текст, используя полученный план.
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
Примерный план:
1.Что такое остров?
2. Как образуются острова?
3. Как образуются рифы?
4) Прочитай текст из учебника по предмету «Окружающий мир».
Жесты и мимика
Во время разговора люди часто используют различную мимику и жесты. Жесты и мимика могут о многом рассказать. Понаблюдай за собеседниками. Ты увидишь, внимательно ли слушает один другого, нравится ли слушающему то, что ему говорят, или вызывает гнев, раздражение, страх, удивление.
Не все жесты приятны. Есть жесты, которых нужно избегать. Они показывают недоброжелательность человека, его грубость и нежелание понять собеседника.
А) Раздели текст на части. Укажи цифрой, сколько частей в тексте. ___26
Б) Определи, о чём говорится в каждой части текста.
В) Укажи цифрами порядок вопросов к частям текста.
______ Почему некоторых жестов нужно избегать?
______ Что такое мимика и жесты?
______ О чём могут рассказать мимика и жесты?
5) Как составить план текста? Используя слова для справок, назови действия в нужном порядке. Напиши.
1) __________________________________________
2) __________________________________________
3) __________________________________________
Слова для справок: озаглавить части, разделить текст на части, выделить главное в каждой части.
6) Прочитай инструкцию по проведению опыта.
Возьми 2 стакана с водой одинаковой температуры. Приготовь 2 вида соли: «Экстра», «Каменная». Попробуй растворить по 1 столовой ложке соли разного вида. Какая соль растворилась быстрее? В каком стакане раствор прозрачный? Какую соль лучше использовать для приготовления пищи?
Выдели маркером глаголы. Составь план проведения опыта: « Растворение соли в воде»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
7)Используя рисунок, составь и запиши порядок прохождения и переработки пищи в организме человека.
1._________________________________________
2._________________________________________
________________________________________
__________________________________________
3._________________________________________
__________________________________________
4.________________________________________
________________________________________
5._________________________________________
__________________________________________
6.________________________________________
27
Приложение 7.
Диагностика УУД учащихся 3 «в» класса, 2018-2019 учебный год.
|
Регулятивные Мах 22 |
% 1 чет. |
% 4 чет. |
Познавательные Мах 43 |
% 1 чет. |
% 4 чет |
Коммуникативные Мах 7 |
% 1 чет |
% 2 чет. |
|||
№ф. и. уч- ся |
1 чет. |
4 чет. |
|
|
1 чет. |
2 чет |
|
|
1 чет. |
2 чет. |
|
|
1. |
17 |
18 |
77 |
81 |
31 |
35 |
72 |
81 |
4 |
5 |
57 |
71 |
2. |
10 |
9 |
45 |
41 |
25 |
22 |
58 |
51 |
5 |
4 |
71 |
57 |
3. |
7 |
6 |
31 |
27 |
18 |
16 |
41 |
37 |
1 |
1 |
14 |
14 |
4. |
8 |
10 |
36 |
45 |
17 |
19 |
39 |
40 |
3 |
4 |
43 |
57 |
5. |
6 |
8 |
27 |
36 |
24 |
20 |
55 |
47 |
6 |
3 |
85 |
43 |
6. |
7 |
6 |
31 |
27 |
25 |
22 |
58 |
51 |
3 |
3 |
43 |
43 |
7. |
10 |
8 |
45 |
36 |
25 |
28 |
58 |
65 |
3 |
4 |
43 |
57 |
8. |
4 |
5 |
18 |
23 |
4 |
5 |
2 |
12 |
1 |
1 |
14 |
14 |
9. |
11 |
11 |
50 |
50 |
24 |
27 |
55 |
62 |
5 |
5 |
71 |
71 |
10. |
12 |
13 |
54 |
59 |
24 |
24 |
55 |
55 |
5 |
5 |
71 |
71 |
11. |
16 |
18 |
72 |
81 |
30 |
38 |
70 |
88 |
6 |
6 |
85 |
85 |
12. |
13 |
18 |
59 |
81 |
22 |
26 |
51 |
60 |
4 |
5 |
57 |
71 |
13. |
10 |
10 |
45 |
45 |
32 |
33 |
74 |
77 |
5 |
5 |
71 |
71 |
14. |
7 |
10 |
31 |
45 |
10 |
12 |
23 |
30 |
2 |
3 |
28 |
43 |
15. |
8 |
7 |
36 |
32 |
19 |
15 |
44 |
35 |
6 |
3 |
85 |
43 |
16. |
6 |
5 |
27 |
23 |
14 |
13 |
32 |
30 |
4 |
3 |
57 |
43 |
17. |
18 |
13 |
81 |
59 |
25 |
20 |
58 |
47 |
4 |
3 |
57 |
43 |
18. |
12 |
13 |
54 |
59 |
27 |
2 |
62 |
58 |
5 |
4 |
71 |
57 |
19. |
13 |
12 |
59 |
55 |
19 |
20 |
44 |
47 |
3 |
4 |
43 |
57 |
20. |
5 |
6 |
22 |
27 |
14 |
13 |
32 |
30 |
3 |
2 |
43 |
29 |
21. |
18 |
19 |
81 |
86 |
25 |
28 |
58 |
65 |
6 |
6 |
85 |
85 |
22. |
12 |
10 |
54 |
45 |
23 |
20 |
53 |
47 |
5 |
4 |
71 |
57 |
|
|
47 |
48 |
|
|
50 |
50 |
|
52 |
54 |
28
Список литературы:
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: "Просвещение" 2008. — 151 с.
2.Каранова В.В., Крайкина Ю.Н., Разгоняева Л.Ю. Диагностика и формирование универсальных учебных действий в начальной школе (методические рекомендации). Магадан, 2012. — 115 с.
3.Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования, М.: Просвещение, 2009. — 164 с.
4.Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся//Управление начальной школой. 2012. № 4.
5.Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. — 2010. — № 10. — С. 26—33.
29
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.