«Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в начальных классах».
Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок учащихся. Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учащихся.
Решение готовых, однородных примеров и задач одинаковыми приёмами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные математические преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством решённых задач и примеров приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
К сожалению, на формирование самоконтроля в школах обращают мало внимания, что особенно недопустимо в аспекте развивающего обучения, кроме того, эта тема недостаточно хорошо разработана в научной литературе. В связи с вышесказанным, я выбрала тему «Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в начальных классах». Так как работаю именно по этой системе.
Начало школьного обучения и воспитания ребёнка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в её организации, в новых обязанностях ребёнка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание - с приходом в школу ребёнок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания – науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощённой в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность.
Прежде всего считаю уместным дать определение деятельности вообще. «Деятельность – это практическое преобразование общественным человеком объективного мира. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму - в образ, который лежит в основе ориентировки человека в мире. Деятельность всегда включается в конкретные общественные отношения и определяется условиями материального и духовного общения, характерными для данного общества».
Итак, переход к школьному обучению знаменует собой коренное изменение содержания и процесса усвоения знаний. Усвоение принимает новую форму - форму учебной деятельности. Учебная деятельность с самой существенной стороны характеризует вполне определённый период психического развития ребёнка – период, относящийся к его младшему школьному возрасту.
Специфической потребностью и мотивом учебной деятельности человека является овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней. Предметным содержанием учебной деятельности выступают взаимосвязанные формы теоретического сознания людей ( научного, художественного, нравственного, правового). В основе создания людьми всех форм теоретического сознания лежит диалектическое мышление. Ещё одной характеристикой учебной деятельности является то, «что приобретаемый человеком опыт не открывается им в исследовательском процессе, а получается в готовом виде от других участников этой деятельности».
Понятие учебной деятельности , используемое В.В.Давыдовым и его сотрудниками , ограничивается ситуациями усвоения преимущественно обобщённых теоретических знаний и соответствующих им способов деятельности.
Приход в школу позволяет ребёнку выйти за пределы своего детского периода жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая предоставляет богатый материал для удовлетворения познавательных интересов ребёнка. Эти интересы выступают как психологические предпосылки возникновения у ребёнка потребности в усвоении теоретических знаний.
В самом начале школьной жизни у ребёнка ещё нет потребности в теоретических знаниях как психологической основе учебной деятельности. Эта потребность у ребёнка возникает в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующей учебной задачи.
Таким образом, знания, как содержание учебной деятельности, являются вместе с тем и её потребностью. Деятельность человека соотносится с определённой потребностью, а действия – с мотивами. В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит её кокретизация в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий, посредством которого реализуется учебная деятельность.
Д.Б.Эльконин считает учебную задачу основной единицей учебной деятельности. Он пишет: « Учебная задача состоит из основных взаимосвязанных структурных элементов: учебной цели и учебных действий.» По Давыдову «задача – это единство цели действий и условий её достижения».
Учебная деятельность направлена на решение учебной задачи. Существенной характеристикой учебной задачи служит овладение школьниками теоретически обобщённым способом решения некоторого класса конкретно – частных задач. «Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на обобщённый способ её разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».
Учебная деятельность в своей основе нацелена на то, чтобы школьники усваивали знания в процессе самостоятельного решения учебной задачи, которая позволяет им раскрыть условия происхождения этих знаний. Учебная задача решается школьниками путём выполнения определённых действий. Назову эти действия:
- преобразование условия задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Рассмотренные учебные действия все вместе направлены на то, чтобы при их выполнении школьники раскрывали условия происхождения усваиваемого ими понятия. Тем самым это понятие как бы строится самими школьниками, при систематически осуществляемом руководстве учителя.
Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Эльконин указывает, что «функция контроля состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций, входящих в состав его действий».
Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен общий способ данной учебной задачи, соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели.
Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствии требуемому задачей результату.
Знания человека находятся в единстве с его мыслительными действиями ( абстрагированием, обобщением и т.д.) Мышление школьников не тождественно мышлению учёных, деятелей искусства, теоретиков морали и права. Школьники не создают понятий образов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе учебной деятельности.
В процессе систематического выполнения школьниками учебной деятельности у них развивается теоретическое сознание и мышление. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и главной среди других видов деятельности, выполняемых детьми. У них формируется и развивается важное психологическое новообразование данного возраста – основа теоретического сознания и мышления, и связанные с ними психические способности ( рефлексии, анализа, планирования).
Развивающий характер учебной деятельности, как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте, связан с тем, что её содержанием являются теоретические знания.
Другим признаком развивающего обучения является его интенсивность. При развивающем обучении сдвиги в развитии личности более значительны.
Итак, « развивающее обучение – это такое обучение, при котором формы, методы, приёмы, средства преподавания направлены не только на усвоение знаний, умений, навыков, но и на интенсивное всестороннее развитие личности учащегося, овладение им способами добывания знаний, развитие его творческой активности».
В последние годы проблема самоконтроля всё больше становится предметом психологических исследований. По моему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершённых ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Но проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.
Эльконин даёт определение самоконтролю: « Контроль есть в конечном итоге действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с непосредственно данным его образцом».
В психолого- педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как свойство личности в широком смысле слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности человека (формой проявлении и развития самосознания, мышления, качеством ума, признаком его критичности, дисциплины).
Благодаря самоконтролю ребёнок окончательно овладевает определённым способом действия. Без специального формирования приёмов и навыков самоконтроля качество деятельности остаётся очень низким.
Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы её проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
Включённые в содержание самоконтроля контрольно – оценочная и регулировочная функции относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к её планированию.
К структурным элементам самоконтроля относятся:
1. Внимание к результатам своей работы, её условиям, приёмам.
2. Наблюдение за ходом работы по её показателям: скорости, точности применяемых приёмов и т.д.
3. Мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека.
4. Точна и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении.
Таким образом, одним из элементов самоконтроля является усовершенствование исполнителем своей деятельности, участие его в решении творческих заданий.
Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах её выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществлённого регулирования.
Изменения самоконтроля проявляются и в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий.
Выделяют несколько видов самоконтроля. В учебной деятельности преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися.Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно. Мы сами учим детей именно такому контролю.
Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведённых действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый. Он обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.
Ещё более сложной формой контроля является предваряющий ( прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты ещё не осуществлённого действия. Учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования.
Существует также классификация самоконтроля по формам организации работы учащихся. Согласно этой классификации самоконтроль делится на фронтальную, индивидуальную и взаимную проверки.
В структуре самоконтроля можно выделить следующие звенья:
- уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения;
- сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;
- оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин;
- коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана её выполнения, внесение усовершенствований.
Самоконтроль – это компонент учебной деятельности. Учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Её формирование выступает важнейшей задачей обучения – задачей не менее важной, чем усвоение знаний, умений и навыков.
Очень важным приёмом обучения младшего школьника самоконтролю является применение коллективных проверок в сочетании с контролем педагога, т.к. в первую очередь школьника нужно научить находить ошибки у другого человека (контроль). Со временем ученик начнёт переносить полученные умения на собственную деятельность (самоконтроль). Формирование контроля идёт от контроля за действиями других к самоконтролю.
Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем педагога и самоконтролем учащихся. Применение их имеет ряд преимуществ при обучении самоконтролю: положение контролёров обязывает учащихся лучше готовиться к знаниям, чтобы иметь возможность указать товарищу на допущенные им ошибки и установить их причины; коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его сигнальные признаки и более углублённо их усвоить; разбирая разные способы сличения с образцом выполняемой работы, учащиеся отбирают те из них, которые наиболее целесообразны в данных условиях. Благодаря этому достигается большая точность сличения; коллективный анализ позволяет более полно выявить допущенные ошибки и установить их причины; в ходе коллективного поиска выявляются наиболее целесообразные способы исправления ошибок и внесения усовершенствований в выполняемую работу. Благодаря применению коллективных форм контроля учащиеся быстрее и лучше овладевают всеми звеньями индивидуального самоконтроля.
Следует отметить, что системой Эльконина и Давыдова предусмотрено, что дети должны постоянно объяснять, обосновывать , доказывать свои ответы и действия. К этому их приучаем. Начиная с первого класса, что способствует формированию навыка самоконтроля. Дети с самого начала приучаются следить за правильностью и логичностью действий других, а также критически относиться к своим собственным действиям.
Формирование навыка самоконтроля при изучении математики по системе Эльконина и Давыдова возможно. Этому способствует обучение детей методам и приёмам проведения самоконтроля, а также применение различных, специально подобранных заданий. Работа над формированием навыка самоконтроля должна быть систематической.
Заключение.
Таким образом, целью было выявление путей формирования самоконтроля .Проанализировав психолого – педагогическую и методическую литературу, проведя наблюдение за детьми, я пришла к выводу, что гипотеза подтверждается. Эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приёмов как беседа; фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания; решение и составление взаимообратных задач; решение задач разными способами и решение специально подобранных заданий. Поэтому обучение самоконтролю должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формировании знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным. Безошибочным. Кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе изучения математики в школе, пригодится в последствии их трудовой деятельности и в научном творчестве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.