"Формирование самооценки и самоконтроля"
Оценка 4.6

"Формирование самооценки и самоконтроля"

Оценка 4.6
docx
24.04.2020
"Формирование самооценки и самоконтроля"
Формир. самооценки и самоконтроля.docx

Устюгова Людмила Ивановна

МАОУ СОШ №21  г. Кунгур

 

 

Формирование самооценки и самоконтроля у учащихся в учебной деятельности.

 

 

 «Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». (Г.А.Цукерман).

По новым ФГОСам к основным результатам начального общего образования относится   сформированность  универсальных УУД,  обеспечивающих умение учиться. УУД (общеучебные умения) – самое главное, что остаётся после школы. Современное обучение предполагает создание условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом. Сегодня важно научить ребенка  организовывать свою деятельность, а именно формировать  у учащихся умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, т. е. формировать регулятивные действия.

В традиционных подходах из целостной структуры учебной работы чаще всего выпадают контроль и оценка со стороны ребёнка. Эта деятельность присваивается учителю, а ученик  самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать себя. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.

Контроль и оценка – неотъемлемые компоненты учебной деятельности.

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности; уметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного «Я».

Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – научить детей  адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

И наша задача - помочь ученикам в этом.

Самооценка начинается там, где ребёнок сам  участвует в производстве оценки – в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Например, уже в 1 классе  я вместе с ребятами выбираю те критерии, по которым они могут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания букв, их соединение с другими буквами в словах, написание цифр, выполнение отдельных видов работ: деление слов на слоги, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков и др. или чтение целыми словами, выразительное чтение и др..

В 4 классе учащиеся уже сами составляют критерии оценивания. (по лит. чтению –пересказ текста, чтение наизусть, написание сочинений, и др.)

Для каждого класса составлен алгоритм самооценивания:

Алгоритм самооценивания. 1 класс.
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Алгоритм самооценивания. 2 класс.
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания (задачи)?
Алгоритм самооценивания. 3 класс.
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания (задачи)?
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Алгоритм самооценивания. 4 класс

1.      Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что …

  1. Наиболее трудным мне показалось …
  2. Я думаю, это потому, что …
  3. Самым интересным было …
  4. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее …
  5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее …
  6. Я бы хотел попросить своего учителя …

Работая по данной проблеме, опираюсь на принципы, разработанные Г.А. Цукерман:

-   самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке

- оцениваться должны только достижения учащихся. (Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся, различные у всех).

- содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

На уроках использую разные приемы для  формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Оценочные шкалы. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа.

Шкалы, как инструмент оценки, хорошо «работают» в 1 – 2 классах, а в 3 – 4 классах ребята требуют иную форму оценивания своих работ. Поэтому наравне со шкалами мы вводим и баллы. Это может быть разное количество баллов.
         Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.

Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, ученики проверяют по образцу. (по математике решают самостоятельно примеры, а затем сверяют ответы)

Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Игра «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

Взаимопроверка. Взаимооценка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.

Коллективное оценивание.

              Повторное чтение или «Спринт». Учитель даёт детям определённое время, например 2 мин. В течение которого они будут читать текст. Когда учитель говорит «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков. (Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабочитающие дети будут видеть собственный рост).

             Работа с моделями, схемами.

 

*- Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

 

Широко использую технологию применения карточек-смайликов.

Технология применения карточек-смайлов проста:

У каждого ребёнка находится набор из трёх карточек.

Использовать которые удобно в разных учебных ситуациях:

-С каким настроением вы пришли на урок? Сложным ли оказалось задание? Всё ли получилось в выполнении задания? Оцените работу в группе. Оцените работу своей пары. Как, по-вашему, прошёл урок?...

При решении проблемных ситуаций на уроке:

Например, при изучении в 1 классе темы «Знакомство с ь» по обучению грамоте в начале урока  детям было предложено самостоятельно составить схему к слову «пеньки». Часть детей засомневались и подняли карточки синего цвета - «грустный смайлик» - «ничего не получилось». После коллективного  звуко-буквенного разбора слова, дети пришли к выводу,что «ь» не имеет звука. В конце урока было дано задание аналогичное первому. Все дети оценили свою работу карточкой «всё получилось» -радостный смайлик.

Работа с карточками –смайликами ведётся систематически и планомерно. Использование перечисленных приемов  по формированию самооценки и самоконтроля в учебной деятельности  являются  эффективными и   отражаются в том, что первоклассники могут:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках с помощью учителя

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6.  Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценивать свое  задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении, задание не получилось.

8. К концу третьей четверти большинство детей  вполне способны оценить объективно свою работу на уроке, работу в паре.

 

Через самооценочный  «фильтр» ребёнок процеживает все воздействия  внешнего мира, отбирая те, которые соответствуют его представлениям о себе и своих возможностях в этом мире. Поэтому  детская самооценка должна развиваться благополучно, с каждым разом становиться всё более реалистичной, устойчивой, самокритичной.

Если учитель будет  целенаправленно формировать действие самооценки и самоконтроля, то ребёнок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность  преодолевать. Ученик сумеет чётко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

И наша задача - помочь ученикам в этом.

 

трудом А.Б.Воронцова «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности»,


 

Устюгова Людмила Ивановна МАОУ

Устюгова Людмила Ивановна МАОУ

Алгоритм самооценивания. 2 класс

Алгоритм самооценивания. 2 класс

Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения

Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения

Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении, задание не получилось

Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении, задание не получилось
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020