ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.6
Лекции
docx
преподавание
1 кл—4 кл
26.02.2021
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Самостоятельная работа - это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время, без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности.
3.docx

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБОУ Новомеловатская СОШ

учитель начальных классов, ВКК

Каплина Любовь Павловна

 

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию самостоятельности является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект (ученик) хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.

Действенным средством при развитии самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность. Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе самостоятельность, как одно из главных качеств личности.

Особая роль в формировании творческой, самостоятельной личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, отводится трудовой деятельности. Чтобы уроки трудового обучения способствовали развитию трудовой активности младших школьников, необходимо при выборе методов обучения ориентироваться на те, которые стимулируют познавательную и активную деятельность детей, расширяют кругозор, способствуют развитию самостоятельности и содействуют развитию творческой личности. Такими методами являются проблемно - поисковые, частично-поисковые, проблемные, исследовательские. Они в совокупности с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами способствуют качественному усовершенствованию трудовых процессов при выполнении учебных заданий. Воспитание самостоятельности - один из ведущих факторов развития детского творчества, поскольку творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Общеизвестно, что основное препятствие в организации творческой деятельности на уроках трудового обучения - низкий уровень самостоятельности учащихся. Следует создавать условия, позволяющие школьникам самостоятельно выполнять и искать пути реализации творческих заданий. В процессе решения поставленных задач у младших школьников формируется умение анализировать условие и на основе этого строить свою практическую деятельность, создавать и воплощать интересные замыслы.

Особое значение в формировании творческой самостоятельной активности младшего школьника играет прикладная деятельность, характеризующаяся свободой реализации замыслов через использование разнообразных материалов, технологий в создании оригинальных изделий. Художественно - конструкторская деятельность позволяет расширить представления ребенка об окружающей действительности, обогатить его жизненный опыт, ориентирует на преобразующее отношение к миру. Системный подход в освоении детьми художественно-конструкторской деятельности дает им возможность накопить эстетический, технологический, социальный, трудовой опыт, тем самым обеспечивает развитие творческой активности ребенка на самом высоком уровне. У ребенка младшего школьного возраста происходит формирование эмоциональной и мотивационно-ценностных сфер личности, для которых характерны познавательная активность, любознательность, потребность в принятии самостоятельных решений и их практической реализации. В детском творчестве различают два типа конструирования: техническое и художественное, которые дают возможность детям выразить свое отношение к изображаемому объекту, проявить свою фантазию и тем самым самостоятельность. Усвоение данного комплекса знаний формирует чувство стиля, эстетического отношения к миру вещей, особую манеру мышления. Такой вид мышления называется продуктивным. Продуктивность мышления обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, т.е. успешность выполнения учебной деятельности. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения.

Домашняя учебная работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Значение домашней учебной работы, особенно в начальных классах, состоит в следующем. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Н.К. Крупская в статье «Методика задавания уроков на дом» писала: «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками».

Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Самостоятельная работа - это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время, без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности. Познавательная же самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную учебно-познавательную деятельность и, прежде всего, при выполнении самостоятельных работ. Такие работы не только формируют изучаемое качество, но и показывают насколько оно сформировано у ребенка, как он может справиться с данной работой. Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и тому подобное - это самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности.

Основы методики воспитательной работы с младшими школьниками предполагают разумное сочетание педагогического руководства, активности учащихся в их самостоятельной деятельности, учет возрастных особенностей периода, знание внутреннего мира ребенка и тех изменений, которые в нем происходят под влиянием внешних воздействий. В силу этого в длительном и сложном процессе целостного становления качества мы выделяем несколько этапов, каждый из которых направлен на формирование определенных признаков самостоятельности, отличается системой дел и мерой педагогического руководства.

Литература

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

2. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А.Данилов. - М.: Просвещение, 1978.

3. Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной. – М.: изд-во МГУ, 1972. – 262 с.

4. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для классных руководителей / И.Ф.Харламов. - М.: Просвещение, 1983. - С. 15.


 

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе решения поставленных задач у младших школьников формируется умение анализировать условие и на основе этого строить свою практическую деятельность, создавать и воплощать интересные замыслы

В процессе решения поставленных задач у младших школьников формируется умение анализировать условие и на основе этого строить свою практическую деятельность, создавать и воплощать интересные замыслы

Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение

Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021