Формирование системы читательских умений
Выступление подготовила: Березкина Л. В.
Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное,произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.
Рассмотрим частные читательские умения.
1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языка послужит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста. Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.
3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования». Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление о том, что, изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию жизни.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.
Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.
В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.
Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Научить читать детей, конечно же, трудно, но еще труднее научить их полюбить чтение. Вначале детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и проще и интереснее. Поэтому необходимо формировать интерес к обучению чтению у младших школьников. Если мы хотим, чтобы шедевры литературы несли бы радость прикосновения к чуду, мы должны пробуждать в ребёнке эмоциональный резонанс на прочитанное, помогать ему в художественном образе искать и находить созвучие собственной душе; обогащать его жизненный опыт; содействовать читательской самооценке и откровению.
Целью педагогической деятельности является повышение интереса к чтению через использование современных подходов к обучению.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
· создать условия, направленные на формирование интереса к чтению, на развитие читательских умений и навыков младших школьников; содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса учащихся.
· развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге; создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся.
· внедрить в педагогическую практику такую организацию учебного процесса, которая способствовала бы формированию интереса к чтению младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства формирования интереса к чтению у младших школьников.
Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. Годы работы убедили, что чем лучше человек владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Поэтому одной из главных задач на уроке мы видим в том, чтобы ребенок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы.
Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятиминутку» включаем упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.
Приведем примеры данных упражнений:
1. Многократное прочтение, возвращение к прочитанному каждый раз для выполнения нового задания.
2. Молния:
чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния».
3. Чтение «Слоговичков».
С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.
4. Упражнение над артикуляцией:
1. Чтение чистоговорок
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Чи-чи-чи – у дома кирпичи.
Ща-ща-ща – папа нам поймал леща.
Ца-ца-ца – карета у крыльца.
2. Скороговорки
Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.
3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп)
Значительное место на уроках литературного чтения в работе по формированию читательских умений и навыков в начальных классах занимают тексты. Начиная со второго класса, работа с текстом предполагает различные направления, причем на одном уроке можно использовать все направления сразу (если класс с высокой мотивационной учебной деятельностью), можно использовать выборочно направления, меняя и повторяя их на каждом уроке. Эти виды работы с текстом развивают и активизируют у учащихся познавательную и творческую деятельность, дисциплинируют, заставляют работать на уроке всех учащихся без исключения, формируют интерес к чтению.
Приведем пример направлений работы с текстом:
1. Чтение всего текста сильными учениками.
2. Чтение учащимися нового текста, заранее подготовленного.
3. Чтение цепочкой по предложениям, по абзацам.
4. Чтение вполголоса.
5. Нахождение отрывка к рисунку.
6. Нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы.
7. Чтение самого интересного отрывка.
8. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.
9. Нахождение предложений, которые стали поговорками.
10. Чтение по ролям.
11. Нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением, восхищением, строго, ласково, с гордостью, сочувственно и т. д.
12. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
13. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
14. Нахождение самого длинного (короткого, красивого, интересного, непонятного и т.п.) слова.
15. Чтение, пометка непонятных слов.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность.
Упражнения для развития осознанного чтения.
Первая группа - логические упражнения:
5. Путем перестановки букв составь слово.
Вторая группа – игры по составлению слов со словами:
1. Найди слово в слове.
2. Подбери пару.
3. Закончи предложение.
4. Шарады.
5. Ребусы.
6. Загадки.
7. Найди животное среди строк.
8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы Л.
Третья группа – работа с деформированными текстами, незаконченными рассказами:
1. Составь текст.
2. Закончи рассказ.
3. Составь предложения к теме урока.
Четвертая группа – работа с текстом по учебнику:
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы по карточкам.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
3. Определи, сколько частей в тексте, есть ли здесь вступление, заключение.
4. Работа над заголовком.
5. Выборочное чтение.
6. Составление плана.
Упражнения для формирования правильности чтения.
Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Найди, что изменилось.
2. Опиши предмет.
3. Чудесные превращения.
4. Работа со скороговорками и др.
Вторая группа – упражнения со словами:
1. Подбор слов, различающихся одной буквой.
2. Чтение слов, в написании которых использованы одинаковые буквы.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
4. Чтение перевертышей.
5. «Сквозная буква»
6.
Упражнения для развития беглого чтения.
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.
Для быстрого чтения необходимо иметь хорошее периферическое зрение. Значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 секунд. А также используем работу с буквенными таблицами и трафаретами, со словарными блоками.
Вторая группа – упражнения для активизации органов речи: артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки, различные виды чтения.
Упражнения для развития выразительности чтения:
4. Упражнения для дикции.
5.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Поэтому с первого дня прихода маленьких учеников в школу, начиная с первого класса, мы стараемся строить уроки обучения грамоте, а затем и уроки литературного чтения так, чтобы дети в совершенстве овладевали всеми качествами чтения и при этом не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить.
При проведении уроков и внеклассных мероприятий используется стратегия и тактика продуктивного взаимодействия, которая представляет собой совместную деятельность, сотрудничество.
Для формирования интереса к чтению и изучению литературы используем разнообразные формы уроков:
Задание № 1:
1.Какое настроение создаёт это стихотворение?
2. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор передает своё отношение к этой поре года. Подберитек этим словам синонимы.
3. Найди в стихотворении то место, где о природе поэт говорит, как о живом существе (прием олицетворения).
Задание № 2:
Словесное рисование.
Задание № 3:
Составить план пересказа;озаглавитьчасти рассказа.
Задание № 4:
1. Проследите, за тем как взаимодействуют с друг-другом герои произведения, укажите стрелочками.
2. Как по-вашему мнению автор относится к своим героям, если положительно поставьте(+), если отрицательно (-).
Задание № 5:
Опишите в одном- двух предложениях,авторскую позицию, его отношение к жизненной ситуациив данном рассказе.
Задание № 6:
Опишите в одном- двух предложениях, в чем заключается идея рассказа, принимаете ли вы авторскую позицию, одобряетеили осуждаете героевпроизведения.
Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребенка читать, необходимо сформировать навык чтения вслух и молча, правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.