Формирование системы духовно-нравственных цен-ностей у детей дошкольного возраста в процессе реа-лизации программы «Истоки» и «Воспитание на соци-окультурном опыте»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Иконка файла материала Формирование системы духовно-нравственных ценностей.doc

Формирование системы духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

 

«Личность не может быть абсолютирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте и, в конечном итоге, в обращении к Богу.»

                           В.В.Зеньковский

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

В основу содержания программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования положена система категорий и ценностей, представленных в действующей программе по учебному курсу «Истоки» для начальной школы (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин). Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Истоках выстроена на основе системы активных форм обучения и воспитания.

Основная цель программы в дошкольный период заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

«Истоки» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рас считаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.

По курсу пропедевтики «Истоки» разработан следующий инструментарий:

* Программа для дошкольного образования.

* Планы итоговых занятий с детьми 3—7 лет.

* Комментарии и пояснительная записка к программе.

* Методическое пособие «Активные формы обучения».

* Система активных занятий с родителями и методические рекомендации к их использованию.

* Комплект книг для развития детей 3—4, 4—5, 5—6 и 6—7 лет.

* Методические рекомендации к книгам для развития.

Уточненный вариант программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования опубликован в четвертом издании 5 тома научно-методического сборника «Истоковедение» (— М.: Истоки, 2009).

Отбор духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществлен с учетом физических и психических особенностей дошкольников. Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования основывается на культурно-исторической теории Л.С. Выготского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком-дошкольником.

Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

«Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, <...> прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится» (В.В. Зеньковский). Поэтому и духовно-нравственное развитие наиболее эффективно осуществляется в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт.

Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования предусматривает освоение детьми и их родителями той же системы ценностей, что и программа для начальной школы. Но в дошкольном образовании следует отметить существенную особенность их освоения.

У современных педагогов возникают вопросы: какую систему ценностей мы должны заложить за период дошкольного детства? что является ядром духовно-нравственного становления личности? когда следует начинать ее целенаправленное формирование? каковы ценности и ценностные ориентации, адекватные перспективному развитию общества и человека в обществе? какие ценности должны формироваться системой образования? на кого возлагается ответственность за это? какие программы, методики, технологии, методы следует использовать?

Попытаемся ответить на эти вопросы с позиции программы «Социокультурные истоки». Данная программа позволяет перевести категории учебного предмета «Истоки» в практическую плоскость. Ее осуществлении способствует возрождению первоначального контекста ценностей Истоков и предусматривает активное использование потенциала семьи.

Задача духовно-нравственного развития, освоения социокультурных категорий и ценностей не может быть решена путем простого транслирования содержания детям. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимы условия для их прочувствованного восприятия.

Ценности составляют ядро духовности человека. В данном случае мы рассматриваем духовно-нравственные ценности как своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения. Человек создает свои ценности не на пустом месте, их основой являются традиции народа, реальный окружающий мир, поэтому обеднение этого мира обедняет и мир человеческий, как материальный, так и духовный.

Духовность мы рассматриваем как уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся не преходящие человеческие ценности; и как ориентированность личности на действие во благо для окружающих и окружения, поиск его нравственных абсолютов. Очень точно по этому поводу говорит наш губернатор Е.В.Позгалев: «…В наше время приоритетным становится воспитание такой личности, для которой духовно-нравственные ценности становятся бесспорными…».

Основой устойчивого поведения отношения человека к окружающему современная психология и педагогика считают ценностные ориентации (В.А.Сластенин, Г.А.Чижакова и др.). Термин этот чаще всего понимается как направленность субъекта на определенные ценности в виде системы устойчивых фиксированных установок и предпочтений, определяющих его деятельность. Установки и предпочтения выступают как центр внутреннего, духовного мира, в котором отражается весь накопленный жизненный опыт. Духовно-нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций.

Именно ценностные ориентации выступают внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит. Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерхическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения. Процесс формирования ценностных ориентаций можно представить в виде следующей модели:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Модель становления ценностных ориентаций

 

Субъект

потребности, мотивы, эмоции

 

Что примечательно: проблему формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций современные педагоги решают в основном со школьного возраста, а в большей степени – с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIXXX столетий различных научных школ – зарубежных (З.Фрейд, А.Маслоу, Э.Эриксон, К.Роджерс, К.Лоренс и др.) и отечественных (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознано, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация духовно-нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства. В противном случае не исключается ущербность развития, последствия которого устранить чрезвычайно трудно.

Важность и необходимость реализации программы именно с дошкольного возраста объясняется тем, что период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Ребенок накапливает социокультурный опыт в виде чувств, отношений, знаний, умений.

В возрастной психологии дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке». Значимость эмоциональной жизни ребенка дошкольного возраста обусловлена тем, что, по словам В.В.Зеньковского, «не благодаря работе интеллекта, не через подражание входим мы в связь с социальной средой. Но благодаря тому, что непосредственно чувствуем эту среду как живую, человеческую».

Поэтому целью нашей программы является не раннее информационное насыщение и формирование у детей умений и навыков, а развитие у детей души и сердца, умения чувствовать, проявлять свои чувства.

В программе «Социокультурные истоки» определена система духовно-нравственных ценностей, на которые следует ориентировать детей.

Исходя из того, что высшая общечеловеческая ценность – личность человека, его неповторимость, индивидуальность, систему духовно-нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.

Духовно-нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с духовно-нравственными качествами человека. Нам представляется: нравственная ценность – жертвенная и деятельная любовь к людям – требует воспитание таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам других, способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, сорадование, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Коротко рассмотрим, какие ценности составляют предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании.

Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с изустной литературой. Дошедший до нас фольклор родного народа, является хранителем Отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность. Мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Значительную часть программы «Истоки» составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно – нравственного воспитания и становления старших дошкольников. Путь духовного становления – это сугубо личностный путь каждого, путь поисков и сомнений. Наша задача здесь - пробудить интерес детей к познанию истины.

Нравственные ценности, такие как такие как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости раскрывают для ребенка – дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.

Еще одна группа – ценности деятельности человека. Дети 3 – 7 лет начинают осваивать праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека. Мы доносим до детей ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека: «Терпение и труд все перетрут», «Дело учит, и мучит, и кормит».

Следующая группа – социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

Присоединение детей к данной группе ценностей помогает ребенку приобрести первичный социокультурный  опыт, воспринять традиции своего народа, обрести память рода, обращенную к потомкам, и, в конечном итоге, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно – нравственные основы личности.

Дошкольники начинают постигать в «Истоках» ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России. Сюда входят священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города. В «Истоках» окружающий мир  перестает быть просто набором предметов и объектов. Для русского человека природа всегда была матерью, божественным началом. Ребенок воспринимает его, как живой. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного образования.

Как уже было выше сказано, маленький ребенок усваивает ценностные ориентаций  как осознанно, так и неосознанно, копируя с близких людей образцы поведения, реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. «Яблоко от яблони недалеко падает», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и мы – пример ему», «Какова матка – таковы и детки» - гласят известные в народе изречения. Поэтому в Истоках родители максимально приближены к образовательному учреждению. На семью ориентирована и направлена вся работа по формированию в детях ценностного знания, ценностного сознания, ценностного отношения, ценностной позиции, ценностных установок и ценностной ориентации.

Согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского, ведущую роль в этом играют специальные «орудия преобразования» - знаки и символы. Речь идет о родных пословицах, потешках, сказках, притчах, былинах, песнях, играх, образах - иллюстрациях и других образных художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на их примерах учатся эмоционально-чувственно осознавать духовно-нравственные нормы и ценности родного народа. Так, минуя сознание, на рефлекторном уровне формируется система духовно-нравственных представлений и базовых нравственных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией. Осмысливая систему ценностей, ребенок постепенно устанавливает причинно-следственные связи между поведением, поступками людей и образами их жизни.

Рассмотрим логику освоения основных категорий курса более подробно. В младшей группе (возраст 3-4 года) главными целями воспитательной программы являются:

- первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

- развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;

- развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение, к услышанному).

С целью духовно-нравственного развития детей 3-4 лет разработана серия книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Книги выстроены в логике осваиваемых категорий курса.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца, ласкового слова, сказанного малышу. Первое слово, которое дарят ребенку родители - его имя. В имени — выражение родительской любви, представление о будущей судьбе ребенка. В православной традиции именем, отчеством и фамилией продолжается род семьи. При крещении младенец на всю жизнь получает ангела – невидимого заступника и покровителя. В православных устоях ребенку выбирается имя святого, который будет защитником ему на всю жизнь. Святое имя – залог бессмертия. В народе этот день называют именинами. Это большой праздник для всей семьи.

«Любимое имя» - это первое занятие, открывающее цикл занятий с детьми 3-4 лет. Отрадно, что в настоящее время практически всех детей крестят в храме. Перед занятием родители и дети приносят фотографии, где запечатлены они во время этого таинства. Родители на занятии «Традиции отечественного имянаречения» делятся друг с другом теми дорогими воспоминаниями, еще раз проговаривая и осознавая духовный смысл имени. На одной из страниц книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» родители любовно вписывают ласково звучащее имя своего ребенка. (Демонстрация книги)

В семье ребенок не только слышит ласковое, доброе слово, он сам учится его произносить, а также понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. На лучах солнца обозначенной книги родители прописывают добрые слова, сказанные детьми близким людям.

Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню, Первая песня, которую поет ребенку мать — колыбельная. В ней воплощаются материнская нежность, забота, любовь и надежда, она рождает покой и умиротворение.

После развивающего занятия «Колыбельная песня»,  на очередной странице «Доброго слова» родители вписывают любимую колыбельную песню своего ребенка.

В возрасте 3-4 года ребенок способен почувствовать, что песня может быть также частью праздника, выражением общей радости. Самые любимые детские праздники — Новый год и Рождество. Нарядная елка, веселый хоровод вместе с родителями, красивые и вкусные подарки создают ту праздничную атмосферу, которая помнится все последующие годы. На последних страницах книги «Доброе слово» ребенок вместе с родителями еще раз проживает светлый праздник Рождества Христова и раскрашивает шары на рождественской елке.

Слово, песня, чувства связаны в восприятии детей с образом. Самый любимый образ — образ мамы, самый доступный для понимания — образ солнца. Солнце освещает, согревает, радует.

Свет, тепло, радость, которые дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, дающие защиту, создают образ доброго мира. Ребенок воспринимает мир добрым и светлым благодаря любви окружающих его взрослых, прежде всего отца и матери. В семьи, где родители придерживаются традиционно православного уклада, где добрая и ласковая мать, строгий, но справедливый отец, ребенок по-настоящему счастлив. Любовь и доверие ребенка к близким, рождают любовь и доверие к миру и только тогда мир воспринимается по-настоящему добрым. Образ матери – заступницы навсегда сохраняется в сердце человека.

МАТЕРИ


Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь...

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли ангелом была?


И.Бунин

 

Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет первая книга. Красочные иллюстрации, представленные в книге, делают слово зримым. Слушая чтение, ребенок впервые начинает ощущать волшебную силу слова. Книга, как яркое проявление связи слова и образа, рождает добрые чувства. Она становится для ребенка живой, любимой, требующей к себе бережного отношения. Занятием «Любимая книга» заканчивается первый год обучения.

В средней группе (возраст детей 4-5 лет) целями воспитательной программы являются:

- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;

- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;

- развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;

- развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

Основными категориями программы пропедевтики являются – «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».

Для детей этого возраста разработаны книги для развития «Дружная семья», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Любимая сказка».

В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, основу которой составляет взаимная любовь. Центральными темами, которые предлагается освоить дошкольникам, являются «Дружная семья» и «Домашнее тепло»

Семья – это малая церковь. Она дает силы и защиту каждому своему члену  от мала до велика. Без семьи – горе как двойное горе, а в семье – как полгоря. Зато радость в хорошей дружной семье – всегда двойная радость. Поэтому враг рода человеческого и пытается разрушить семью, чтобы человеку жилось плохо, одиноко, страшно. Одному выстоять против зла труднее, чем всей семьей. Семья – это целостный организм, а не просто кружок равноправных членов.

Из первой книги для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» взрослые читатели узнают об устройстве традиционно русской православной семьи, о роли матери, отца и детей в ней и выходят на размышления пятой заповеди Закона Божия: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле».

Через развивающие занятия «Дружная семья» и «Домашнее тепло» дети выходят на понимание ценностей дружной семьи, где каждый находит радость и утешение, где все стараются как можно чаще быть вместе, где родные люди всегда являются надеждой и опорой друг для друга. «Ребенок получает семью как некий дар судьбы, который нельзя не отклонить, не изменить. Здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать; здесь слагаются основы его характера. Именно семья дает человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Это живые источники духовной любви и духовной веры» (И.А.Ильин)

Тема «Дороги добра» представлена следующим социокультурным рядом: «Родной дом для человека — начало всей путей и дорог. Куда за руку ведут ребенка взрослые? В детский сад, в гости к бабушке, в храм, навестить больного друга... Почему эти дороги можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала — основание доброго опыта». Очень интересны высказывания детей, когда в парной работе они обосновывают друг другу свой выбор дороги к храму как одной из добрых дорог жизни («Меня там крестили…», «Там женились (венчались) мои мама и папа, у нас дома есть фотографии…», «Мы ходим туда с бабушкой. Там такая красота!..», «Туда ходит моя бабушка в воскресенье. И такая добрая приходит домой»…)

Дети на интуитивном уровне открыты Творцу. К.Д.Ушинский говорил: «Небесные семена веры чудесным образом проникают в душу детей, вера врождена человеку. Это очень важно для педагога. Он должен дать пищу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать человека.»

Появление такой категории как «Родные просторы» в программе «Истоки» объясняется исторически сложившейся традицией диалога человека и природы, особенностью которого служат уважительные отношения к Родине – Матери, к России – носительнице высших духовных ценностей, к родной земле. Природа для русского человека всегда была матерью, божественным началом. В дошкольном образовании это обусловлено особенностями восприятия ребенком окружающего мира. Дитя ощущает мир как живое целое, оно открыто миру, так как чувствует себя его частью. Ребенка влечет и притягивает окружающий мир. Все ему представляется новым и интересным. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, гармония в природе отзывается в его душе переживанием счастья и восторга. Через природу ребенок интуитивно чувствует Творца. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира — одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

В свете представлений об особенностях восприятия мира ребенком становится понятным его отношение к «братьям меньшим». Если даже объекты неживой природы ребенок способен наделить чувством, то поведение животных, которые во многих проявлениях похожи на человека, воспринимается им как вполне реальное отражение чувств и отношение в мире людей.

Эта возрастная особенность может стать основой для развития у детей таких качеств, как сочувствие и сострадание. Общаясь с домашними животными, наблюдая за растениями, ребенок ощущает себя более сильным, разумным, уверенным, умелым. Опора на эти позитивные чувства позволяет воспитывать у детей заботливое отношение к живой природе. Этим обусловлено включение в программу категории для детей 4-5 лет «Труд земной», а именно такой темы как «Добрая забота».

Восприятие труда ребенком 4-5 лет также имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности и отдельных орудий труда.

Включение категории «Труд земной» в программу средней группы детского сада, позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни.

В категории «Труд души» представлены такие темы занятий как «Любимая сказка», «Благодарное слово», «Светлый праздник».

Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний. Сказка ценна уже тем, что она является копилкой мудрости, самым большим чудом в творчестве народа. Через сказку дети выходят на простейший нравственный урок. Использование данной категории в контексте занятия дает возможность родителям и воспитателям лучше понять детей, вовремя оказывать им психологическую поддержку, корректировать и реконструировать имеющийся у них опыт.

Когда дети в рамках программы получают опыт взаимозаинтересованных отношений с родителями и воспитателями (а это происходит во время совместной игры, беседы, участия в праздниках и т.д.) они приобретают способность произносить слова благодарности взрослым не формально, руководствуясь только правилами вежливости (так надо, так принято), а с целью от души выразить имеющиеся у них добрые чувства. Для того, чтобы обратить внимание на этот положительный опыт и закрепить его, в программу была включена тема «Благодарное слово». На занятии по данной теме дети, родители и воспитатели получают возможность прочувствовать, что доброе слово исходит из доброго сердца, является выражением доброго чувства.

Особое, целостное восприятие ребенком мира находит наиболее яркое воплощение в празднике.

В нашем календаре есть много праздников, в которых ярко проявляется связь народных традиций с духовным опытом народа. Одним из них является праздник Святой Троицы. Первоначально он может быть воспринят ребенком как «Праздник русской березки». В дальнейшем, по мере взросления, ребенку все более будет открываться его глубокий духовный смысл. Социокультурный ряд, связанный с данной категорией, представлен понятиями: «русская березка - веселый хоровод - святой храм - радостный день». Отрадно видеть, как во время праздника в ребенке соединяется духовное и народное начало.

В возрасте 5-6 лет целями воспитательной программы являются:

- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);

- дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;

- создание условий для формирования правильной самооценки.

Для этого возраста разработаны книги для духовно-нравственного развития детей: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».

Период 5-7 лет – это время, когда идет духовное становление как центральное, доминантное, а значит, все телесное, душевное должно совершенствоваться в строгом подчинении высшему, духовному. По православным канонам возраст 5-7 лет – это возраст строгого ведения детей, строгого послушания. К сожалению, в современной педагогике детства понятие «послушание» отсутствует вовсе. И не только в педагогике детства, но и на уровне семьи, где муж (по православию) – священник в семье, жена – послушна мужу своему, она же хранительница семейного очага и чести семьи, великая терпеливица, дети – послушны родителям своим, как прихожане в храме послушны священнику. Как изменен сегодня первоначальный контекст устройства семьи!

К традициям православного послушания обращена и книга 2 для развития детей 5-6 лет «Радость послушания» и одноименное активное занятие для детей. Через слово к родителям мы подходим к осознанию того, что послушание требуется человеку в течение всей его жизни. В семье, в детском саду, в школе, в государственных и общественных отношениях человек подчиняет свою волю установленным законам и правилам, считается с интересами других людей. Очень важно воспитать в детях послушание, а также научить их управлять своими действиями, не ожидая постоянных указаний. Через анализ русской народной сказки «Гуси – лебеди», сказки «Аленький Цветочек» (по С.Т.Аксакову), фрагмент русской народной сказки «Царевна – лягушка», дети выходят на осознание радости послушания и нравственный вывод: «Дети должны слушаться не только потому, что родители умнее, опытнее и лучше знают жизнь, а просто потому, что они дети своих родителей. Дети родителям не ровня» (Такова заповедь Божия).

Возраст 5 лет — время, когда ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях.

В этом же возрасте происходит расширение социальных связей. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстниками. Объектами его социальной жизни являются:

- отношение к себе;

- отношение к другим людям;

- отношение к социальной традиции.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства — альтруизм, стыд и чувство совести.

Отношение к социальной традиции становится условием формирования национальной идентификации, чувства патриотизма, любви к Родине, нравственного сознания.

Важной особенностью данной программы является то, что в процессе освоения системы социокультурных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей полностью отсутствует описание негативных способов поведения (того, как не следует поступать). Мы придерживаемся точки зрения, высказанной выдающимся русским психологом Л.С.Выготским еще в начале ХХ века: «Всякое описание проступков, рождая в уме ученика ряд представлений, создает вместе с тем импульс и тенденцию в их реализации. Запомним, что всякое сознание есть начавшееся движение и, следовательно,  предостерегая наших питомцев от того, чего они не должны делать, мы одновременно фиксируем их внимание на этом поступке, и тем самым толкаем к его совершению… Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой-нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний» (5, с. 259).

Логика развития содержания в соответствии с основными разделами программы выглядит следующим образом.

Духовно-нравственное воспитание детей в традиции русского народа всегда было связано с верой. Вера давала идеал, просветляла ум, укрепляла волю, делала человека целостным. Вера являлась основанием для таких важнейших человеческих качеств, как верность, правдивость, честность. Верой определялась неразрывная связь в цепи поколений. Защищая родную землю, русские воины защищали и свою веру. Через первую книгу для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле» детям раскрываются истоки представлений о героических подвигах воинов – богатырей. Чтение и анализ былин, активные занятия «Верность родной земле» и «Защитники земли Русской», выводят детей на понимание того, что  «Где вера, там и сила, а где неверие, там и немощь». Вера русских богатырей в правое, справедливое дело пробуждала верность, преданность, твердость в слове и деле.

В рамках программы не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как важнейшая ценность отечественной духовной культуры, и целью занятий по данной теме является знакомство детей с некоторыми внешними проявлениями веры в жизни народа и отдельного человека, позволяющими приблизиться к накопленному предшествующими поколениями православному социокультурному опыту. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших являются опорой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой.

Надежда, как устремление к доброму исходу дела, в сознании русских людей также всегда была неразрывно связана с верой.

Надежда на завтрашнюю радость, вера в чудо ребенку необходимы еще более, чем взрослому. Светлый праздник Рождества Христова как нельзя лучше позволяет детям поверить в реальность чуда, пережить чувство общности с родителями и сверстниками.

Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учатся достигать согласия со взрослыми и ровесниками в деле (выполнение заданий в паре, игра «Построим дом»), в слове, следуя добрым советам старших (занятия «Мудрое слово», «Мудрые люди»), в чувствах и устремлен них (занятия «Добрые друзья», «Добрые дела»). Основная цель христианского воспитания – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. В традициях православия  «добро» - это составная счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям.

Программой предусмотрено дальнейшее развитие взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

У детей в возрасте 5-6 лет основным личностным мотивом в общении со взрослыми является потребность в сопереживании и взаимопонимании. Занятия на темы «Мудрое слово» и «Мудрые люди» позволяют в определенной степени удовлетворить эту потребность. Мудрый опыт поколений (правила поведения, нравственности) сохранен наиболее полно в народных сказках, пословицах, поговорках. В сказочных сюжетах в доступной для детей форме утверждается идея неизменной победы добра над злом, представлены образцы проявлений Веры, Надежды и Любви как главных правил Мудрости.

Этот опыт приобретает для ребенка еще большую значимость, становится личностно окрашенным, когда понравившаяся ему пословица записывается в его альбом уважаемым воспитателем, а мудрый наказ дается близкими и дорогими людьми — бабушками и дедушками, которые участвуют в проведении последних занятий третьего года обучения.

В возрастной группе 6-7- лет целями воспитательной программы являются:

- первоначальное знакомство с истоками русских православных традиций («Традиции слова», «Традиции образа», «Традиции дела», «Традиции праздника») как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации;

- дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);

- создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

Для этого возраста разработана и вышла в свет серия книг для духовно-нравственного развития детей: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

Для ребенка 6-7 лет чувства перестают играть определяющую роль в отношении к действительности. Предметом его внимания становится мир во всем его многообразии: природа, люди, их отношения, связь прошлого, настоящего и будущего и т.д.

Сказочное слово все еще играет значительную роль в жизни ребенка. Но теперь акцент делается на глубокий нравственный смысл сказки, который проявляется в качествах ее героев.

В книге для развития «Сказочное слово» центральное место занимают две сказки – русская народная сказка «Царевна – лягушка» и авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка и мертвой царевне и о семи богатырях». Через чтение и анализ этих и других народных сказок, творческие задания, активное занятие «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок», дети выходят на понимание православной традиции - родительского благословения, утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, в торжестве любви и верности.

Через книгу «Напутственное слово» и одноименное активное занятие, дети выходят на первое осознание выбора жизненного пути, учатся понимать нравственные аспекты общения людей, выбирают слова – напутствия, с которыми провожают в путь-дорогу:

 

- В добрый путь!

- Ангела хранителя!

- С Богом!

- Счастливого пути!

- Хорошей дороги!

 

Книги «Сказочное слово» и «Напутственное слово» помогают глубокому осмыслению осваиваемой категории «Традиции слова».

Книга для развития «Светлый образ» раскрывает читателю образ Преподобного Сергия Радонежского, великого наставника, ангела – хранителя земли русской, чудотворца, нашего духовного учителя. В течение многих столетий одним из главных средств духовно-нравственного воспитания детей наши соотечественники считали жития святых, на основе которых и подготовлена данная книга. Читая книгу, выполняя творческие задания, дети имеют возможность познакомиться с сюжетными событиями жизнеописания Преподобного, узнать  о его великодушии, удивительной доброте к миру, к людям, ко всему живому. Образ Преподобного Сергия Радонежского, «учителя учителей», молитвенника за русскую землю, обладающего такими качествами, как терпение, трудолюбие, доброта, смирение, дорог сердцу каждого человека и доступен пониманию ребенка. (Эта книга для развития поможет воспитателю в подготовке занятий «Светлый образ» и «Великий чудотворный образ», она более полно раскроет православную категорию «Традиции образа».)

С традициями дела и истоками мастерства детей знакомит четвертая книга для развития «Мастера и рукодельницы». В книгу вошли: Сказ П.П.Бажова «Каменный цветок», рассказ К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», русские народные сказки «Морозко», «Иван крестьянский сын и Чудо – Юдо», а также  вопросы для их анализа, задания и активные занятия. Книга раскрывает для детей социокультурную традицию выбора жизненного пути. Это очень важно на этапе 6-7 лет, поскольку в данный период у детей зарождается интерес к будущей взрослой жизни и выбору профессии.

Книга пятая «Семейные традиции» содержит социокультурно-ориентированные тексты. Сюда вошли лучшие образцы поэтического слова Ф.И.Тютчева, В.А.Жуковсвкого, К.М.Фофанова, сказ П.П.Бажова «Живинка в деле», сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», также предлагаются вопросы для их анализа, творческие задания и активные занятия «Семейные традиции» и «Книга – праздник души». Анализ текстов и выполнение практических заданий подводят детей к пониманию важности соблюдения семейных традиций (почитания родителей, послушания, милосердия, гостеприимства и радушия, праздника, влекущего за собой преображение и духовный подъем).

Итогом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является праздник «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!». Особенность этого праздника заключается в следующем:

- сценарий праздника разрабатывается родителями с помощью метода номинальной группы;

- педагоги (воспитатели, учителя начальной школы), родители и дети являются не зрителями, а активными участниками праздника. Это достигается с помощью активных форм обучения (ресурсный круг с делегированием), разговора в круге, совместной художественно-игровой деятельности детей и взрослых;

-      наиболее значимый момент праздника — вручение детям созданного ими совместно с родителями альбома «Мои истоки», который является результатом и показателем реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в детском саду.

В заключение очень важно сказать о том, что тот, кто берет на себя ответственную задачу формирования духовно-нравственных ценностей в маленьких детях, должен и сам ориентироваться на эти ценности. В противном случае слова, даже наполненные большой мудростью, не будут иметь никакого веса, не принесут пользы. Следовательно, процесс формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций будет проходить успешно в том случае, если сам педагог практикует все то, о чем говорить детям. Однако не секрет: порой и у взрослых случаются срывы: никто не застрахован от ошибок. Как быть в таком случае? Правильнее всего признать свою ошибку перед детьми. Подобный подход не только сохранит атмосферу доверия между взрослым и ребенком, но и послужит примером разрешения конфликтной ситуации.

Важно, чтобы педагог, вступивший на путь взращивания духовно-нравственной личности ребенка, и сам был способен:

- признать и принять собственное нравственное несовершенство, «не опускать руки» от понимания  своего несовершенства. Важно решиться на саомсовершенствование;

- раскаиваться в своих проступках. Не просто признавать их, а искренне сожалеть о содеянном, принимать решение больше этого не повторять, и стараться держать свое слово;

- быть требовательным и строгим к себе, со всей ответственностью формировать привычку контролировать свои мысли, не забывать о совести;

- открывать сердце для добродетели. Верить: если призовешь в свое сердце терпение, любовь, бескорыстие, жертвенность, обязательно их обретешь;

- взять за правило: не осуждать, не говорить и не думать о других плохо, не завидовать, не унижать личность. Стараться преодолевать в себе негативизм, гневность, раздражительность, гнать мысли осуждения, и всегда помнить о чем-то добром, значимом, связанном с человеком, вызывающем осуждение;

- наполнять свое сердце благими мыслями: читать книги, смотреть фильмы, общаться с людьми, чья жизнь вдохновляет на добрые дела, кто мог бы стать образцом для подражания;

- находить в окружающих близких и воспитанниках хорошее, доброе начало, верить в то, что они могут стать порядочными, даже если совершают, казалось бы, неблаговидные поступки.

Непременное условие успешности формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого его воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них. Дефицит любви к ребенку часто приводит к проявлению у него негативного поведения, черствости. Недостаток тепла и ласки в отношениях между взрослым и ребенком ограничивает способности ребенка откликаться на эмоциональное состояние другого человека. Неслучайно В.Г.Белинский отмечал: «Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвеем нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем».

И так… Чему прежде всего предстоит научить за годы дошкольного детства? Вере! Надежде! Любви! Как можно научить этому? Самим быть в Вере! Надежде! Любви! И в этом смысле педагогическое служение – это подвиг каждого учителя, каждого воспитателя. По словам С.Рачинского «Сейчас, как никогда, нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный, потому – великий!»

Скромных, но великих каждодневных подвигов вам, педагоги России на ниве нашего Просвещения, в свете сияющих истоков!