Формирование системы оценивания на уроках математики.
Оценка 4.9

Формирование системы оценивания на уроках математики.

Оценка 4.9
docx
06.12.2021
Формирование системы оценивания на уроках математики.
доклад (2).docx

Формирование системы оценивания на уроках математики .

        «Великая цель образования – это не знания, а действия»

 

                                                                                                                                                (Г.Спенсер)

 

   Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого      оцениваем результат.

    А оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд,  - это сложнейшая педагогическая проблема, которая стоит перед каждым учителем математики.

Меня, как учителя, всегда волновали вопросы: Почему школьные отличники не всегда становятся успешными во взрослой жизни? Чему не научила их школа?

ФГОС ставит сегодня перед школой задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций.

В процессе введения  инновационных  форм и методов обучения, планов и программ должны найти свое место изменения  в системах оценивания, в том числе, на уроках математики. Поэтому я активно работаю над методической темой «Формирование системы оценки и самооценки на уроках математики».

Необходимость оценивания  отмечают все участники образовательного процесса.

Я работаю в школе учителем математики 34 года, и за это время   провела не одну тысячу уроков. Какой бы теме ни был посвящен урок, понимаешь, что он должен способствовать развитию учащихся. Каждый урок требует глубокого осмысления целого ряда вопросов: и самый главный из них:  - Как правильно оценить знания ученика? Каждый ребенок видит себя отличником и искренне стремится им стать. Но, столкнувшись с трудностями, некоторые дети понимают, что у них ничего не получается. У таких учеников зачастую  просто опускаются руки. И именно отметки могут быть  причиной его неуспешности, источником конфликта и неудач. Учителю приходится привести ребенка к тому ,что учитель сам заинтересован в том ,чтобы правильно оценить знания ,а порой и усилия ребенка.

Как я это делаю, постараюсь сейчас вам рассказать. К примеру, я возьму 8а класс, где я веду математику. Когда я взяла в 5 классе этих детей, это был не  сильный класс, там были и слабые детки .Все мы знаем, что  если не найти общий язык с ними, то можно потерять, то что было, а если постараться, то можно вылепить из них детей если и не математиков, то хотя бы  детей ,интересующихся математикой. Первая моя задача была, чтобы заблестели их глаза на уроке математики, чтобы они не ждали с нетерпением окончания урока. И вы знаете, у меня это получилось. Например, когда в 5классе мы проходим тему «Уравнение» я даю им творческое домашнее задание, т.е. таким образом имею возможность оценить всех детей. Они с удовольствием придумывают сами задачи на составление уравнения ,красочно иллюстрируют свои работы. Для связи с русским языком я опять же даю пятиклассникам творческую работу сочинить стихи о математике, а для развития логики ребенка, даю задание сочинить математическую сказку. Наиболее хорошие работы мы читаем прямо на уроке, а оцениваю естественно все работы. Если ребенок явно видит, что работа другого лучше, он не обижается и старается в следующий раз сделать работу еще лучше. Когда мы решаем задачи на движения  зачастую не всем детям они интересны ,а вот когда мы их рисуем(мотоциклистов, пешеходов),то ребенку это более интересно и понятно. Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей» я стараюсь на своих уроках чтобы учащиеся больше видели что от них требует математика нежели слышали. Изучая азы геометрии в 5-6классах я предлагаю своим детям самим изготовить геометрические фигуры. С большим удовольствием они выполняют творческую работу: они делают из (картона, шпашек,  зубочисток, из дерева и.т.д)разные геметрические фигуры и уже никогда не будут ошибаются, когда называют вершины, ребра ,грани той или иной фигуры.

Далее,при изучении в 7 классе по геометрии темы «Признаки равенства треугольников» я предлагаю своим детям сделать дома из картонки два равных треугольника. Они с большим удовольствием это делают. И тогда на уроке им совсем не трудно с помощью наложения двух треугольников доказывать теоремы и применить эти знания в практике. Кроме того ,с помощью этих треугольников можно подвести детей к тому, что из них можно сложить квадрат и еще незнакомые им понятия равнобедренного треугольника , ромба ,параллелограмма , а потом только приступить к изучению этих тем. Затем, при изучении по геометрии темы «Угол. Биссектриса угла» опять-таки у нас практическая работа, только теперь прямо на уроке. На обычном тетрадном листике мы строим угол, проводим биссектрису угла и уже дети имеют наглядное представление о биссектрисе угла и как правильно использовать свои практические знания при решении задач.

Творческие домашние работы ,практические работы на уроках позволяют мне оценить на уроке каждого ученика ,даже очень слабого. Ни для кого не секрет ,что порой не знаешь как и за что ставить слабому ученику оценку ,вот тут-то и приходит на помощь именно такая система оценивания.

В старших классах тоже я ввожу одним из способов оценивания их практическую работу. Например ,при изучении темы в 10 классе « Многогранники « учащиеся дома изготавливают из разных материалов гексаэдры, тетраэдры, октаэдры, икосаэдры, додекаэдры и им уже им гораздо легче на своих фигурах отвечать по данной теме и получать оценки. Хотя это не единственная система оценивания ,но все же на мой взгляд это одна из самых рациональных и коммуникабельных видов.

Со мной наверное согласятся учителя математики , если я скажу что изучение в 6 классе тем «Сложение, вычитание, умножение ,деление положительных и отрицательных чисел –это наша боль. Я расскажу как я выхожу из положения. Заранее делаю к уроку распечатки- самостоятельные работы и даю на уроке им каждый день. Если ученик справляется с этой работой, то вместо оценки рисую ему веселого смайлика. Если же ученик допускает ошибку ,то ему вместо оценки ставлю восклицательный знак и по мере того сколько ошибок допускает ученик столько восклицательных знаков накапливается у него и для их устранения ученик старается изо всех сил и результаты очевидны.

Для оценивания подготовки к ЕГЭ.в 11- х классах я пользуюсь на уроке пакетом( в виде конвертов) разноуровневых заданий ,который получает каждый ученик.Из пакета ученик сам собирает себе комплект заданий на «3»,»4»,»5» и тут же после решений получает объективную оценку.Кроме того ,каждый ученик получает на уроке –практикуме макеты геометрических фигур (цилиндр ,конус , усеченный конус, пирамиду ,усеченную пирамиду ,призму ,шар),делает необходимые измерения ,вычисляют площади и объемы пространственных фигур что намного облегчает им решение стереометрических задач а также мне упрощает вопрос об объективности выставленных оценок.

С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их  достоинствах и недостатках. За годы своей педагогической работы я, конечно, выделила  положительные стороны балльной оценки.  Да, это простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию, готовить статистику и  отчетность. Но с другой стороны,  каждый учитель оценивает знания учащихся, исходя из своих интуитивных  представлений.  Поэтому выставление балльной оценки зачастую портит отношения между учителем и учениками. Сейчас мы стоим на пороге введения ФГОС в среднее звено, поэтому вопрос изменений в системе оценивания для меня стал еще более актуальным.

Для того, чтобы была успешной деятельность на уроке нужно следовать  следующему:

Уметь радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

Стать очень близким человеком для своего ученика. Постараться, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стать ему другом и наставником.

Не бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Быть вместе с ними в поиске.

Постараться вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.

Система оценивания  учителя  - это великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка и  заставить его верить в свои силы.

В процессе многолетней работы я пришла к выводу, что  система оценивания должна строиться на следующих принципах:

      По мере возможности ученик должен воспринимать математику наглядно.

      Ученик должен верить ,что учитель –друг и всегда придет на помощь.

      Ученик должен знать ,что учитель всегда правильно оценит его труд.

      Учитель должен научить ученика самооценке.

Самооценка предметных компетенций

Умножение  десятичных дробей  Математика 5 кл

Дата

Таблица умножения

Правило записи столбиком при умножении десятичных дробей

Умножение натуральных чисел столбиком

Сложение многозначных чисел

Правило умножения десятичных дробей столбиком

Кол-во ошибок

отметка

10.11

+

+

+

-

+

 

 

12.11

+

+

+

+

+

 

 

 Для себя ученик  сам выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания Видя перед собой эту таблицу, ученик  стремиться к полному выполнению тех задач, которые стоят перед ним.

У меня такая же сводная таблица, я постепенно заполняю ее, акцентируя внимание ученика на его достижениях и поощряя своей словесной оценкой к достижению успеха. Эти таблицы – промежуточный измеритель, но они лучше помогают оценить ученику свои знания, выделить свои неудачи, пробелы и стремиться к успеху.

Ещё лучше, когда ученик пытается сам выделить те компетентности, которыми он должен пользоваться при выполнении самостоятельной работы и дать свою оценку знаниям. Пример таблицы, когда сам ученик записывает название столбцов

Таблица предметных компетенций

Тема: Построение графика функции вида у= ах2+вх+с (математика 8)

дата

Определить название функции и Определить вид графика данной функции

Определить направление ветвей параболы

Нахождение вершины параболы

Нахождение дополнительных точек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такие таблицы заполняются  на уроках закрепления и совершенствования знаний. После этого ученик может адекватно оценить свои результаты, используя алгоритм самооценки.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

По итогам самооценки учитель и ученик ставят отметку сообща!

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

 (Необходимый, повышенный или максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (удовлетворительный, хороший, отличный, превосходный)

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Обучение «Алгоритму самооценивания» происходит постепенно, с выделением  на уроке необходимого  времени :

1 шаг.              Учимся сравнивать цель и результат,

2-й шаг.           Учимся находить свои ошибки.

3-й шаг.          Учимся видеть свою удачу

4 -й шаг.          Учимся ставить себе отметку.

Как показывает моя учительская практика, использование самооценки пробуждает желание узнать новое, способствует стремлению к успеху и надежде на успех. Поэтому чаще всего урок  я начинаю со слов:  “Вы все умеете, у вас все получится”.Стараюсь словесно  выразить веру в силы ребенка: "Я верю в тебя".

Такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика. Учу детей говорить такие слова:  “Все зависит от меня”, «Я справлюсь, я уверен в себе», "И я не хуже других!"

Мне  важно, чтобы вся информация по овладению предметными компетенциями учеников фиксировалась  у меня, поэтому я считаю необходимым вести рабочий журнал (в бумажном или электронном виде). Таким документом может быть таблица предметных  результатов учеников.

                       Таблица предметных  результатов учеников.

Ф.И.ученика

Сравнение десятичных дробей

Задание 1

Округление десятичных дробей

Задание 2

Сложение и вычитание

десятичных дробей

Задание 3

Умножение десятичных дробей

Задание 4

Айдарова А.

4

3

4

3

Ашракаев М.

5

5

4

5

……

 

 

 

 

 

Я,   как и многие учителя,  использую следующие    правила при выставлении                отметки:

нельзя наказывать отметкой;

если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться  к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать неблагоприятную спонтанную реакцию;

     если отметка спорная, то ставим её в пользу ребенка.

В заключение хочется сказать: человек никогда не преуспеет в жизни,  если однажды не познает успеха. Поэтому очень важно видеть в каждом ученике уникальную личность, верить в неё. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни, на высокую оценку себя со стороны окружающих.


 

Формирование системы оценивания на уроках математики

Формирование системы оценивания на уроках математики

Когда мы решаем задачи на движения зачастую не всем детям они интересны ,а вот когда мы их рисуем(мотоциклистов, пешеходов),то ребенку это более интересно и понятно

Когда мы решаем задачи на движения зачастую не всем детям они интересны ,а вот когда мы их рисуем(мотоциклистов, пешеходов),то ребенку это более интересно и понятно

С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их достоинствах и недостатках

С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их достоинствах и недостатках

Для себя ученик сам выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания

Для себя ученик сам выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания

Необходимый, повышенный или максимальный уровень) 7

Необходимый, повышенный или максимальный уровень) 7

В заключение хочется сказать: человек никогда не преуспеет в жизни, если однажды не познает успеха

В заключение хочется сказать: человек никогда не преуспеет в жизни, если однажды не познает успеха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021