Формирование системы работы по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ по географии на уровне основного общего образования
Учитель МБОУ Шумилинской СОШ Орлова Т.А
Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ).
Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять, что умеет выпускник, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание. Большое значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Такая диагностика даёт возможность проработать проблемные вопросы, увидеть объективную картину подготовки к ОГЭ.
Приемы подготовки к ГИА
1. Групповые и индивидуальные консультации
2. Знакомство со структурой работы
3. Решение вариантов демоверсии
4. Разбор теоретического материала по основным разделам работы
5. Практическая работа с картой
6. Чтение топографической карты, профиля
7. Анализ синоптической карты
8. Изучение факторов размещения отраслей промышленности
9. Повторение теории движения литосферных плит
10. Составление систематизирующих таблиц:
11. а) «Природные зоны», «Климатические пояса», «Почвы», «Растительный и животный мир»
б) Слоганы
в) Персоналии
12. Анализ синоптической карты
13. Изучение факторов размещения отраслей промышленности
14. Повторение теории движения литосферных плит
15. Составление систематизирующих таблиц:
Дидактический материал
1. Варианты демоверсий
2. Экзаменационный материал (по выбору)
3. Раздаточный материал: климатограммы, топографические карты, профили, синоптические карты
4. Тексты пробного ОГЭ
5. Статистические таблицы
Методика подготовки к экзаменам
1. Работа с текстом
2. Работа с географическими картами
3. Работа с статистическим источниками
Чему учить?
Три группы умений составляющих умение смыслового чтения текстов географического содержания
1. Общее понимание текста и ориентация в нём.
1.1. вычленение информации представленную в в тексте в явном виде , необходимую подтверждения тех или иных тезисов;
1.2 формулирование выводов и заключений, на основе фактов, имеющихся в тексте.
2. Глубокое понимание содержания и формы текста
2.1 преобразование информации из одной знаковой системы в другую;
2.2 формулирование выводов на основе интерпретации информации из текста.
3. Использование информации для решения задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
3.1 формулирование выводов о достоверности суждений на основе анализа и обобщения (интеграции) информации заданной в вербальном виде и на рисунках (географических картах);
3.2 использование текстов для оценки правильности новой информации;
3.3 формулирование выводов и по заданному критерию, на основе анализа. интерпретации и обобщения информации из текста;
3.4 использование информации из текста для выражения и обоснования собственного мнения;
3.5 применение информацию из текста для объяснения ситуации практико-ориентированного характера
С чего начать?
Подбор научно-популярных или информационных текстов. Общие требования:
§ образовательная ценность текста;
§ учёт жизненного опыта и познавательного опыта учащихся;
§ достаточное количество элементов информации для разработки 3 заданий, направленных на оценку умений разных групп;
§ содержание текста должно позволять сформулировать географические вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему именно здесь?», «почему здесь именно так, а не иначе?» и др.
§ содержание текста должно иметь или личностную или общественную значимость.
Чему учить?
Приёмы работы с картографическими источниками на уроках географии:
§ приём ориентирования;
§ составление описаний территорий;
§ картографическое моделирование;
§ составление характеристик территорий;
§ картографические приёмы (построение профилей, составление контурных карт, картосхем);
§ картоаналиические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение координат, глубин и т.д.
Использование географических карт атласа при выполнении экзаменационной работы
§ Задание 2 – работа с административно-политической картой России (пограничные государства)
§ Задание 3 – работа с тематическими картами раздела «Природа России» (8 класс)
§ Задание 5 – работа с тематическими картами раздела «Хозяйство России» (9 класс)
§ Задание 7 – работа с тематическими картами раздела «Население России» (8-9 класс)
§ Задания 10-11 – работа с синоптической картой
§ Задание 14 – определение географических координат
§ Задание 17 - работа с картой «Плотность населения России»
§ Задание 18-21 – работа с топографической картой
§ Задание 22 - работа с административно-политической картой
§ Задание 24 – работа с картой часовых зон
Чему учить?
Приемы работы со статистическими материалами.
Её порядок заключается в следующем:
§ прочесть заголовок,
§ прочесть единицу измерения,
§ прочесть заголовки строчек и граф,
§ читать по строчкам и графам с округлением цифр,
§ сделать вывод о том, что узнаешь.
Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде:
Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например, размеры территории, численность населения. Они выражаются в:
• Натуральных единицах измерения (тонны, кг, м²).
• Условно-натуральных (тонны условного топлива).
• Стоимостных (дают денежную оценку).
Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.
Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ГИА, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий на бланках. Таким образом, обучающиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке заданий и типам тестов, используемых в КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания с развернутыми ответами
При подготовке к ГИА по географии выпускнику необходимо использовать учебники и пособия для подготовки к ГИА, которые рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации. Для успешной самоподготовки нужно как можно чаще тренироваться. Тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена по географии. Знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволяют выпускнику на экзамене быстро сориентироваться в вопросах и качественно выполнить задание.
Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы. Но по причине того, что все словари служат не для объяснения, а именно для освежения в памяти воспоминаний, краткий словарь школьника будет абсолютно неэффективным для тех, у кого объем знаний стремиться к нулю.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на обучающихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатом обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения. Активная работа с компьютером формирует у обучающихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.
Использование Интернета для проведения тестирования в формате ГИА онлайн ( приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовки обучающихся. Готовя выпускника к ГИА можно использовать различные тренировочные программы, которые учитель предлагает обучающимся. Учитель имеет возможность организовать работу с каждым учеником и вносить необходимые изменения в их подготовку. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что позволяет обучающемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий.
Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене.
В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по географии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к ГИА. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа при подготовке к ГИА по географии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучении предмету; отразить существенные стороны географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики объектов и явлений природы.
Такая система позволяет достичь положительных результатов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.