Формирование социально-коммуникативных компетенций младших школьников с легкой степенью умственной отсталости во внеурочной деятельности
О.В.Кандалова
А.Д.Карнюшина
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова»
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. По данным Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» в 2019 году, самыми распространенными причинами первичной инвалидности у детей, проживающих в республике, являются психические расстройства и расстройства поведения. Из общего числа детей, впервые признанных инвалидами по причине психических расстройств и расстройств поведения, 57,5% занимает умственная отсталость [6].
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 2016 год) понятие «необучаемый школьник» исчезло из оборота, поэтому даже ребенок, имеющий самое тяжелое нарушение имеет, право получить образование в зависимости от его психофизических возможностей [1].
Как показывает анализ ФГОС НОО для умственно отсталых детей, большой акцент в образовательной деятельности уделяется развитию социальных компетенции, которые в первую очередь понимаются как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимых ребенку с умственной отсталостью в обыденной жизни [2].
В настоящее время проблема развития социально-коммуникативных компетенций обучающихся у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости – это актуальная социальная и психолого-педагогическая проблема, изучением которой занимались следующие зарубежные и отечественные ученые такие как А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Ю.А. Тюменева, В.А. Болотов, Т.И. Самсонова, Т.В. Антонова, О.Ф. Борисова, Г.М. Андреева, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, Н.Д. Никандров, И.Н. Горелов и т.д.
Основная цель формирования социально-коммуникативных компетенций для данной категории обучающихся - снижение их зависимости от постороннее помощи, стимулирования активности, успешной адаптации и социализации в окружающей социальной среде. Работа по формированию у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости социально-коммуникативных компетенций может осуществляться в ходе учебной, внеурочной и коррекционно-развивающей деятельности. Социально – коммуникативные компетенции формируются и совершенствуются в процессе общения обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Формирование социально-коммуникативных компетенций в процессе внеурочной деятельности позволяет не только удовлетворить индивидуальные потребности младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости в общении, самореализации, но и, что особенно важно, обеспечивает продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, реализацию разных социальных ролей в группе и коллективе, поэтому является эффективным ресурсом для формирования благополучной модели будущей взрослой жизни [5,с.121].
Социально - коммуникативная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними [3].
Социально - коммуникативная компетентность формируется в условиях непосредственного взаимодействия: сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки и умение определить личностную роль в обществе. Процесс формирования социально - коммуникативных компетенций, предполагает развитие таких компетенций, как умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную и невербальную), как средство достижения цели – это умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить, умение культурно выразить свои чувства: корректно отказать или показать недовольство, благодарность, сочувствие, умение получать информацию от собеседника и уточнять ее. Владение языком (фонетическими, лексическими, грамматическими средствами), способность к построению связного высказывания (текста) и умение поддерживать речевое взаимодействие с партнерами (интеракция диалога). При этом диалог рассматривается как вид общения, который предполагает обмен интеллектуальной информацией, эмоциональную настроенность партнеров («диалогические отношения»), и их практическое взаимодействие [4, с.60].
В соответствии ФГОС НОО для детей с легкой степенью умственной отсталости в начальной школе предусматривается формирование следующих социально - коммуникативных компетенций, которые отражаются в содержании учебной и внеурочной деятельности: умение начать и поддержать разговор; задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения; приобретение навыков работы в коллективе; воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи; умение культурно выразить свои чувства: корректно отказать или показать недовольство, благодарность, сочувствие; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; обогащение практики понимания другого человека (чувств, мыслей, намерений другого); навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях [2].
На основе выводов, полученных в результате изучения теоретического анализа проблемы, нами был проведен учебно-исследовательский эксперимент, который осуществлялся на базе ГОУ РК «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Сыктывкар».
Для диагностики сформированности социально-коммуникативных компетенций младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на констатирующем и контрольном этапах эксперимента использовалась методика «Социализация и межличностное общение», разработанная Аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция», под руководством Е.Д.Худенко. Данная методика предполагает внесение изменений в изучение компонентов социально –коммуникативных компетенций всоответствий ФГОС для умственно отсталых. В связи, с чем нами были определены для исследования следующие основные группы показателей сформированности социально-коммуникативных компетенций: способность к регуляции межличностного общения, успешность использования средств коммуникаций с учетом условий ситуаций, демонстрация в поведении норм и правил межличностного общения.
Проведение исследования констатирующего этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах позволило выявить, что преобладающим общим уровнем сформированности социально-коммуникативных компетенций в экспериментальной группе является низкий уровень и средний уровень в контрольной группе.
Цель формирующего эксперимента – с учетом полученных результатов разработать и реализовать программу внеурочной деятельности «Я успешный собеседник», направленную на формирование социально - коммуникативных компетенций младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. В формирующем эксперименте участвовало 8 респондентов экспериментальной группы. Разработка и реализация программы проходила в период с 27 ноября 2019 года по 07 марта 2020 года. Программа внеурочной деятельности имеет свое тематическое планирование:
Разделы |
Темы |
Кол-во часов |
«Я успешный собеседник» |
«Я коммуникатор» |
3 |
«Я слушатель» |
3 |
|
«Я знаю вежливые слова» |
3 |
|
«Я культурный человек» |
«Я гостеприимный» |
3 |
«Я посетитель» |
3 |
|
«Я общаюсь по телефону» |
3 |
|
«Я друг» |
«Я и мои друзья» |
3 |
«Я умею сотрудничать» |
3 |
После реализации внеурочных занятий в экспериментальной группе наметилась положительная динамика в формировании социально-коммуникативных компетенции. На контрольном этапе процентное количество обучающихся экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности социально-коммуникативных компетенций составил 22,51% и 27,42% средний уровень сформированности социально-коммуникативных компетенций, низкий уровень не был выявлен. У обучающихся контрольной группы общий уровень сформированности социально-коммуникативных компетенций увеличился на 1,7%.
Данный результат позволяет предположить, что разработанная нами программа внеурочной деятельности эффективна и помогает педагогу работать над формированием социально-коммуникативных компетенций младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [Текст]: принят Государственной Думой от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2016).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]: приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 (ред. от 03.02.2015).
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 г. № 4/15 (ред. от 22.12.2015).
4. Дмитренко, А.В. Технологии работы с детьми с умственной отсталостью [Текст] / Дмитренко, А.В. // Социальная работа. – 2014. - № 8. – С.57-62.
5. Дмитриев, А.А. Организационно-управленческие аспекты внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью в свете реализации ФГОС [Текст] / А.А. Дмитриев // Сибирский педагогический журнал. 2017. -№ 4. - С. 117-123.
6. Социальное обслуживание в Республике Коми. – http://regionalcenter.rkomi.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.