Формирование социально-значимых качеств посредством физической культуры

  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматривается роль систематических занятий физкультурой в формировании социально-значимых качеств личности: патриотизма, гражданственности, готовности защищать Родину и др. Автор, имеющий обширный опыт педагогической деятельности, акцентирует внимание на физкультуру и спорт как метод формирования здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), воспитание ответственной личности. Цель работы: исследование влияния систематических
Иконка файла материала Формирование социально-значимых качеств посредством физической культуры.docx

 

УДК 796.011.1 

 

Формирование социально-значимых качеств посредством физической культуры

 

Аннотация

В статье рассматривается роль систематических занятий физкультурой в формировании социально-значимых качеств личности: патриотизма, гражданственности, готовности защищать Родину и др. Автор, имеющий обширный опыт педагогической деятельности, акцентирует внимание на физкультуру и спорт как метод формирования здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), воспитание ответственной личности.

Цель работы: исследование влияния систематических спортивных занятий на социально-значимую ориентацию личности.

Исследовательские задачи:

- анализ социально-значимых качеств современной молодежи, как ресурса будущего;

- определение роли физкультуры и спорта в становлении современной личности;

- обзор научных работ по этой проблематике.

Методы исследования: автором используются методы теоретические (анализ, синтез, классификация обобщение) и эмпирические (наблюдение, анализ документов).

Ключевые слова: спорт, молодёжь, ЗОЖ, патриотизм, ответственность, перспектива, образ будущего.

 

Formation of socially significant qualities through sports activities

Abstract

The article discusses the role of systematic sports activities in the formation of socially significant personality qualities: patriotism, citizenship, readiness to defend the Motherland, etc. The author, who has extensive experience in pedagogical activity, focuses on sports as a method of forming a healthy lifestyle (hereinafter referred to as a healthy lifestyle), and the upbringing of a responsible personality. The purpose of the work is to study the impact of systematic sports activities on the socially significant orientation of an individual; Research objectives: - analysis of the socially significant qualities of modern youth as a resource for the future; - determination of the role of sports in the formation of a modern personality; - review of scientific works on this issue. Research methods: the authors use theoretical methods (analysis, synthesis, classification, and generalization) and empirical methods (observation and document analysis).

Keywords: sports, youth, healthy lifestyle, patriotism, responsibility, perspective, and the image of the future.

 

В современной международной обстановке геополитической напряжённости, вызовов и угроз, с которыми сталкивается Российская Федерация, большое значение имеет содержательное качество общества, взвешенная политика, отстаивание национальных интересов. Эти положения в контексте заявленной темы отражены в ряде правовых документов.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» дано определение традиционных ценностей как базы для сохранения единства и преемственности моральных норм следующими поколениями [1]. Среди перечисленных ценностей «патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы …» (ст. 5).

В нормативном документе акцентировано внимание на значимости проблемы сохранения неизменных принципов для прошлого (историческая память), настоящего (воспитание молодежи), будущего (благосостояние общества), в случае неудачи, что отмечено в Указе, возможен негативный сценарий развития.

Эти положения конкретизированы в Стратегии молодежной политики до 2030 г., [2], где и обозначены основные направления деятельности педагогического сообщества:

- определена молодёжная группа – 14-35 лет;

-отражен важнейший период для самоопределения (14-17 лет), где и формируются нравственные ценности личности, убеждения в необходимости ЗОЖ, нормы социального поведения, профессиональный выбор,

провозглашены «историческое и духовное единство общества», «служение Отечеству», «защита традиционных ценностей».

Исходя из выше названного во исполнения этих нормативных документов выстраивается образовательная и воспитательная траектории учебных заведений, в том числе школы как первичного звена. Именно в школе посредством учебных предметов осознанно формируются смыслосодержащие качества будущего выпускника: патриотизм, гражданственность, служение.

Хотелось бы обратить внимание на уроки физкультуры с позиции их важности:

они универсальны для всех учеников вне зависимости от полученных по другим предметам оценок,

они являются инструментом, осуществляющим мечты от желаемого к действительному, потому что формируют двигательные навыки и развивают физические способности, необходимые в большом спорте, профессиональной деятельности военных, правоохранителей, специалистов в области науки, техники, здравоохранения и др.

Именно на уроках физкультуры занимаются с учениками допризывного возраста, готовя их теоретически и практически к выполнению конституционной обязанности – защите Отечества. Это важный аспект, поскольку в последнее десятилетие показатели физического развития школьников ухудшается. Так по данным медицинских осмотров более 80 % выпускников общеобразовательных школ к военной службе непригодны, 60-70% не в состоянии выполнить школьные контрольные нормативы [3].

Приведённые среди старшеклассников и студентов 1 курса исследования типичны и представлены в таблице (табл. 1) [4]:

Таблица 1.

Влияние спорта на личность человека

Влияние спорта на личность человека

В подтверждении общепризнанности позитивного значения физкультуры можно привести мнение исследователей в этой области:

- Бакешин К.П.: «Показатель физической подготовки тесно связан с защитой государственной целостности страны, с защитой интересов государства, что связывает сами понятия «физической подготовки» и «патриотизма» [5];

- Алиев М.Н., Джандаров Д.З.: «Занятия физической культурой и спортом способствуют патриотическому воспитанию учащийся молодежи, формированию морально-волевых качеств (честности, справедливости, ответственности, дисциплинированности и др.» [6].

- Сокольникова А.Д., Юшманова Е.В., Агеева О.Н.: «Занятия физической культурой и спортом, как ничто другое, помогают самоутверждению, становлению личности, позволяют ей реализовать свои физические и интеллектуальные способности» [7].

Согласно обнародованным результатам Всероссийского центра опроса общественного мнения (далее-ВЦИОМ), большая часть граждан России считают себя патриотами. Сближаются показатели молодежи и представителей старшего поколения в условиях реальных международных событий и внутригосударственных усилий (87% и 94% соответственно) [8].

Таким образом, в условиях обеспечения национальной безопасности, как приоритетной деятельности государства одним из важнейших направлений становится работа с молодежью для обеспечения суверенитета и будущего развития страны. На школьных учителей ложится ответственность за формирование социально-значимых качеств посредством учебных предметов и личного примера. В этом сегменте образования преподаватели физкультуры, тренеры занимаются системной работой, нацеленной на развитие физических данных, стрессоустойчивости, волевых качеств и коммуникативных навыков, создание привлекательного образа здоровой жизни, воспитание чувства любви и уважение к Родине (или стране пребывания), желания защищать и оберегать ее.

 

Список литературы

1.     Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502?erid=LjN8K8S (дата обращения 10.11.2025).

1.2. Стратегия молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года. 2023. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/28d/hyihn9b0mm2iafi1yfokx52xyn3us4ky.pdf (дата обращения 25.11.2025).

3.     Алиев М.Н. основные направления гуманизации российского образования: проблемы приоритета и пути их решения / Педагогические науки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-modernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya-problemy-prioritety-i-puti-ih-resheniya/viewer (дата обращения 22.11.2025).

4.     Овчарук. Влияние спорта на личность человека. URL: https://vc.ru/id1952704/719247-vliyanie-sporta-na-lichnost-cheloveka?ysclid=milgg6mmrf287705634 дата обращения 22.11.2025).

5.     Вакешгин К.П. Взаимосвязь физической подготовки и патриотического воспитания / Актуальные исследования. 2023, № 46.

6.     Алиев М.Н., Джандаров Д.З. Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-patrioticheskom-vospitanii-uchascheysya-molodezhi?ysclid=mildzhtop5122323562 (дата обращения 22.11.2025).

7.     Сокольникова А.Д., Юшманова Е.В., Агеева О.Н. Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании студентов / XV Международная студенческая научная конференция. 2023 URL:  https://scienceforum.ru/2023/article/2018032816?ysclid=milegjrmg3996039611 (дата обращения 12.11.2025).

8.     ВШИОМ. О современном российском патриотизме. URL:  https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-sovremennom-rossiiskom (дата обращения 20.11.2025).


 

9.     Скачано с www.znanio.ru